Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Пути небесные Ивана Шмелёва

Пути небесные Ивана Шмелёва

«Среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелёв – самый русский. Ни на минуту в своём душевном горении он не перестаёт думать о России и мучиться её мучениями».

Константин Бальмонт

Русскому писателю, публицисту, православному мыслителю Ивану Сергеевичу Шмелёву 3 октября 2023 года исполняется 150 лет со дня рождения. Его имя долгий период было под запретом. Но время показало: Иван Шмелёв – один из немногих писателей, которого заслуженно можно назвать самым русским. Всё, что его интересовало, – простое и тихое счастье ближнего и мир на Земле. Иван Шмелёв – талант особый. Яркий, самобытный, щедрый. Писатель вошел в литературу как прозаик, мастерски владеющий богатством народной речи. О нём прекрасно сказал А. И. Куприн в своей речи, посвященной его 60-летию: «Шмелёв теперь – последний и единственный из русских писателей, у которого можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка».

Иван Сергеевич Шмелёв

Иван Сергеевич родился в 1873 году в Москве в семье подрядчика-старообрядца. Его отец строил мосты, дома, брал подряды по иллюминации столицы в дни торжеств, держал купальни, лодки, бани, ввел впервые в Москве ледяные горы, ставил балаганы. Последним его делом был подряд по постройке трибун для публики на открытии памятника Пушкину. Своему отцу, Сергею Ивановичу, писатель посвятил проникновенные страницы в книгах «Богомолье» и «Лето Господне». Семья Шмелёвых отличалась патриархальностью и истовой религиозностью. Неотъемлемой чертой этой патриархальности была любовь к родной земле и её истории.

Образование мальчика началось в частном пансионе, затем он поступил в 6-ю московскую гимназию. Для него это были тяжелые времена. Однако именно гимназия сделала доступной литературу. Поскольку в доме не имелось иных книг, кроме Евангелия и атласа естественной истории, круг чтения Ивана был весьма узок. А здесь – Жюль Верн и Майн Рид, Марриэт и Эмар, Пушкин и Толстой, Крылов и Тургенев, Успенский и Короленко. Книги эти закрепляли в Шмелёве «чувство народности, русского, родного» — то самое чувство, которое он усвоил в родном доме и которое будет основополагающим в его творчестве. Писательство неодолимо влекло юного Шмелёва. Он благоговел перед самим словом – «писатель». В его сочинительствах принял живейшее участие преподаватель словесности Ф. В. Цветаев: он позволил пятикласснику писать о чём угодно и как угодно, не стесняя его гимназической программой. Иван Шмелёв писал стихи, сентиментальные и юмористические рассказы, повести – всё больше о природе, иногда – сочинения на поэтические темы.

Осенью 1894 года юноша поступает на юридический факультет Московского университета. Через год в журнале «Русское обозрение» печатается его первый рассказ из народной жизни «У мельницы», который помог опубликовать его учитель. Первая книга начинающего писателя — путевые очерки «На скалах Валаама» (1897) – была раскритикована цензурой и успеха не принесла. Он замолкает на целое десятилетие.

После окончания университета в 1898 году Шмелёв начинает служить чиновником по особым поручениям Владимирской казённой палаты. Эти годы службы обогатили его знанием уездной жизни. Если раньше он знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни, то теперь узнал деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство. В деревнях, уездных городках, фабричных слободках писатель встречает прототипов будущих героев своих многочисленных повестей и рассказов 1900-х годов: «По спешному делу», «Под небом», «Патока», «Вахмистр», «Распад». Чуть позже он создает проникнутые оптимизмом рассказы для детей: «К солнцу», «Светлая страница», «Полочка».

В 1907 году Шмелёв оставляет службу, чтобы полностью отдаться литературной работе. Он переезжает в Москву, в 1909 году становится активным участником литературного кружка «Среда» и встречает дружескую поддержку В. Г. Короленко и М. Горького. В 1910-е годы его часто печатают, хвалят критики – за подлинность жизни «со всеми ее ужасами, повседневной обыденщиной». Слава прозаика-реалиста упрочняется. В своих произведениях Шмелёв раскрывает процесс духовно-нравственного обновления рядового человека, прежде социально индифферентного и без сомнений принимавшего установленный порядок жизни. А под влиянием революционных потрясений меняет свой образ жизни и взгляды. Одно из наиболее значительных сочинений на эту тему – повесть «Гражданин Уклейкин» (1908). Герой повести, полунищий сапожник, пьяными выходками мстящий обществу сытых за обиды и унижения, круто меняется, охваченный атмосферой общественного подъёма. Пробудившееся чувство человеческого достоинство, гражданская активность возвышают нравственное самочувствие, облагораживают образ жизни Уклейкина. Этой повестью Шмелёв продолжил одну из коренных тем русской литературы – тему «маленького человека». Первую мировую войну писатель воспринял как тяжелое испытание для русского народа, откликнувшись на неё циклом рассказов «Суровые дни». Февральскую революцию встретил восторженно, но суровая действительность отрезвила Шмелёва. В 1918 году он уезжает в Крым, где пишет книгу о крепостном художнике «Неупиваемая чаша». В повести «Это было» писатель осуждает войну как массовый психоз здоровых людей, как действо, противное всему человеческому существу.

В произведениях 1910-х годов изменяется стилевая манера писателя. На смену сказовым формам ранней прозы, обнаруживающим связь с традициями Достоевского и Лескова, приходит более строгая, близкая чеховской, форма объективного повествования. Шмелёв проявляет себя как мастер словесного пейзажа, создав ряд вдохновенных изображений родной природы. Оптимистическое звучание творчества писателя определялось верой его в силу народной нравственности, в разум человека. Он умел и стремился находить красоту и поэзию в будничном, бытовом течении жизни.

В ноябре 1920 года был арестован и расстрелян сын Ивана Сергеевича Сергей – офицер армии Деникина. Расстрел как офицеру запаса царской армии угрожал и самому Шмелёву. 22 ноября 1922 года он вместе с женой уезжает в Германию, позже переберется во Францию. Вернуться на родину ему не было суждено. На чужбине прозаик еще сильнее чувствует свою русскость, свои родовые связи с Замоскворечьем. Жизнь в эмиграции была отмечена новыми литературными достижениями. Он много пишет: эссе о судьбе страны, статьи об интеллигенции, письма о вере. В середине 1920-х годов писатель создает два произведения: «Солнце мёртвых» и «Каменный век». Пронизанные чувством трагической безысходности, они говорили об упаднических настроениях автора.

И. С. Шмелёв с женой Ольгой и сыном Сергеем.

Вершиной творчества Шмелёва явились произведения 1930-х годов: книга «Лето Господне» и тематически близкий к ней сборник «Родное». В воспоминаниях писателя возникает православная Русь, которой к тому времени уже не было. Навсегда остались в памяти автора тихие семейные радости, любимые праздники, подарки. В далекой эмиграции родина была единственным источником добра и вдохновения.

Повесть «Лето Господне» замечательна глубокой связью с духовной культурой русского православия. Маленький герой, от лица которого ведется повествование, чувствует в окружающем его домашнем мире влияние Господа. Всё, из чего складывается освященный столетиями русского православного быта ритуал очищения души в Чистый понедельник, герой воспринимает как давно ожидаемое, знакомое, родное. Это не просто рассказ о мальчике Ване, его семье и православных праздниках, это картина духовной жизни – открытий, радостей, печалей и сомнений, скорбей – картина, сквозь которую проступают черты общечеловеческие. С первых страниц повести мы открываем для себя не только удивительный уклад замоскворецкого купечества, но и познаем тесно переплетенную с этим укладом духовную культуру русских людей второй половины ХIХ века.

Среди множества персонажей «Лета Господне» выделяются два героя: отец Вани Сергей Иванович и старый плотник Михаил Панкратович Горкин. Если значение образа Горкина как духовного наставника Вани достаточно проясняется в повести, то с образом Сергея Ивановича дело обстоит сложнее: он предприниматель, человек строгий, казалось бы, у него нет времени для духовных забот. Однако это не так. Как раз православная духовность, в традициях которой воспитан он своим отцом, является залогом его предпринимательского успеха. Он ведёт все дела честно, не наживаясь путем обмана и спекуляций, честно платит работникам за труд и награждает за талант и мастерство. В своей повести Шмелёв восстанавливает систему семейного воспитания, основанную на русской православной традиции. Авторитет отца, утверждающего в семье начала православной нравственности, духовное наставничество Горкина сыграли важную роль в формировании Ваниного мировоззрения. Мир, окружающий маленького героя, рисуется как мир, несущий в себе всю полноту красок земного бытия, чистых звуков, волнующих запахов. Вторая книга «Лето Господне» посвящена один за другим христианским праздникам. И каждый раз их ждут с нетерпением, радуются, как в первый раз.

Книга «Лето Господне» — центральное произведение в творчестве И. С. Шмелёва. Это и житийная повесть, и чудесный миф о сказочном царстве, где народ праведен, счастлив, нравственно един и злу неподвластен. В далёкой Франции Шмелёв создал произведение-мечту о России обновлённой, из далёкого будущего. Есть в этой мечте нечто близкое надежде героев «Вишневого сада» А. П. Чехова на грядущее преображение Отчизны, на рождение еще более прекрасного сада.

Последние годы Иван Сергеевич провел в Париже. Он работал над книгой «Пути небесные» — эпопеей о религиозных испытаниях русской души. Две повести – «Солдаты» и «Иностранец» — остались незаконченными. Перенеся тяжелую операцию, он решает поселиться близ православного монастыря, в 140 километрах от Парижа. 24 июня 1950 года писатель приезжает в монастырь, и в тот же день сердечный приступ обрывает его жизнь. Он был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, а 30 мая 2000 года прах его был перезахоронен в Донском монастыре в Москве.

Худ. Д. В. Несыпова. Портрет И. С. Шмелёва. 2000  

Жизнь в отрыве от родины, враждебная отъединенность от исторической судьбы своего народа оказались губительными для таланта И. С. Шмелёва, так ярко заявившего о себе в дореволюционные годы. Лучшие страницы его прозы посвящены воспоминаниям о детстве, проведённом в старой, дореволюционной Москве и в подмосковной деревне. Тонкая наблюдательность, живой выразительный язык его произведений, светлая грусть, которой проникнуто изображение родной природы, дорогих сердцу уголков любимого города и когда-то живших рядом друзей и близких покоряет современных читателей в лучших произведениях Ивана Сергеевича Шмелёва.

Источники:

Русские писатели. Биобиблиографический словарь. [В 2 ч.] Ч.2. М – Я. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с., ил.

Шмелёв И. С. Рассказы и повести. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 412 с.

Русская проза ХХ века. – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2011. – 2011. – 620 с.

Рождественские рассказы русских писателей. – М.: Никея, 2015. – 448 с.

Источники изображений:

https://dzen.ru/a/ZKMyOkxXSVasHmsC — заглавное изображение

https://histrf.ru/read/biographies/ivan-sergeevich-shmelev

https://book-hall.ru/event/523

https://ruslania.com/ru/knigi/1605031-leto-gospodne/

https://www.labirint.ru/books/770913/?ysclid=lmwm9c2rgj243873899

https://inet-kniga.ru/catalog/khudozhestvennaya_li...

8483
Нет комментариев. Ваш будет первым!