Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Павел Третьяков и его знаменитая коллекция

Павел Третьяков и его знаменитая коллекция

Есть в Москве особые, заповедные уголки, хранящие и сегодня, в ХХI веке, очарование нашей древней столицы и обладающие чудесной притягательной силой. И одно из таких мест – старинное Замоскворечье. Это родина многих выдающихся людей, оставивших заметный след в истории и культуре не только Москвы, но и всей России.

Если мы совершим прогулку по этому заповедному уголку столицы, то обязательно обратим внимание на здание, что находится в старинных Толмачах, в Лаврушинском переулке, напоминающее сказочный русский терем. Сюда каждый год приходят сотни и сотни тысяч людей. Это знаменитая Третьяковская галерея – уникальная сокровищница русского изобразительного искусства. Сегодня Государственная Третьяковская галерея – это обширный музейный комплекс, входящий в число крупнейших музеев мира. В богатейшем собрании галереи можно увидеть бесценные произведения русского национального искусства начиная с ХI века и до наших дней.

Государственная Третьяковская галерея

Основателем ее стал крупный предприниматель, владелец льняной мануфактуры в Костроме, патриот и любитель искусства — Павел Михайлович Третьяков. Он стремился собрать в своей коллекции самые лучшие произведения русских художников, которые появлялись тогда на выставках. Основное ядро его коллекции составили работы В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, И. Е. Репина. Павел Михайлович – один из первых коллекционеров – поддержал новые течения в искусстве ХIХ века, покупая картины еще неизвестных тогда художников И. И. Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина. Через всю свою жизнь он пронес непоколебимую веру в торжество русской школы живописи.

Третьяков Павел Михайлович

Третьяковы – старинный, но небогатый купеческий род был известен в Малоярославце еще с середины ХVII века. Прадед Павла Михайловича, Елисей Мартынович, в 1774 году уже в преклонном возрасте перебрался в Москву. Один из его сыновей – Захар Елисеевич был московским купцом 3-й гильдии, он и обосновался в Замоскворечье. В 1795 году он покупает дом в приходе церкви Николая Чудотворца в Голтвине, ставший настоящим родовым гнездом семейства Третьяковых.

Захар Елисеевич умер в 1816 году, оставив семье дом и несколько лавок в Старых торговых рядах, что протянулись от Никольской улицы до Ильинки. Лавки располагались в Холщовом, Золотокружевном, Суконном рядах. Отец будущего основателя Третьяковской галереи, Михаил Захарович, продолжил семейное дело. Он уже купец 2-й гильдии и в 1831 году женится на дочери преуспевающего купца Д. И. Борисова – Александре Даниловне.

Снежной зимой 1832 года, 15 (27) декабря – в день святого Павла, родился первенец – Павел Михайлович Третьяков. Образ жизни семьи был самый патриархальный. Детей воспитывали в строгости, образование получали в родных стенах, учителя приходили на дом. Чтение книг всячески поощрялось. Павел уже с четырнадцати лет начал постигать азы торгового дела: работал в лавках отца, выполнял различные поручения, вёл записи в торговых книгах. К своим обязанностям всегда относился серьезно, аккуратно и ответственно. Отец доверял ему даже самые важные дела. И когда в 1850 году Михаил Захарович внезапно скончался в возрасте 49-ти лет, Павел остался за старшего. Вместе с младшим братом Сергеем ему пришлось взять заботы о семье и продолжении всех торговых дел. Наследники расширили дело отца и весьма преуспели.

П. М. Третьяков в молодости

Льноткацкие и льнопрядильные фабрики были оснащены самой современной техникой. Вся продукция льняной мануфактуры в Костроме славилась своим высоким качеством. Всё это позволило братьям Третьяковым заниматься благотворительностью, стать известными меценатами. Из своих средств Павел Михайлович финансировал строительство и содержание Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых, больницы-приюта для душевнобольных, оказывал помощь художникам и Московскому училищу живописи, веяния и зодчества. Много средств пожертвовал на устройство Приюта для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников. Павел Михайлович был награжден медалью в память Крымской войны 1853 – 1856 годов за пожертвования на военные нужды. Третьяков также был одним из спонсоров научной экспедиции Н. Н. Миклухо-Маклая на остров Новая Гвинея.

Как же начиналось главное осуществление мечты Павла Михайловича Третьякова?

В 1851 году братья купили дом в тихом Лаврушинском переулке, в двух шагах от храма Святого Николая, в Толмачах. Это был просторный каменный двухэтажный особняк, с флигелями, конюшней и каретным сараем. Именно этот особняк и превратился со временем в «жемчужину», в сокровищницу изобразительного искусства России, во всемирно известную галерею. Но всё это случится в будущем…

Молодой Павел Третьяков очень любил музыку, театр, библиотеки. Поездка в 1852 году в Петербург на всю жизнь оставила в нем неизгладимое впечатление. Он впервые побывал в Эрмитаже и просто влюбился в живопись. С этого времени Павел и начал собирать произведения искусства. Сначала это были гравюры и лубок, потом он купил несколько живописных произведений. Свои сокровища он часто приобретал в Москве на знаменитом Сухаревском рынке. В 1854 году в коллекции Третьякова уже значатся девять картин старых голландских мастеров. Эти произведения потом долго украшали комнаты дома в Толмачах. Очень скоро Павел Михайлович решает собирать картины русских художников, приобретая на выставках или в мастерских художников.

Весной 1856 года Павел Михайлович приехал по делам в Санкт-Петербург. Кроме обязательных дел в его планы входили посещения театров, знакомство с петербургскими художниками и визиты в их мастерские. Здесь он встречается с академиком живописи Н. Н. Шильдером и заказывает ему картину «Искушение», которая была награждена серебряной медалью Академии художеств. 10 (22) мая 1856 года Третьяков покупает у художника В. Г. Худякова картину «Стычка с финляндскими контрабандистами». Картина была написана в 1853 году, её хорошо приняли критика и публика. 10 мая 1856 год. Именно эту дату принято считать датой основания Третьяковской галереи.

Рабочий день Павла Михайловича был точно расписан и почти неизменен. Зимой и летом вставал в шесть часов утра. В своем кабинете пил кофе, прочитывал письма, газеты. С девяти утра сидел в конторе, занимался делами, много читал. Он, не получивший специального образования, стал признанным знатоком живописи. Павел Михайлович, взявшись за какое-либо дело, всегда старался изучить его основательно, «до тонкости». Он не только собирал свою коллекцию картин, но и изучал технологию живописи, свойства красок. Он умел покрывать лаком картины и, как искусный реставратор, удалял повреждения с холста, промывал загрязненные места, заделывал трещины в живописном слое.

Третьяков был близко знаком и дружен со многими художниками, писателями, музыкантами. Охотно выслушивал их советы, замечания, но поступал, как правило, всегда по-своему и принятого решения не менял.

Холодным осенним 29 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге в залах Императорской Академии художеств открылась первая выставка недавно созданного Товарищества передвижных художественных выставок. Выставка была сравнительно небольшой – всего 46 картин. Но интерес к работам художников-передвижников был огромен. Посетители этой первой выставки, как и следующих, ежегодных, стали свидетелями рождения новой и яркой страницы в истории отечественной живописи. Имя Павла Михайловича Третьякова неразрывно связано с Товариществом передвижных выставок. Он не только покупал картины, но и во многом поддерживал художников.

Все художники, молодые и уже знаменитые, мечтали, чтобы их картина висела в Третьяковской галерее, потому что уже сам факт покупки картины П. М. Третьяковым был актом общественного признания таланта художника.

Еще в конце 1860-х годов Павел Михайлович задумал собрать для своей галереи и оставить для потомков коллекцию портретов выдающихся деятелей русской культуры, лучших людей своего времени – писателей, композиторов, художников. Портретная галерея собиралась на протяжении многих лет. Третьяков не только покупал уже ранее созданные портреты, выменивал их в частных коллекциях, приобретал у родственников, но и стал заказывать портреты у разных живописцев – как у известных, прославленных, так и у начинающих. Но особенно много работали по его заказам В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин.

О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина», И. Крамской «Портрет Л. Н. Толстого», В. Перов «Портрет Ф. М. Достоевского».

Уже с самого начала, любовно собирая свою коллекцию русской живописи, Павел Михайлович задумывался о создании национальной общедоступной галереи. И уже в конце августа 1892 года он подает заявление в Московскую Городскую Думу о передаче городу своей коллекции. В августе 1893 года состоялось официальное открытие для посетителей «Городской галереи братьев Павла и Сергея Третьяковых». В том же году Павел Михайлович отказался от дворянства, которое в знак благодарности за его поступок хотел даровать император. Единственное звание, которое он принял с гордостью, это звание «Почетный гражданин города Москвы» в 1896 году. И после передачи галереи городу Третьяков не переставал заботиться о ней и оставался её попечителем до конца жизни.

И. Крамской «Портрет П. М. Третьякова»

В этой статье мы познакомим читателей с несколькими картинами, которые экспонируются в галерее.

«Портрет М. И. Лопухиной» (1797) – одна из самых поэтических и известных работ художника Владимира Лукича Боровиковского. Перед этим полотном в молчании застывают все посетители Третьяковской галереи. Взгляд юной, прекрасной девушки, чуть насмешливый и в то же время таящий печаль, завораживает, притягивает, есть в нем какая-то тайна… Мария Ивановна Лопухина была старшей дочерью графа, генерала в отставке И. А. Толстого. Портрет долго находился в собрании родственников как семейная реликвия. В конце 1880-х годов П. М. Третьяков приобрел эту картину для своей галереи.

В 1832 году русский художник Карл Брюллов по просьбе графини Юлии Самойловой написал картину «Всадница». Впервые эта картина была выставлена в галерее Брера в Милане и вызвала большой интерес у публики. На картине Брюллов изобразил двух воспитанниц графини Самойловой – четырнадцатилетнюю Джованину и Амацилию Пачини. Амацилия была дочерью итальянского композитора Джованни Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи». Картина «Всадница» долгое время находилась в собрании графини. В 1893 году картина была приобретена в Париже для галереи Третьякова.

«Осенний день. Сокольники» — эту картину Исаак Левитан написал в 1879 году, и в декабре того же года она была представлена на ученической выставке. Интересно, что фигура женщины была написана не Левитаном, а его товарищем по Училищу живописи Николаем Чеховым, братом писателя Антона Павловича Чехова. Картину оценили зрители, но не всем работа девятнадцатилетнего студента понравилась. Третьяков на все упреки критиков отвечал, что он чувствует в молодом художнике талант. И не ошибся.

«Княжна Тараканова». Перед этой картиной художника К. Д. Флавицкого останавливался каждый, кто хотя бы раз побывал в Третьяковской галерее. Сюжетом для своей картины художник избрал легенду о гибели княжны Таракановой в одном из казематов Петропавловской крепости в 1775 году. Личность героини картины – до сих пор загадка. В Европе о ней заговорили в начале 1770-х годов. Она называла себя то мадемуазель Франк, то мадам Треймуль, то графиней Пиннеберг, то персидской принцессой. Наконец она провозгласила себя наследницей русского престола. Современники отзывались о ней как о редкой красавице, обладающей острым умом и тягой к неумеренной роскоши. «Княжна Тараканова» стала самой известной картиной К. Д. Флавицкого и первой на сюжет русской истории в галерее Третьякова.

Знаменитая картина В. В. Верещагина «Апофеоз войны» (1871). Раму картины украшает красноречивая надпись: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». Гнетущее чувство бессмысленности войны рождает эта работа художника. И в то же время рождается протест против насилия, против «великих завоевателей», мечтающих о мировом господстве… Сила воздействия картины так велика, что один из прусских генералов советовал императору Александру II сжечь её, как и все военные картины Верещагина.

Осенью 1872 года Иван Николаевич Крамской закончил работу над картиной «Христос в пустыне». Свой замысел художник обдумывал несколько лет. Несколько лет сомнений, размышлений и поисков. Сюжет картины взят из Нового Завета – Иисус Христос после своего крещения удалился в пустыню, где во время сорокадневного поста его искушал дьявол: предлагал превратить камни в хлеб, обещал неограниченную власть, стоит только перейти на сторону зла… Но всё было тщетно. Картина на выставке висела в последнем зале, люди постепенно подходили к ней и останавливались перед полотном в раздумье. Ведь каждый из нас когда-то должен сделать правильный выбор.

М. А. Врубель – художник яркой и неповторимой творческой индивидуальности. В сложную, переломную эпоху конца ХIХ – начала ХХ века он стремился к невозможному: соединить мечту о прекрасном человеке и действительность. Трагедия одинокой личности, противопоставившей себя действительности, воплощена в любимом образе М. А. Врубеля – картине «Демон».

Ю. И. Пименов как художник формировался в годы Советской власти. С середины 1930-х годов он работал над серией картин о Москве, среди которых картина «Новая Москва» стала особенно популярной. Композиция ее решена как кадр, выхваченный объективом фотоаппарата. Художник акцентирует внимание на фигуре женщины за рулем автомобиля. Изображая ее со спины, он тем самым вовлекает зрителя в пространство картины и приглашает его посмотреть на утренний город глазами героини – стройные силуэты новых домов, широкие просторы улиц и площадей.

Есть в галерее зал, один из самых любимых и юными, и взрослыми посетителями. Это зал художника Виктора Михайловича Васнецова

«Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич верхом на Сером волке»

В 2021 году Третьяковская галерея отметила свой 165-летний юбилей. Несмотря на столь солидный возраст, наша любимая Третьяковка всегда молода, она развивается, идет в ногу со временем. Попадая в её залы, приходя на многочисленные выставки, мы словно совершаем чудесное путешествие во времени. Мы можем любоваться произведениями старых мастеров и внимательно вглядываться в работы молодых художников.

Третьяковская галерея – наша национальная гордость, начало которой положил замечательный человек, Павел Михайлович Третьяков, которого благодарные потомки будут помнить всегда.

Источники:

Муратов А. М. Полная энциклопедия живописи. – М.: Астрель: Олимп, 2009. – 448 с., ил.

Популярная история русской живописи. – М.: Вече, 2002. – 512 с., ил.

Ненарокомова И. С. Почетный гражданин Москвы. Третьяков. – М.: Молодая гвардия, 1978. – 224 с., ил. – (Пионер – значит первый).

Усачёв А. А. Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым: Стихи. – М.: Дрофа-Плюс, 2012. – 120 с., ил.

Ионина Н. А. 100 великих музеев мира. – М.: Вече, 2004. – 512 с.

Третьяковская галерея: Страницы истории. Журнал «Детская энциклопедия». – М.: ООО «Детская энциклопедия», 2018, № 6.

Источники изображений:

https://interesnyefakty.org/pavel-tretyakov/

https://cvetamira.ru/deyatelnost-pm-tretyakova

https://www.tretyakovgallery.ru/collection/ — изображения картин «Из собрания Третьяковской галереи».

https://starove.ru/izbran/ne-tolko-tretyakovy-poko... -заглавное изображение: И. Репин «Портрет П. М. Третьякова»

1265
Нет комментариев. Ваш будет первым!