Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

История славянской вышивки

История славянской вышивки

Не так давно был учрежден новый праздник, который посвятили всем творцам, причастным к делу развития и популяризации художественных промыслов нашей страны. Праздник будут ежегодно отмечать в предпоследнее воскресенье июня. В 2023 году День народных художественных промыслов придется на 18 июня.

Народное искусство – наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Своеобразной формой народного искусства являются художественные промыслы. Среди множества их вышивка – самая доступная и любимая. Рукоделие на Руси всегда считалось занятием, угодным Богу. Возможность своими собственными руками превратить обычную ткань в красивую вещь всегда увлекала русских женщин, а их врожденный вкус способствовал необычайному развитию в народе этого вида искусства.

Вышивка – один из наиболее популярных видов рукоделия. Современные мастерицы с удовольствием украшают ею множество предметов и даже вышивают картины. Для наших предков вышивка служила не только как украшение на одежде или предметах быта, а и как мощный оберег, способный защищать своего владельца от нечистой силы.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существования этого вида рукоделия в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IХ – Х векам. Прежде всего это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями, а также предметы быта, декорированные золотым шитьем. Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в ХIV – ХVII веках вышивка приобрела ещё более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую – из шёлка и бархата – одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно это искусство распространялось повсеместно. С ХVIII века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становясь одним из основных занятий девушек-крестьянок. Так, девочки к 13 – 15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе: большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров (оборка, кружевная кайма) и столешников (скатерть) и украсить их многоцветной или белоснежной вышивкой. Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны и т. д. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения. Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком. Так, перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, её способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненными руками девушки, определялось, какая хозяйка входит в дом.

Художник В. Кириллов

Художник М. Фёдорова

Сегодня нас поражает количество техник, в которых выполнялись вышивки: они разнообразны по счету нитей ткани, по сетке из выдернутых в ткани нитей, по основе и утку или по целой ткани – росписью, крестом, счётной гладью, набором. В каждой области или местности была своя любимая вышивка и любимые сюжеты.

Первый сюжет русской народной вышивки – Дерево: оно – и древо, и древо мира, и древо познания. Дерево участвует в нашей жизни не только служа нам жилищем, давая плоды, украшая наш дом. Дерево – это образ мира и образ мышления. Дерево – это и дом, и храм, и последнее пристанище человека. Корни – это знак подземного мира, стволу соответствует земной мир, крона – небо. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Одним из первых животных, судя по многочисленным вышивкам, пришедшим к нам с севера, был Олень. Его культ был распространен очень широко. Олень – знак удачного брака, знак обильной жизни. Два оленя, сведённые головами, — сюжет для женского кокошника, он был не только знаком неба, но и знаком матери и дочери, рождающих всё живое на земле.

Рожаницы – древнеславянские женские божества, спутницы бога Рода, почитались с позднего каменного века. Они олицетворение женского животворящего начала и великого таинства природы, символ женского плодородия. Рожаницы традиционно изображались в позе рожающей женщины, в виде двух оленей или рогатых женских фигур. Старшей Рожаницей в представлении наших предков была Лада. Её изображали в виде женщины с опущенными руками (руки в боки). Это Богиня любви, красоты, семейного счастья, покровительница брака, хранительница домашнего очага, хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Шло время, и человек постепенно начал понимать, что зверь, животное не так всемогущ, как ему казалось многие века. Сила природы, сила солнца, сила весны, тепла, дождя оказались для хлебопашца и скотовода куда большей властью, чем власть зверя, которая не могла помочь ему выращивать и собирать урожай. Но эту власть и силу нужно было воплотить во что-то, что было ведомо человеку. И человек наделил эту силу человеческими чертами. В первую очередь олицетворением этой плодотворящей силы стала женщина, так как много было общего у природы и земли с ней. Мать сыра земля – это земля, политая дождем и дающая хороший урожай, несущая в себе реки и воды. Мать и земля – синонимы в восприятии нашего далекого предка. Изображали её в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках.

Один из распространенных сюжетов вышивки – трехчастная композиция расположения женских фигур. Она имеет два основных варианта. На одних вышивках персонажи поднимают руки к небу, на других подчёркнуто опускают руки к земле. Поднятые вверх руки персонажей вышивки несут «идею встречи» небесной благодати. Опущенные вниз руки центральной фигуры вышивки обращены к земле, дающей урожай. Такая последовательность повторов фигуры женщины напоминает многократную молитву на урожай.

Частым сюжетом русской вышивки является Конь. Он наделён божественной силой и считался знаком солнца и неба. Конь, конник, колесо – равнозначные знаки солнца и тепла, приносит в дом счастье и благополучие. Вышитые сюжеты с мотивом коня многообразны. Например, кони-птицы или кони, расположенные по сторонам женской фигуры или цветущего дерева. На конях часто изображали всадниц – богинь весны. Часто встречаются двуликие кони и даже четырёхкратное изображение коней, символизирующие четыре стороны света. Конники – знаки времён года, знаки зимнего и летнего равноденствий, которые отмечал народ праздниками и обрядами.

Даждьбог — бог плодородия и солнечного света, лета и счастья, живительной силы. Огромный всадник занимает всё пространство небесного свода, достигая головой вышивки. Так показана его божественность. Его окружают женщины с солнечными дисками. Символ Даждьбога олицетворяет связь с предками, он даёт энергетическую защиту рода.

Птица – один из самых распространенных образов русского народного искусства. На вышивках она чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскрешения природы, пробуждения земли. Птицы– символизировали свет, тепло, весну, счастье. Например, Петух символ богатства, мужского здоровья, человеческого благополучия. Очень часто петухов вышивали на рушниках для молодоженов. Обе матери этим желали молодым здоровья, счастья, процветания. Две птицы голова к голове – символ счастливого брака, поэтому этот сюжет часто используют в ритуальной женской одежде. Птицы на полотенце – знак памяти об усопших, символ души, вестники иного мира, они же – знак хорошего урожая.

Известный исследователь и знаток славянской древнерусской культуры академик Б. А. Рыбаков указывал на то, что к древним узорам и орнаментам нужно относиться с особым вниманием и почтением. Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов передавал нам своё отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у неё милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента. Народ очень тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.

В славянской традиции ромб – один из самых любимых знаков. На женской одежде он встречается чаще, чем на мужской; но и женщины и мужчины носили пояса, украшенные ромбовидным орнаментом. Ромб – безусловный оберег. Это знак земледельцев, символ родящих зерно полей, символ счастливого потомства. Ромбы изображали на кухонной утвари, вырезали на фасадах домов. Считалось, что семья, охраняемая ромбами, живёт в достатке и всегда будет многочисленна. В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромбы с продолженными сторонами и со сторонами, снабженными «гребешками», назывались репьями. Ромб — «репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета» — молнии, которая разит демонов, оберегает скот. Также в орнаменте использовались ромбы с «крючьями», между которыми помещались маленькие ромбики. Ромб мог обозначать землю, растение и женщину одновременно. Различные ромбы были символами плодородия, они как бы изображали крестьянские поля: ромбы с точками – это символ засеянного поля, ромбы-«репья» — символ огороженного участка земли, ромбы с рожками и завитками – символ семени.

Нагрудная вышивка. Деталь костюма жениха. Семипалатинская губерния. Середина ХIХ – начало ХХ вв.

Исследователи видят в сюжетах вышивки отражение древнего земледельческого культа славян. Отсюда графическое изображение явлений, связанных с земледелием. Зубчатая или более плавная волнистая линия в вышивках нередко является графическим изображением воды. По ней плывут ладьи, птицы. Иногда эта линия проходит под чертой, символизирующей почву, на которой растут кусты, трава, располагаются птицы и животные. Вертикальная волнистая линия — это дождь.

Встречаются в вышивке и крестообразные фигуры. Солярные знаки – круг, крест, розетки – это символы огня, солнечного божества, мужского начала. Это языческие охранительные знаки. Круг мог превращаться в многогранник, ромб, квадрат. Не случайно сочетание в русской вышивке ромба и креста, ромба и розетки — это символическое соединение женского и мужского начала. Солярные знаки часто вышивались рядом с всадником, олицетворяющим солнечное божество. Вышивая эти знаки, мастерицы как бы молили солнце послать больше тепла на крестьянские поля, согреть всё живое своим светом.

Большое символическое значение имел цвет изображаемого символа, знака. Чаще всего в русской вышивке использовались два цвета: красный и белый. Кроме этих цветов мастерицы использовали золотой, а также чёрный или синий. Белый чаще всего являлся цветом фона. Он связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало. Красный или золотой цвет – свет солнца, огня; цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести; символ здоровья и совершенства, защищал от всего дурного. Этот цвет воплощал мужское начало. Красный узор, вышитый по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя живительную энергию Солнца и готовую произвести всё живое. Красным цветом призывали богатство, любовь, власть и благополучие в дом. Чёрный цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни. Поскольку земля — главная кормилица наших предков, они черный цвет вышивки ассоциировали именно с землей и ее плодородием. Зелёный цвет – это символ жизни, растительности. Он встречается на ритуальных вышивках-оберегах, посвященных приходу весны, а значит, обновлению всего живого. Синий цвет – это символ чистоты, неба и воды, на вышивках он располагался в нижней части.

Все мы стремимся к корням своим. И все мы знаем, как развивает рукоделие и глаз, и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор и формирует нравственные принципы. В настоящее время возрождается интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Художественная вышивка снова становится средством особой выразительности в современной одежде и декоре интерьеров.

Праздничный костюм молодой девушки. Архангельская губерния. Конец ХIХ в.

Вышивание включает в себя множество различных старинных и современных приемов. По всему миру люди продолжают развивать традиционные и новаторские методы украшения одежды и предметов обихода или создавать виды искусства, по-новому интерпретирующие старые ремёсла. Сегодня самыми популярными техниками являются крест, полукрест, петит, вышивка лентами, бисером и гладью, контурная вышивка, а также техника black work. Расшифровывая образный язык узоров, глубже проникаешь в духовный мир наших предков, постигаешь нравственную и эстетическую суть их жизни. Преемственность поколений существует. И по сей день можно увидеть работы наших рукодельниц, мастериц своего любимого дела. Мир русской вышивки многолик и интересен, соприкасаясь с ним, мы лучше узнаём историю своей страны.

Источники:

Гандертон Л. Энциклопедия рукоделий. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 192 с., ил. – (Золотая библиотека увлечений).

Большая книга православного рукоделия. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2012. – 336 с., ил.

Перевертень Г. И. Самоделки из текстильных материалов. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с., ил.

Гальперина Г. А. Подушки, покрывала, гардины, шторы: Красота и уют своими руками. – М.: РИПОЛ классик, 2004. – 320 с., ил.

Каминская Н. М. История костюма. – М.: Легкая индустрия, 1977. – 128 с., ил.

https://www.kp.ru/family/prazdniki/den-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslov/?ysclid=liifxw3jjg623870363

https://infourok.ru/izobrazitelnye-motivy-v-russkoj-narodnoj-vyshivke-4655005.html?ysclid=lilhlnrak3112035803

https://магинформ.рф/stat/1122-znachenie-tsveta-v-slavyanskoj-oberezhnoj-vyshivke.html

Источники изображения:

https://www.promvishivka.ru/russkaya_vyshivka.html

https://www.artofit.org/image-gallery/443393525818413550/Русские-подзоры-кроме-строчевой-вышивки-Музей-Метрополитет/

https://www.perunica.ru/tradicii/5825-peredniki-rossiya-iz-sobraniya-muzeya-metropoliten.html

https://www.livemaster.ru/item/39685818-svadebnyj-salon-rushnik-na-ikonu-bereginya-rushnik-dlya-blago

https://pulse.mail.ru/article/chto-takoe-chervlen-kogda-stali-ispolzovat-slovo-krasnyj-cvet-interesnoe-o-krasnoj-kraske-na-rusi-i-ne-tolko-291198883653050100-6211563977043693968/

http://oukomsomol.isil.obr55.ru/2022/07/06/привет-...

Калашникова Н. М., Плужникова Г. А. Одежда народов СССР: Фотоальбом. – М.: Планета, 1990. – 222 с., ил.

https://miazar.ru/vyshivanie/slavyanskaya-vyshivka-krestom-skhemy-uzorov-i-oberegov/ — заглавное изображение

1326
Нет комментариев. Ваш будет первым!