Единство во имя России
4 ноября – День народного единства, День освобождения Москвы от поляков народным ополчением под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 году.
Смутное время. Нелегкие для Российского государства тридцать лет конца ХVI – начала ХVI века.
В 1598 году со смертью в Москве царя Фёдора Ивановича прекратилась династия Рюриковичей. Наступало Смутное время – тяжелый этап в истории России. За это время на Руси произошло много трагических событий. Появлялись претенденты на русский престол – самозванцы Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.
В таких внутренних политических условиях Россия стремительно теряла свою независимость и от внешних врагов. Северо-запад и запад страны были заняты поляками, в Древнем Новгороде хозяйничали шведы. Польский гарнизон находился в Москве, и реальной властью в российской столице обладали польские военачальники и их пособники из русских бояр.
Сергей Иванов «В Смутное время». 1908
Возмущение простого народа достигло критического предела. Первое земское ополчение под руководством Прокопия Ляпунова постигла неудача. Немалую роль в событиях Смуты сыграло правление царей того нелегкого времени – Бориса Годунова и Василия Шуйского.
А положить конец Смутному времени и взойти в 1613 году на престол новому, выбранному всем народом, царю Михаилу Федоровичу Романову помогли два русских героя – земский староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.
Нижегородский земский староста Кузьма Минич Минин прославился на всю Россию в 1612 году. О его ранних годах жизни мало что известно. Отец, Мина Анкудинов, владел соляными варницами в Балахне, небольшом городе на Волге в окрестностях Нижнего Новгорода. Вместе с отцом и братьями Кузьма Минич был совладельцем соляной шахты. В начале ХVII века он завел лавку в Нижнем Новгороде и занялся мясной торговлей.
Кузьма Минин. Гравюра начала ХIХ в.
В 1608-1610 годах в составе местного городского ополчения Минин участвовал в боях со сторонниками Лжедмитрия II. 1 сентября его избирают земским старостой Нижнего Новгорода. В начале октября 1611 года он обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение, способное освободить захваченную поляками Москву и очистить от них русскую землю. По призыву Минина люди добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но этих взносов оказалось недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. Лица, которые не могли собрать требуемой суммы, отдавались в холопы, а их имущество полностью конфисковалось.
М. И. Песков «Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году». (1834—1864)
В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днем росло его влияние. По совету Кузьмы Минича вождем ополчения был выбран князь Дмитрий Пожарский, лечившегося тогда от ран в подмосковном имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину. К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые известной окружной грамотой от патриарха Гермогена. В начале апреля 1612 года в Ярославле стояло уже громадное ополчение во главе с князем Пожарским и Мининым. В августе 1612 года отрядом, возглавляемым Кузьмой Мининым и русскими ратниками, был побежден гетман Я. К. Ходкевич.
Царь Михаил Федорович воздал должное трудам и подвигам Минина. Во время своего венчания на царство 12 июля 1613 года он пожаловал его чином думного дворянина, домом против Преображенского собора в Нижнем Новгороде и вотчиной, селом Богородицким в родном Нижегородском уезде. Умер Кузьма Минич в 1616 году. В 1672 году прах народного героя был перенесен к кремлевскому Спасо-Преображенскому собору, а в 1962 году после его сноса — в Михайло-Архангельский собор на территории Нижегородского кремля.
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский является потомком Василия Андреевича Пожарского, первого из князей Пожарских, выходцев из Стародубских князей Суздальской земли. Стародубские князья, в свою очередь, являются потомками великого князя владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы.
Дмитрий Пожарский. Гравюра начала ХIХ в.
Дмитрий Михайлович родился в ноябре 1578 года в семье князя Михаила Федоровича Пожарского и Марии (Ефросиньи) Федоровны Беклемишевой, происходившей из старинного знатного рода. После смерти отца семья Пожарских переехала в Москву. В пятнадцать лет юноша поступил на дворцовую службу, как это было принято у княжеских и дворянских детей того времени. В начале правления Бориса Годунова молодого князя Пожарского пожаловали в стольники. Дмитрий Пожарский получил поместье под Москвой, а затем был отправлен из столицы в армию на литовский рубеж. После смерти Бориса Годунова он присягнул Лжедмитрию I. При Василии Шуйском его назначили воеводой. За исправную службу царь пожаловал ему в Суздальском уезде село Нижний Ландех с двадцатью деревнями. Время тогда было тяжёлое – Смута. Самозванцы, литовцы, поляки разоряли страну. Боевое крещение молодого полководца состоялось в 1698 году, когда полки во главе с паном Лисовским пытались захватить Коломну. Поляки хотели перекрыть дорогу на Москву – по ней в столицу поступали продукты. На рассвете, когда еще не успел рассеяться туман, князь Пожарский неожиданно напал на врага и разгромил его.
В 1611 году Пожарский участвовал в создании Первого земского ополчения. Именно его отряд пришел на помощь Прокопию Ляпунову, когда тот был осажден в Пронске ратью служившего полякам Григория Сумбулова. В начале весны 1611 года заслуживший доверие Ляпунова Пожарский был направлен в Москву, чтобы возглавить готовившееся там восстание. Однако бунт против поляков начался ранее намеченного срока. В ходе тяжелых боев с захватчиками Дмитрий Михайлович был трижды ранен. Ратники не бросили своего воеводу на погибель и, прикрывая своими телами, вывезли его из боя.
Князь Дмитрий Пожарский в битве под Москвой. Гравюра с рисунка А. Шарлемана. 1863
Второе ополчение, которое начал собирать Кузьма Минин, по решению его руководителей, должен был возглавить Дмитрий Пожарский. Князь не отказал и сразу же прибыл в Нижний Новгород.
Василий Савинский «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского». 1882
Под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество ратников из крестьянских и посадских общин. Кровопролитная битва на улицах столицы произошла 24 августа. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его в течение двух месяцев. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнало поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения Российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
Эрнст Лисснер «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля». 1908
После освобождения Москвы князь приобрел огромный авторитет. Новый царь Михаил Федорович высоко оценил заслуги Пожарского и пожаловал его боярским чином. Дмитрий Михайлович до конца своей жизни верой и правдой служил Отечеству.
В 1637 году на собственные средства князь Д. Пожарский выстроил на краю Красной площади Казанский собор и перенес туда из своей домашней церкви чудотворную икону Богородицы, присланную ему из Казани и сопровождавшую его при освобождении Москвы. 20 апреля 1642 года Дмитрий Михайлович Пожарский скончался, его прах был захоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.
Подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского – одно из славных деяний в истории России.
Ф. Москвитин. Композиция «ГРАЖДАНИН КУЗЬМА МИНИН И КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ. 1612 год». 2009 г.
«…Поток врагов был грозен и велик,
Родимый край был мрачен и пустынен,
Но спас его из Нижнего мясник,
Хвала тебе, великодушный Минин!
С тобою князь Пожарский в вихре сеч.
Им спасена Московская держава.
От Минина приняв народный меч,
Он дал Руси спасенье. Слава! Слава!..»
Б. Садовский «Гимн Минину и Пожарскому»
На протяжении всей истории России духовный подъем, гражданское мужество и патриотический порыв в пору самых тяжелых испытаний совпадали и дополняли друг друга. Защита Отечества становилась одновременно свидетельством чувства любви к Родине, важнейшей гражданской добродетелью и подвигом во имя веры. Спасение страны зависело не только от стойкости, профессиональной подготовки и вооружения её воинов, но и от готовности представителей разных групп общества отринуть усобицы и прийти к согласию, объединиться для решения общенациональных задач. При этом, независимо от этнической, вероисповедной и сословной принадлежности, объединение во имя высших целей проходило, как правило, под символами российской государственности и православия.
Литература:
Смирнов Ю. «День 4 ноября»: многовековые корни. /Смирнов Ю. //Родина. – 2014. — № 11. – с. 89 – 94.
Бондарев В. Праздник воскресения России. /Бондарев В. //Родина. – 2007. — № 10. – с. 10 – 11.
Шишков А. Очищение от Смуты. /Шишков А. //Родина. – 2005. — № 1. – с. 5 – 7.
Бахревский В. А. Смута: исторический роман. – М.: Астрель: АСТ, 2011. – 570 с.
Поротников В. П. 1612. Минин и Пожарский. – М.: Яуза: Эксмо, 2012. – 256 с.
Скрынников Р. Г. 1612 год. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 798 с.
Источники изображений:
https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post415787230
http://арт-релиз.рф/2015/11/04/Художник-ФИЛИПП-МОС...
http://pantyukhin.ru/minin-i-pozharskiy/ — заглавное изображение:
Ю. Пантюхин «Минин и Пожарский. Освобождение Москвы» правая часть триптиха «За землю Русскую». 2005 г.