Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Русский музей: история создания

Русский музей: история создания

Русский музей в Санкт-Петербурге ведет свою историю с 7 марта 1898 года. Именно в этот день прошло его торжественное открытие. В настоящее время здесь находится крупнейшее собрание российского искусства в мире. Как же был создан музей и кто является его основателем? Итак, обо всём по порядку.

Династия Романовых отличалась пристрастием к коллекционированию произведений искусства. Конечно, приобретая роскошную мебель, украшения, картины, скульптуры, правители прежде всего заботились об обустройстве своих многочисленных резиденций и дворцов.

Романовы имели собственных придворных архитекторов, скульпторов, живописцев, оказывали свое августейшее покровительство наиболее талантливым художникам.

Особенно любил искусство Александр III. Император посещал мастерские своих выдающихся современников: Репина, Сурикова, Шишкина. Император покупал полотна еще до их экспонирования на выставках и художественных аукционах; зачастую платя деньги вперед, до завершения работы над картиной. Уже к концу 1880-ых годов личная коллекция государя едва могла уместиться в Гатчинском замке, где он жил. Фамильные галереи Зимнего дворца и залы Аничкова дворца также были переполнены различными предметами искусства.

В 1889 Александр III впервые задумался о масштабах своего собрания и возможности создания единого музея, доступного посетителям. Необходимо отметить, что атмосфера последней трети XIX века вообще была окрашена пафосом гражданского служения и просветительства, заботами о благе народа и мыслями о его образовании. Именно в эту пору в Москве для представителей всех сословий открылись двери дома Третьякова, обладавшего обширнейшей коллекцией русской живописи. Факт передачи в 1892 художественной галереи в дар городу частным лицом уязвлял амбиции царя. Тогда он решил: пусть я не первый, зато мое «детище» будет поражать своим размахом! Начались долгая подготовка проекта будущего собрания национального искусства и составление смет на строительство здания. Жаль, до осуществления своей мечты дожить императору было не суждено.

В память об отце дело продолжил Николай II. Вскоре им был подписан указ о переустройстве для нужд музея Михайловского дворца. Дворец был отдан музею со всеми примыкающими к нему флигелями и садом. Было принято решение о перевозе туда помимо художественного собрания Александра III всей коллекции русского искусства из Эрмитажа, передаче произведений из музея Петербургской Академии художеств, Царскосельского Александровского дворца, а также о приобретении ряда частных собраний. Так музей стал обладателем 6 500 произведений. 5 000 из которых составляли христианские древности: иконы и изделия декоративно-прикладного искусства.

Торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» состоялось 7 марта 1898. Главным попечителем музея был назначен великий князь Георгий Александрович.

Для постоянного пополнения коллекции был учреждён специальный художественный Совет. Также на ежегодно выделявшиеся государственной казной 30 000 рублей приобретали новые произведения. За десять лет собрание возросло вдвое. В раздел живописи XVIII века поступили, например, знаменитый «Портрет князя Куракина» кисти В. Л. Боровиковского и серия портретов выпускниц Смольного института — «смолянок», исполненных Д. Г. Левицким по заказу Екатерины II.

После Октябрьского переворота и национализации частных коллекций и вывоза художественных ценностей из фамильных дворцов и дворянских усадеб живописное собрание музея увеличилось в разы. Так в экспозиции оказались выдающиеся произведения живописи XVIII века, среди которых — картины иностранных живописцев, работавших при императорском дворе и обучавших русских художников, а также обширное собрание произведений эпохи модерна.

В 1926 был создан отдел, посвященный «искусству новейших течений», целью которого являлось приобретение живописи авангарда. Например, это были картины художников: К. С. Малевича, Р. Р. Фалька, В. Е. Татлина. Также в новейшем отделе находились произведения нарождавшегося соцреализма. В советское время значительно пополнилась коллекция отечественной скульптуры. Помимо национализированных частных собраний и пригородных дворцов в Русский музей передавались также произведения скульптуры из соборов и церквей, художественные надгробия с кладбищ и из усыпальниц.

Следует отметить, что именно музеи — в том числе и Русский — активно противились уничтожению памятников церковного искусства. Благодаря усилиям и самоотверженному труду их сотрудников были спасены уникальные иконы и произведения христианского декоративно-прикладного искусства из многих разрушенных или закрытых храмов. Поступившие на хранение в Русский музей предметы из Кирилло-Белозерского, Соловецкого и Александро-Свирского монастырей составили целый корпус ценнейших памятников древнерусского искусства.

В настоящее время в составе Русского музея — ряд дворцов, где проходят временные выставки и устраиваются специальные историко-художественные и культурологические экспозиции. 

В 1989 в ведении музея оказался Строгановский дворец, который построен в 1753 году архитектором Б.-Ф. Растрелли. 

В 1992 в ведение музея вошёл Мраморный дворец, а в 1995 году — Михайловский замок.

Рассказать о всех произведениях искусства Русского музея в одной статье невозможно. Поэтому свой дальнейший рассказ я поведу в узком ключе: расскажу о предметах древнерусского искусства, помещённых в музее.

Сложение традиций русской иконописной школы происходило с X века под влиянием византийского искусства. 

Икона «Ангел златые власы» — истинный шедевр коллекции древнерусской живописи. За небольшой период времени русские иконописцы едва ли могли добиться такой тонкости в исполнении образа, а миндалевидный разрез глаз архангела, нехарактерный для жителей Древней Руси, подтверждает предположение и выдает руку греческого мастера. Чуть повернутый в сторону лик указывает на то, что изображение предназначено для иконостаса, в котором, согласно правилу изображения и размещения святых, все персонажи должны быть обращены к центральному образу — Спасу Вседержителю.

Именно архангел Гавриил стал провозвестником явления Христа на свет, сообщив Деве Марии в Назарете о том, что она родит Спасителя. Образ архангела Гавриила одухотворен и возвышен. Удивительная нежность и трогательность лика, завораживающий взгляд, полный задумчивости и тихой печали, покрытые золотым ассистом пряди волос. Благодаря этим волосам икона и получила своё прозвание «Златые власы». Все эти детали создают целостность и гармонию иконного образа.

Икона «Борис и Глеб» является одним из первых памятников московской иконописной традиции. Середина XIV века — время второй волны влияния Византии на русское искусство. Приезжавшие мастера и присылаемые греческие иконы оказали сильнейшее воздействие на сложение древнерусской живописи. Плавность силуэтов и линий, изысканность цветовых градаций, обилие декоративных элементов в украшениях и деталях одежды являются характерными чертами этого периода развития московской школы.

Облаченные в богатые одежды, в княжьих шапках с меховой опушкой братья-мученики представляют собой образ первых русских святых. Летописи подробно повествуют об их трагической гибели в 1015 году. После смерти великого князя Владимира престол захватил один из его сыновей — Святополк. Желая избавиться от конкурентов на царствование, он решил хитростью убить братьев. Борис и Глеб, не пожелавшие участвовать в братоубийственной усобице, покорно приняли смерть. Последними словами Бориса, старшего по возрасту и изображенного с небольшой бородкой, были: «Как Господу угодно — так и будет».

Мучеников согласно традиции всегда изображали с крестом в руке — символом страданий и несломленной веры. Меч был не только знаком княжеской власти и воинской доблести. В руках невинно убиенных Бориса и Глеба оружие стало напоминанием о мученической смерти.

Икона «Чудо Георгия о змие» относится к новгородской иконописной традиции. Для неё в отличие от владимиро-суздальской или московской были характерны более контрастные и яркие сочетания цветов, четкий рисунок, упрощенные, иногда грубоватые формы. Новгородские иконописцы чаще всего изображали святых, оказывающих помощь в конкретных делах: ратных, торговых или хозяйственных.

Сюжет иконы отсылает к событиям раннехристианской истории. По легенде, в одном из городов Кападокии беспощадный змей грозился уничтожить все население. Городом правил царь-язычник, смеявшийся над верующими в Христа. Когда напуганный чудовищем народ пришел к царю, тот предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, что в свою очередь и он отдаст дочь. Шедшую на погибель царевну увидел рыцарь Георгий и решил спасти. Преисполненный верой, он силой молитвы и своего копья убил змея. Чудо обратило местных жителей к христианству, и, по преданию, все население города приняло крещение.

В Русском музее представлены произведения искусства самых разных эпох и направлений, самых разных авторов. И каждый любитель прекрасного найдёт в нём что-то своё, что затронет душу, заставит задуматься, заинтересует своей историей. 

1713
Нет комментариев. Ваш будет первым!