Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Азбучные истины великого Толстого

Азбучные истины великого Толстого

В сентябре 2023 года всё литературное сообщество чествует 195-летие со дня рождения Льва Николаевича Толстого – гениального русского писателя, чьё имя наряду с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, Ф. М. Достоевским, И. С. Тургеневым, А. П. Чеховым составляет славу и гордость нашей страны. Жизнь и творчество великого писателя произвели колоссальное впечатление на современников и имели важное значение для развития русской культуры. Каждое поколение, знакомясь с творчеством Льва Николаевича, открывает для себя новые грани его таланта. Писатель Константин Федин так писал о нём: «Толстой никогда не состарится. Он из тех гениев искусства, слова которых – живая вода. Источник бьёт неиссякаемо. Мы снова и снова припадаем к нему, и нам кажется – мы ещё ни разу в жизни не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды».

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой, кроме литературного творчества, уделял большое внимание вопросам воспитания и образования, в том числе крестьянских детей. Это нашло отражение в его многочисленных публицистических статьях и письмах, получило продолжение в педагогической деятельности в Яснополянской школе и написании учебных книг для начальной школы, призванных помочь детям в обучении чтению, письму, овладении начальными сведениями по естественным наукам.

В 1859 году в своём родовом имении Ясная Поляна Лев Николаевич открыл бесплатную школу для 30 крестьянских детей, и сам же работал там учителем. В те времена в России в городах было мало школ, а в деревнях их не было совсем. Народ был безграмотный. За обучение детей брались представители духовенства и отставные солдаты. Школа, которую создал Толстой, была со свободным посещением. Ученики могли приходить и уходить, когда им вздумается (хотя часы уроков были назначены); могли выбирать те предметы, которые им нравятся. Порядок работы они тоже выбирали сами. Главное, чтобы у детей было желание получать знания. «Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся», — считал Л. Н. Толстой.

Флигель, в котором размещалась школа в 1859 – 1862 гг

Крестьянские дети у крыльца сельской школы
в Ясной Поляне

Еще в 1868 году, когда завершалась работа над романом «Война и мир», Лев Толстой задумал новую книгу, которая предназначалась именно для «семьи и школы», «для чтения». Такая книга требовала большого труда. Толстой утверждал: «Чем легче учителю, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученикам». Писатель считал, что по художественному уровню задуманная «Азбука» должна быть не ниже «Войны и мира». «Гордые мечты мои вот такие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть». «Азбука» — эта своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир, — стала событием в педагогике. Позже Лев Николаевич написал «Новую Азбуку» — усовершенствованный учебник, по которому затем обучалось не одно поколение детей.

Черновые наброски и рисунки Л. Толстого к Азбуке.
 Учебники, написанные Толстым

Школьные счёты, журнал «Ясная Поляна»,
приложение к журналу с сочинениями
 и рисунком одного из учеников

«Новая Азбука» обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы. Всего Львом Николаевичем написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни. «Новая Азбука» учитывала возрастные особенности детей и отличалась хорошо подобранным материалом для чтения. В ней просто и своеобразно изложены основы научных знаний по истории, географии, физике, химии, астрономии. В своих рассказах Толстой сначала описывает конкретные сведения, а затем помогает их осмыслить и обобщить.

Однажды, занимаясь с детьми и желая приохотить их писать сочинения, Толстой предложил ученикам придумать рассказ на тему народной пословицы или поговорки. Школьникам это понравилось. Писателю удалось пробудить в детях творческое начало. Сочинения крестьянских ребят восхитили его серьёзностью взгляда на жизнь, выразительностью языка. Лучшие рассказы «Ложкой кормит, стеблем глаз колет» и «Солдаткино житьё», Толстой напечатал в приложении к педагогическому журналу «Ясная Поляна», который издавал с 1862 года. В нём публиковались статьи самого писателя и других учителей о воспитании и обучении. В «Книгах для чтения» — приложениях к журналу – печатались рассказы для школьников, а также их сочинения. Кроме этого в «Книгу для чтения» вошли сказки, исторические притчи: истории и легенды из древнерусской литературы, из жизни разных народов мира. Особое место в ней занимают простые и короткие басни собственного сочинения, а также и переложения уже известных басен Эзопа и И. А. Крылова.

«Новая Азбука» и четыре «Книги для чтения» были по достоинству оценены современниками и критиками, получили позитивную оценку в прессе, были допущены Министерством народного просвещения в качестве учебного пособия в народные школы. Многие рассказы из «Книг для чтения» переводили на многие языки мира: английский, французский, немецкий и даже арабский и использовались для обучения русскому языку. В «Новой Азбуке» Толстого есть рассказы, написанные по русским народным пословицам, и в каждом из них в образной форме раскрывается их смысл: «Азбуку учат, на всю избу кричат», «Какой палец ни укуси, всё больно», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «И пчела не на себя работает». Сочинял Лев Николаевич и загадки:

— На дворе горой, а в избе водой. (Снег);

— Без ног, без рук, а рубашку просит. (Подушка);

— Без крыл летит, без ног бежит, без огня горит. (Ветер);

— Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет. (Письмо);

— Два брата друг на друга глядятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок);

— Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождь, земля и дерево).

Основное место в учебных книгах писателя занимают сказки. Это вольные переложения русских, индийских, персидских, турецких, немецких сказок, иногда пересказы произведений современных Толстому авторов. Лев Николаевич не просто поместил их в «Книги для чтения», а переработал – пересказал, чтобы были понятны ученикам. Создавая свои собственные произведения, он заботился о том, чтобы сюжет их был поучителен и занимателен, но прост. Сказки, истории, былины, созданные писателем, часто имеют научно-познавательный характер. В этих коротких произведениях научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью.

Большое внимание Лев Толстой уделял такому жанру, как басня, в которой через иносказание ненавязчиво, деликатно преподносятся любые назидания, сложная мораль. Писатель добивается того, чтобы живая и конкретная мораль его басен была понятна детям. Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту, заставляют задуматься над отношением к старикам и беспомощным: «Муравей и голубка», «Два товарища», «Отец и сыновья», «Теленок на льду», «Кот и мыши» и другие. Особенной поэтичностью отличаются рассказы писателя о животных. Он учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни зверей и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера: «Лев и собачка», «Булька», «Галка и кувшин», «Котёнок».

Считая детство очень важным периодом жизни, Толстой много внимания в своих произведениях уделяет образам детей. Он отмечает их впечатлительность, пытливость, любознательность, отзывчивость, трудолюбие, ярко подмечает интересные моменты в поведении. Дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревенская жизнь передаётся так, что мы видим её глазами ребят. В этих коротких рассказах показаны взаимоотношения детей и взрослых в крестьянской семье.

Лев Толстой  постоянно перерабатывал свои произведения для учебных книг. В предисловии к «Азбуке» он пишет: «… Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений…».

От раннего утра и до поздней ночи возился Толстой с детьми. Он не только учил их грамоте, письму, счёту, русской истории, естествознанию, рисованию и пению, но и много гулял с ними, рассказывал обо всём, что могло их заинтересовать. Лев Николаевич считал, что ученики начальной школы должны получать широкий круг знаний. Он стремился также привить детям и трудовые навыки: ребята сами обрабатывали землю, сеяли и выращивали лён, горох, репу и сами же убирали урожай. На переменах и после занятий писатель показывал ребятам гимнастические упражнения и играл с ними на природе. Очень скоро школа в Ясной Поляне благодаря необычайно быстрым успехам детей приобрела самую лучшую репутацию у окрестных крестьян, так что к Толстому порой возили учеников за 50 вёрст. Удивительная школа существовала три года, пока все 150 местных ребят не выучились всему, что казалось нужным их учителям. Кроме этого, Толстой помог устроить более двадцати школ в окрестностях Ясной Поляны. Занимаясь с детьми, писатель с восхищением наблюдал, как в крестьянском ребёнке обнаруживается художник. «Если ученик в школе, — указывал он, — не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Писатель отдавал силы народному образованию ради спасения «Пушкиных и Ломоносовых».

Л. Н. Толстой среди яснополянских детей. Художник Е. Бём (Эндаурова)

Произведения Л. Н. Толстого для детей – это кладезь азбучных истин. Писатель считал, что жизнь сложна и противоречива, поэтому ребёнку не нужен перечень моральных правил, а необходимы картины из жизни, которые вызывают в нём определённые мысли и чувства, приучая самостоятельно думать и размышлять.

Идею создания новой школы и воспитания творческой личности Лев Николаевич считал наиважнейшей, а занятия педагогикой – самым радостным и счастливым временем своей жизни. Возможность предоставить каждому ребёнку полноценное образование, достойное человека, нравственное развитие знаменитый писатель связывал с прогрессом России и всего человечества.

Говорят, что писатель – это зеркало эпохи. А есть и те, кто сами по себе – эпоха! Лев Николаевич Толстой прожил долгую, очень плодотворную в творческом отношении жизнь. Сам менялся вместе с веком и людям, жившим в это время, помогал измениться к лучшему, так как настоящая литература помогает читателю лучше понять себя и окружающий мир.

Источники:

Никитина Н. А. Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной Поляне. – М.: Молодая гвардия, 2007.

Пажитнов Л. Н. Слово и Дело Толстого: Искусство и этика. – М.: Детская литература, 1979.

Сычев С. В. Русская литература с древнейших времён до середины ХIХ века. – М.: Издательство «Мир книги», 2007.

Источники изображений:

https://www.livelib.ru/book/1000726717-skuchen-den-do-vechera-koli-delat-nechego-l-n-tolstoj?ysclid=lm62gxxr7a940735641

https://orenburgkniga.ru/fairy_tales/skazka-dva-brata-lev-tolstoj.html

https://www.ozon.ru/product/skazki-basni-byli-i-rasskazy-139826923/?sh=EWeeWy-OiA

https://www.culture.ru/events/3215277/vystavka-pedagogika-l-n-tolstogo-opyt-i-svoboda

https://vatnikstan.ru/history/lev-tolstoy-2/

https://makanom.livejournal.com/233038.html

https://gallery.ru/watch?ph=jNT-dajCD

https://stylishbag.ru/8-foto/lev-tolstoj-na-kartinah-hudozhnikov-94-foto.html — заглавное изображение: художник И.Е. Репин. Л. Н. Толстой в яснополянском кабинете, 1887

7166
Нет комментариев. Ваш будет первым!