Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Преуспевает владеющий информацией

Преуспевает владеющий информацией

Трудно представить себе мир, лишенный информации. Сами того не замечая, мы постоянно обмениваемся ею как на бытовом, так и на интеллектуальном уровне. Слова, жесты, знаки – это всё информация. Она является неотъемлемым элементом любой науки и любого вида деятельности. Существуя в виде текстов, схем, рисунков, чертежей и фотографий, световых и звуковых сигналов, радиоволн и нервных импульсов, запахов и вкусовых ощущений, информация окружает нас повсюду. Она всегда играла огромную роль в жизни общества и отдельного человека. Известный британский финансист Натан Ротшильд утверждал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

С давних времён сбор сведений об окружающем мире помогал человеку выживать в нелёгких условиях – из поколения в поколение передавались и накапливались опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась. Со временем её большие объемы об окружающем мире сыграли огромную роль в развитии научно-технического прогресса.

Сейчас, в первой половине ХХI века, роль информации в жизни современного человека является определяющей: чем большими навыками и знаниями он владеет, тем выше ценится как специалист, тем больше имеет уважения в обществе.

Что же такое информация? Этот термин происходит от латинского слова «information», что означает «сведения, разъяснения, изложение». То есть информация – это сведения, знания, которые человек получает из разных источников. К сожалению, память человека, как и сам человек, недолговечна. Люди ищут новые, более удобные и надёжные носители информации для хранения и передачи её последующим поколениям, которые будут жить на земле. Мы знаем, что сначала она передавалась устно. Это были сведения о профессиональных навыках, например, приёмах охоты, способах земледелия, обработке охотничьих трофеев. Затем информацию стали фиксировать в виде изображений. Так появились наскальные рисунки, демонстрирующие животных, растения, людей. Древний человек начал рассказывать о событиях своей жизни в рисуночном письме – пиктограмме, высекал знаки на камнях или костях животных, оставлял зарубы на деревьях.

Охота на оленей. Наскальная живопись. Испания.

Человечество помнит за период своего существования четыре информационные революции. И всякий раз каждая информационная революция открывала новые носители знаний, поднимая человечество на более высокую ступень развития. Понятие «информационная революция» означает качественные изменения в жизни общества в результате внедрения новых средств передачи информации.

Первая информационная революция (III тыс. до н. э.) связана с изобретением письменности. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. На чём только люди не писали! В III веке до н. э. в Египте научились изготавливать писчий материал – папирус. В древних государствах – Ассирии, Вавилоне, Шумере – писали на глиняных табличках. Для этого использовали специальный резец, который при нажиме на мягкую глину давал клинообразный отпечаток. Такое письмо стали называть «клинопись». На Древнем Востоке для письма использовали материал из кожи животных – пергамент. В Индии – высушенные пальмовые листья, на которые можно было легко наносить краски. В Китае для письма приспособили бамбук и свитки из шёлка. На Руси использовали бересту – кору берёзы.

Египетский папирус. «Книга мертвых»

Клинопись

Бамбуковые книги. Китай

Новгородские берестяные грамоты

Вторая информационная революция (середина ХV века) была вызвана изобретением книгопечатания. С началом эпохи изготовления книг информация стала доступной широкому кругу людей. В середине ХV века немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг создал станок для печатания книг, ставший символом новой эпохи.

И. Гутенберг

Библия

В 1563 году русский царь Иван IV Грозный учреждает в Москве первую государственную типографию. 1 марта 1564 года вышла первая печатная христианская богослужебная книга — «Апостол». С нее началась история книгопечатания в России. Книга напечатана одними из первых восточнославянских книгопечатников Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем. Было отпечатано почти 2000 экземпляров «Апостола». До наших дней сохранилось всего 50 книг.

Книгопечатник И. Фёдоров

«Апостол» 1564 г.

Третья информационная революция (середина ХIХ) века связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объёме.

Старинный дисковый телефонный аппарат Н. К. Гейслер и Ко из массива дерева, Санкт-Петербург, 1910-е.

Советский телеграфный аппарат, Электромеханический завод им. Кулакова, Ленинград, 1932 г.

Четвертая информационная революция (середина 1950-х годов) связана с изобретением электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и появлением персонального компьютера. Это открыло перед людьми совершенно новые возможности для поиска и обработки информации. В середине 1980-х годов начинается стремительное развитие сети Интернет, увеличивается число персональных компьютеров.

Киевский МЭСМ

Компьютер. 1986 год

Именно в этот период происходит очередной информационный взрыв – резкое увеличение объёма и скорости обращения информации, которую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой деятельности. За последние 200 лет произошло резкое удвоение общей суммы человеческих знаний: с 1800 года – каждые 50 лет, с 1950 года – каждые 10 лет, с 1970 года – каждые 5 лет и с 1990-го – каждые 2 – 3 года. Для сравнения: по данным ЮНЕСКО, в начале ХIХ века во всём мире выходило около 100 научных журналов, в 1850 году – 1000, в 1900-м – более 10 тысяч, в настоящее время – свыше 100 тысяч. Книг за последние 25 лет выпущено столько же, сколько за предыдущие 500 лет.

Мы живём с вами в информационном обществе, которое открывает для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. В то же время — это общество несёт многочисленные риски и опасности. В условиях колоссальных объемов информации всё труднее становится ориентироваться, получать и перерабатывать нужные сведения. Мощь современной информационной техники и технологии порождает опасность манипулирования сознанием и поведением человека, угрожает дегуманизацией. Современный человек с малых лет попадает в активную медиасреду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми. Их доля влияния на людей постоянно увеличивается. И это становится серьёзнейшей проблемой, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда идёт активное познание мира, формируется сознание ребёнка, его ценности и мировоззрение. Проблемы подготовки человека к жизни в информационном обществе в настоящее время являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества. ЮНЕСКО и ИФЛА являются ведущими международными организациями в этой сфере. Они объединяют и координируют усилия специалистов из разных стран, продвигают лучший опыт решения проблем медиаграмотности и информационной грамотности.

Сегодня всем необходимо уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, знать, где и каким образом эти знания могут быть применены, самостоятельно трудиться над развитием своего интеллекта, культурного уровня. С развитием компьютерных технологий изменяются требования, предъявляемые человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры, которая является составной частью общей культуры, позволяющей каждому из нас, свободно ориентироваться в информационном пространстве, использовать необходимые документы независимо от их нахождения. Составляющей частью понятия «информационная культура личности» следует считать понятие «информационная грамотность»: способность человека осознавать свои информационные потребности, оценивать качество информации, хранить и разыскивать информацию, а также эффективно и творчески её использовать. Невозможно быть успешным человеком и не уметь пользоваться информацией и устройствами, работающими с ней.

В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, СМИ. Информация бывает:

личной – это знания, опыт, интуиция, умения, планы, эмоции, чувства, наследственная память конкретного человека;

— специальной – производственная, научная, управленческая, техническая;

общественной – эстетическая, научно-популярная (исторические, культурные и национальные традиции), общественно-политическая.

Какие же источники общественно-политической информации существуют?

Книга – наиболее удобное средство передачи во времени и пространстве информации, зафиксированной в знаковой форме. Основной смысл слова «книга» всегда связан с учёностью, информацией и распространением сведений, знаний и образов.

Журнал – периодическое журнальное издание, содержащее статьи по различным вопросам, литературно-художественные произведения, имеющие постоянную рубрику.

Газета – периодическое издание обычно на несшитых листах с разнообразными материалами, посвящёнными современным текущим событиям политической, культурной, экономической, научной, спортивной жизни одного региона или страны.

Изоиздание – изобразительное издание, большую часть объёма которого занимает изображение живописных, графических, скульптурных, фотографических работ. К изоизданиям относятся альбомы, изобразительные открытки, плакаты, художественные репродукции.

Кинофильм – кино-, аудиовизуальный документ на плёночном носителе, содержащий зафиксированные на нём предметы, события, явления.

Аудиовизуальный документ – документ, содержащий изобразительную и (или) звуковую информацию. Наиболее распространенными можно назвать фонодокументы на компакт-кассетах, диапозитивы (диафильмы), видеодокументы, компакт-диски.

Фонодокумент (фонограмма) – аудиовизуальный документ на ленточном или дисковом носителе, содержащий звуковую информацию. Фонодокументы представлены в виде грампластинок, аудиокассет, компакт-дисков.

Компакт-диск – дисковый носитель информации с оптическим способом записи. Датой их появления считается 1982 год. В настоящее время цифровой способ позволяет получить качество изображения и звука, приближенное к естественному.

Электронная книга – разновидность книги, представленная в памяти компьютера совокупностью данных (текст, звук, изображение). Электронная книга даёт возможностями гиперсредств: сочетать текст с аудио- и видеоматериалами, со звуковыми стереоскопическими эффектами. Электронную книгу можно не только читать, но и изменять, добавляя собственные наблюдения, размышления. Ежегодно в электронной форме выпускается большое количество журналов и книг. В настоящее время многие стараются оцифровать имеющиеся книги, чтобы обеспечить удобство хранения на электронных носителях и беспрепятственный доступ к ним желающих.

Роль информации столь велика, что индустрия, связанная с её передачей, обработкой или использованием стала одной из ведущих отраслей наших дней, а устройства, предназначенные для обработки цифровых данных, — компьютеры – символом современной цивилизации. Умение получать, оформлять и передавать информацию стало залогом получения престижной работы, а значит, личного благосостояния. Информация сегодня – это не вспомогательный, как ранее, ресурс, которым обеспечивали общество библиотеки и информационные центры. Это важнейший экономический ресурс наряду с материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами, более того, это стратегический ресурс, который определяет уровень развития государства.

Источники:

Коляда М. Г. Информатика. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 192 с., ил. – (Современная школьная энциклопедия).

Шипунова А. В. Информатика. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 315 с., ил.

Шальгин В. Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2009. – 416 с., ил.

Левин М. Информатика в школе и дома. – М.: ЗАО «Новый издательский дом», 2006. – 176 с.

Шилов В. В. Удивительная история информатики и автоматики. – М.: ЭНАС, 2011. – 216 с., ил. – (О чем умолчали учебники).

Источники изображений:

Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. – М.: «Книга», 1988. – 311 с., ил.

https://gas-kvas.com/risunki-fon/23858-risunok-fonovyj-informacija-37-foto.html — заглавное изображение

https://stranabolgariya.ru/foto/drevnij-kitaj-knigi.html

https://rgnp.ru/biografia-ivana-fedorova-biografia-ivana-fedorova-foto-video/

https://dzen.ru/a/Y8pZond1NX2GNdfQ

https://dzen.ru/a/ZFtMpOHki3SH7Ap0

https://skillbox.ru/media/code/ekaterina-yushchenko-avtor-ukazateley-i-pervaya-zhenshchinaprogrammist-v-sssr/

https://drasler.ru/kartinki-i-foto-vsemirnyj-den-audiovizualnogo-naslediya/

https://dubikvit.livejournal.com/421823.html

https://novyefoto.ru/fotos/Foto-Sovremennoi-Knigi.html

http://gagarin.library67.ru/metodicheskaya-kopilka/planirovanie-raboty-bibliotek/nazvaniya-bibliotechnyh-meropriyatij-temy-dlya-vystavok-2/ — название статьи

1260
Нет комментариев. Ваш будет первым!