Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Победа ковалась трудом. Петропавловская Судоремонтная Верфь в годы Великой Отечественной войны

Победа ковалась трудом. Петропавловская Судоремонтная Верфь в годы Великой Отечественной войны

75 лет прошло со времён Великой Отечественной войны. Мы до сих пор вспоминаем имена людей, которые освобождали нашу страну от фашистских завоевателей, вспоминаем тех, кто не вернулся.

Десятки тысяч километров отделяли Камчатку от линии фронта. Для Камчатки наступил новый период — она оказалась одновременно и пограничной зоной и глубоким тылом.

22 июня 1941 года сессия областного Совета народных депутатов трудящихся в обращении к жителям Камчатки отмечала: «Каждый на своем посту должен способствовать укреплению мощи нашей страны, нашей славной Красной Армии. Мы заверяем, что трудящиеся готовы по первому зову сменить свой станок, свое рабочее место на боевое оружие...»

Во всех населенных пунктах области прошли собрания и массовые митинги. Выступая на них, камчатцы заявляли о своей готовности в час опасности беззаветно служить Родине на фронте и в тылу. И их слова не расходились с делом. В июньские и июльские дни были написаны тысячи заявлений добровольцев с просьбой об отправке их на фронт. В те дни военно-учетные столы и военные комиссариаты работали без выходных: взрослое мужское население Камчатки уходило на фронт.

Решая задачу перестройки экономики на военный лад, необходимо было тыл сделать трудовым фронтом. С этой целью руководством области проводились следующие мероприятия:

  • трудовая мобилизация женщин и подростков;
  • сокращение штатов административно-управленческого аппарата, ликвидация ненужных учреждений; создание курсов и кружков по освоению новых специальностей;
  • ИТР и опытные рабочие вели с новичками занятия в стахановских школах;
  • Например, зимой 1941- 42 гг. было подготовлено 2400 учащихся старших классов средних школ, которые затем успешно работали на путине, в сельском хозяйстве;
  • для подготовки квалифицированных специалистов было организовано ремесленное училище на 300 человек при СРВ.

Вся Камчатка своим самоотверженным трудом помогала солдатам, воюющим на передовой.

Отдельной строкой хочется рассказать о Петропавловской судоремонтной верфи и ее вкладе в нашу Победу.

Сейчас в 2020 году только одно название района СРВ напоминает нам об этом огромном, гремящем на всю Камчатку предприятии. Строительство судоремонтной верфи началось с 1936 году. Значение её в экономике Камчатки было очень высоко: во-первых появление верфи позволяло Камчатке преодолеть отставание в рыбной промышленности, во-вторых она играла большую роль в обеспечении деятельности молодого тихоокеанского флота. Верфь занималась судостроением, изготавливала запасные части и выпускала товары широкого потребления. Всего 6 лет строилась и укрепляла свою мощь Петропавловская судоверфь. На начало Великой отечественной войны ещё не были достроены такие важные объекты, как кислородная и компрессорная станции, продолжался монтаж части оборудования, подъездных путей. Ввиду отсутствия транспорта, детали с ремонтирующихся судов и складов в цеха, а также из цехов на суда доставлялись вручную. Причальная линия по существу отсутствовала: пароходы и военные корабли швартовались в случайных местах. Каждая пурга сопровождалась крупными авариями, приносившими значительные убытки и верфи, и судовладельцам.

Молодое предприятие, только-только начинающее становиться на ноги, попало в неизбежные жернова войны. С одной стороны предприятие должно было выполнять и оказывать помощь в строительстве и ремонте судов, в то же время фронт требовал живую людскую силу, и высококвалифицированные специалисты верфи были призваны в армию и флот. Приходилось перестраиваться на ходу, несмотря на то, что эти люди были забронированы от военного сбора, бронь эта оказалась недействительной. Это можно увидеть из приведенного ниже документа.

№ 64. Письмо заместителя наркома рыбной промышленности СССР о бронировании рабочих Петропавловской Судоверфи

17 августа 1941 г.

Начальнику гарнизона полковнику Пичугину г. Петропавловск-Камчатский Областному военному комиссару-баталионному комиссару т. Дунай.

Секретарю обкома В КП (б) т. Аксенову.

Петропавловская на Камчатке Судоверфь Наркомрыбпрома СССР является единственным предприятием, которое ремонтирует суда военного и транспортного значения,

В условиях военного времени и военных действий, эта Верфь Приобретает особо важное значение, как ремонтная база не только судов, но и других механизмов военного назначения и средств вооружения.

В свете этих задач совершено не понятно, почему взяли на переподготовку в армию ведущих квалифицированных рабочих Верфи, к слову сказать, в большинстве забронированных и не являющихся командным составом армии.

Работа Верфи в настоящее время дезорганизована, военные и транспортные суда ремонтом задерживаются, что значительно снижает обороноспособность Камчатки.

2-го августа я, лично, был у командующего ДВ фронтом генерала армии т. Апанасенко и согласовано с секретарем крайкома ВКП(б) т. Борковым договорился с т.Апанасенко освободить на Камчатке от военного сбора одну тысячу человек до 1 ноября с. г. в том числе и квалифицированных рабочих Судоверфи.

Командующий при мне отдал распоряжение военкомам.

Несмотря на наличие такого распоряжения, оно на Камчатке не выполнено и это в то время, когда вся страна и особенно действующая армия ждет рыбы с Камчатки.

В настоящее время острота в людях ослабла в связи с окончанием путины, тем не менее в бондарях и квалифицированных рабочих Судоверфи потребность увеличилась. Бондари необходимы для изготовления тары и уборки рыбы с тем, чтобы ее во время отправить для снабжения Армии и не оставить в угрожаемых районах, а квалифицированные рабочие Судоверфи для ремонта военных и транспортных судов.

Настаивая на выполнении приказа командующего т. Апанасенко прошу Вас освободить 30 человек бондарей и 192 человека квалифицированных рабочих Судоверфи с тем, что я не возражаю в настоящее время на замену освобождаемых людей другими рабочими АКО призывного возраста.

Ответ прошу сообщить сегодня.

Зам. наркома рыбной промышленности

СССР (подпись) (Шередека)

КГУ ГАКК. Ф. 11-2. Оп. 2. Д. 445. Л. 42. Машинописный подлинник.


В Сводке о количестве врученных повесток по предприятиям от 11 июля 1941 года есть такая цифра 544 – столько человек были призваны в первые дни войны из СРВ.

На смену мужьям на завод пришли женщины. Около 200 женщин стали за станки, взяли в руки малярные кисти, надели на себя маску сварщика, пошли в береговые матросы. Многие проходили краткосрочные курсы и становились токарями, слесарями, шоферами. А вместе женщинами стали приходить подростки, почти дети девочки и мальчики. Как вспоминал о тех временах Петр Матвеевич Демин:

— Да, да. Так и было. Я тоже ведь в цех из школы пришел. День точно помню — 17 октября. Пацаном ещё был. Пару месяцев в учениках походил, а потом в фронтовую бригаду Соснина определили. Бригадира своего звали мы просто «дядя Сеня», прекрасный человек был. Под его оком собирал я корпуса запалов для гранат «Ф». До сорок третьего работал, а потом в армию призвали. И знаете, деталь какая помнится? На одном учебном задании изучали мы устройство той самой гранаты «Ф». Разбираю, смотрю, а сам думаю: «Так, стоп, это ж я корпус запала делал. Мой почерк». Но это уже потом, а тогда, в сорок первом, ох, как трудно было. Особенно подросткам, конечно. Придешь в восемь на работу, а через двенадцать часов с ноющей спиной и уставшими ногами свалишься в постель. Утром мать вся в слезах будит: «Вставай, Петенька, на работу пора...». Вчерашние школьники быстро осваивались с новыми профессиями.

Цеха верфи работали круглосуточно. В сорок втором рабочий тон на верфи задавали «тысячники» и «двухтысячники» — это когда рабочий выполнял свою норму на 1000 и 2000 процентов. Сегодня трудно поверить в такую высокую производительность труда, но тогда ее действительно достигали. Зачастую люди даже домой не уходили, передремлют где-то в уголочке и снова к станку. Заказы выполнялись, как для нужд внутренних, так и заказы для фронта. Например, в литейном цехе делали мины и «лимонки», а инструментальный цех производил гранаты. На счету у судоремонтников немало и материальных средств, собранных в фонд обороны. Здесь и подписка на займы, и сбор теплой одежды для солдат, и активное участие в создании танковой колонны «Камчатский воин».

Трудное то было время. Острая нехватка специалистов, высококвалифицированных рабочих, дефицит необходимых материалов, деталей. И все же, преодолевая эти временные трудности, верфь мужала и крепла, становилась более зрелой и в техническом отношении. Её коллективу оказалась по плечу такая сложная задача, как ремонт крупных океанских судов с дизельными установками. Значительным событием явилось создание собственного двигателя внутреннего сгорания мощностью 50 л. с. Назвали его «Камчадал». Первый такой мотор был собран на заводе золотыми руками известного токаря Василия Семеновича Чепенкова. Когда началась война, он выступил на митинге и сказал: «Ну что ж, если стар я для армии, то буду молод для тыла. Повоевать и тут можно». С электростанции, где Чепенков работал машинистом, он попросился на более трудный участок — в механический. Стал к тискам и начал собирать «Камчадалы». Первым устанавливал их и на катерах.

В заводских цехах производили и другую необходимую продукцию: гребные винты, китобойные гарпуны, топливные насосы. Наконец в военные годы значительно расширяется судостроение. На стапелях верфи собираются корпуса знаменитых катеров «жучков», крупных барж и плашкоутов. Иными словами, выросшие на заводе новые кадры инженеров, техников и специалистов при самом активном участии рабочих закладывали тогда прочный фундамент под будущий судоремонт. Люди думали о будущем, все ждали победы. Победа пришла, но война не отступала. Миллионная Квантунская армия, вооруженная до зубов, представляла непосредственную опасность нашим границам. Вот почему решение Верховного Главнокомандования о ликвидации этого опасного военного очага было встречено народом с большим одобрением. Таким образом, передовая оказалась теперь здесь, на востоке. А Камчатка стала одной из главных ее позиций. Забурлила военная жизнь и в бухте Раковой. Напряженной жизнью жил завод, его коллектив. По-прежнему в цехах выполнялись спецзаказы, а док ремонтировал потрепанные в боях корабли. Георгий Анатольевич Карчич, бывший в то время мотористом, рассказывает: «На док тогда легла большая нагрузка. Прямо из боя лодки и корабли приходили в бухту. Смотрим: метровые пробоины, развороченные взрывами палубы. Все это срочно приходилось латать, чинить. Не замечали, когда день сменялся ночью. На самоходной барже «Тамань» в августе сорок пятого вместе с десантниками отправилась в бой и группа судоремонтников, в которую вошли в основном коммунисты и комсомольцы: токарь Богун, начальник транспортного цеха П. Д. Боровков, заведующий складами А. И. Коновалов, слесарь Григорий Завьялов, плотник Иван Кляузов, братья Лебедевы, токарь Григорий Козлов и другие. У берегов Курил было их первое боевое крещение, а для многих из них оно стало и последним. Смертью храбрых пали здесь Г. Завьялов; И. Кляузов, не вернулись братья Лебедевы.

За героический груд в годы войны судоверфи была присуждена третья Всесоюзная премия НКРП и ВЦСПС, 64 судоремонтника были награждены орденами и медалями, 142 — Почетными грамотами Главсевморпути и значком «Отличник ВМФ».

И очень отрадно, что в 2019 году в Петропавловске-Камчатском в парке Победы состоялось открытие монумента «Труженикам тыла 1941 – 1945 годов». Событие прошло 22 июня, в рамках мероприятий, посвященных Дню памяти и Скорби. Монумент символизирует вклад жителей Камчатки в Победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Нынешнее поколение отдает дань уважения людям, которые жили и трудились для фронта, терпели лишения и голод, вложили часть своей жизни в общую Победу. Каждый, у кого в семье есть родные и близкие – Труженики тыла, — смогут прийти сюда и поклониться их светлой памяти.

Список используемой литературы:

1. Гаврилов С.В. Петропавловская судоремонтная верфь в годы Великой Отечественной войны.

Текст научной статьи по специальности «История и археология» / сайт: https://cyberleninka.ru/article/n/petropavlovskaya-sudoremontnaya-verf-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny

2. Заря над бухтой: [история Петропавловской судоремонтной верфи] / Петропавловская

судоверфь им. В.И. Ленина; [авт.-сост. А.П.Чернавский; ред. В.М. Овчинников; худож.

А.С. Гаристов]. — Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное кн. изд-во, Камчатское отд-

ние, 1976. — 159, [3] с., [46] с. фото: ил.

3. Камчатская область в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн 1939-1945: сборник документов Государственного архива Камчатского края / [сост.: В.А. Ильина, Е.П. Абрамова, И.В. Витер, А.С. Сесицкая; отв. за вып. Е.Г. Кузнецова; под ред. В.А. Ильиной]; Агенство по делам архивов Камчатского края, КГУ «Государственный архив Камчатского края». — Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2010. — 489, [3] с., [12] л. ил

4. Курохтина, Н. И. Камчатка: от открытия до наших дней: популярный историко-краеведческий справочник /Н.И. Курохтина. — Петропавловск-Камчатский: Дальпресс, 2008. — 233, [7] с.: ил., портр.

Нет комментариев. Ваш будет первым!