«Верещагин - явление, высоко поднимающее дух русского человека».
26 октября 1842 года, в городе Череповце, родился один из крупнейших русских художников-реалистов второй половины ХIХ века – Верещагин Василий Васильевич. Он принадлежит к числу самых выдающихся сынов России, знаменитых деятелей отечественной культуры, классиков русского реалистического искусства. Его по праву можно назвать величайшим русским баталистом и реформатором батальной живописи. Его творчество получило всенародную известность и завоевало высокий международный авторитет.
Василий Васильевич Верещагин
И сегодня мы представляем нашим читателям рассказ о самом главном творческом свершении В. В. Верещагина – серии картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Цикл включает в себя двадцать полотен, раскрывающих эпизоды вторжения в Россию французской армии во главе с Наполеоном и борьбу с нею русского народа. Цикл «1812 год» Верещагин начал в 1887 году и трудился над ним семнадцать лет. До конца дней эта тема оставалась главным делом художника.
На протяжении всей серии отчетливо прослеживаются две задачи: показать величие русского народа, поднявшегося на борьбу с захватчиками, и развенчать тирана, вскрыть антинародный характер войны, начатой по воле авантюриста. Сам Верещагин говорил: «Цель у меня была одна – показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом. Было желание еще свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен».
Чувствуя всю меру ответственности за историческую правду, Верещагин тщательно изучил историю, литературу, материалы архивов во Франции и в России, воспоминания современников – участников той войны. В результате он располагал таким количеством сведений и так был переполнен ими, что, помимо картин, написал еще и книгу – историческое исследование об изгнании французов из России. Одновременно шла работа на натуре. Художник неоднократно ездил на места сражений, где писал этюды зимой и летом. В музеях он искал подлинные предметы обстановки, образцы оружия, одежды. Но Верещагин заботился не только о внешнем правдоподобии. Со времени изгнания французов прошло 75 лет, и в народе были еще живы воспоминания об этом времени. Художник общался с крестьянами Смоленщины, расспрашивал их о былом. Так он узнал историю русского старосты Семена Архипова, организовавшего партизанский отряд, который уничтожил более 1500 французов и около 2000 захватил и отправил в плен. Рассказ этот лег в основу триптиха, посвященного партизанам.
Серия картин, как и сама история изгнания французов, открывается темой Бородинского сражения, которое явилось началом конца армии Наполеона. Бородинской битве посвящены две картины: первая раскрывает душевное состояние французского императора, через которое угадывается неблагоприятный для него ход сражения, вторая показывает ужасные последствия битвы: груду трупов на батарее генерала Н. Н. Раевского.
Наполеон I на Бородинских высотах. 1897
Конец Бородинского боя. 1899-1900
В группе картин, рисующих пребывание французов в Москве, армия Наполеона предстает как сборище убийц, насильников, грабителей, глумящихся над святынями русской культуры. Особенно впечатляет сцена расстрела московской бедноты у стен Крутицкого подворья. Образцовому строю карателей в ярких мундирах, безупречной линии ощетинившихся, сверкающих штыков противопоставлены фигуры расстреливаемых, обвиненных в поджогах, их беззащитность и, одновременно, твердость перед лицом смерти.
В покоренной Москве. («Поджигатели», или «Расстрел в Москве»). 1897-1898
Возмутительное варварство захватчиков запечатлел художник в картине «В Успенском соборе». Великолепный интерьер знаменитого кремлевского собора, украшенный росписями, сверкающий золотыми окладами, превращен теперь в конюшню. Французские мародеры срывают с икон храма драгоценные оклады, ломают утварь, похищают золотые и серебряные вещи.
В Успенском соборе. 1887-1895
Пожары – неотъемлемые спутники войны. Пламя, пожирающее древнюю столицу, Верещагин изобразил очень правдиво и страшно. Но пожары здесь символизируют и разгорающееся пламя народного гнева.
Зарево Замоскворечья. 1896-1897
Тема народной войны развертывается в триптихе «Старый партизан». Картина «Не замай – дай подойти!» изображает партизанский дозор, спрятавшийся в лесу и поджидающий появления отступающих французов. Старый партизан, вожак отряда, охлаждает нетерпение и воинственный пыл молодежи, выбирая наиболее удобный момент для атаки. Величав и выразителен образ партизанского командира, воплощающий в себе характерные черты русского крестьянства, вставшего на защиту Родины.
Не замай – дай подойти! 1887-1895
В картине «С оружием в руках – расстрелять!» художник изобразил группу пленных партизан, представляемых французским офицером Наполеону. Участь пленных решена, надежды нет, но угрюмые крестьяне не склоняют головы, не просят о помиловании. Они полны ненависти к врагу, и гордость не позволяет им унижаться перед чужеземцем.
С оружием в руках – расстрелять! 1887-1895
Третья картина — «В штыки! Ура! Ура!» — посвящена показу русской армии, атаке под Красным части генерала М. А. Милорадовича, где среди солдат находится сын казненного французами старосты. Во всех трех картинах существенную роль играет пейзаж, суровая зимняя природа как бы составляет единое целое с русским народом.
В штыки! Ура! Ура! 1887-1895
В картине «Ночной привал великой армии» занесенные снегом, накрытые одеялами, одетые в лохмотья солдаты 2великой армии» представляют собой уже не войско, а жалкий сброд. Цвет снежной пурги, доминирующей в картине, подчеркивает власть стихии над разгромленной армией, ее обреченность.
Ночной привал великой армии. 1896-1897
Заключает серию картина «На большой дороге. Отступление, бегство…». Борьба с русским народом оказалась не по плечу Наполеону. На картине изображен Наполеон, отступающий со своим штабом во главе остатков французской армии. Вдоль дороги – запорошенные снегом тела убитых, орудия, зарядные ящики, ружья. Отступление, бегство «завоевателей» выглядит трагически на фоне сверкающего, солнечного морозного дня. Природа как бы олицетворяет радость родины по случаю изгнания наполеоновской армии. Стремясь создать образ ликующей и сверкающей природы, художник прибегает к сложной игре синих, зеленых, розовых тонов. Их взаимодействие и игра придают всему пейзажу приподнятое и эмоциональное звучание.
На большой дороге. Отступление, бегство… 1887-1895
Замысел цикла В. В. Верещагина не был исчерпан созданными произведениями. Он мечтал написать несколько картин на сюжеты: защита Смоленска, совет в Филях, битвы при Тарутине и Березине, Кутузов, объезжающий войска накануне Бородинского сражения, усилив тем самым тему героизма русской армии. Картина «Переправа наполеоновской армии через Березину» была начата, но осталась незавершенной. В 1904 году она экспонировалась на посмертной выставке Верещагина, но потом следы ее затерялись. Несколько лет назад картина была обнаружена в Москве и приобретена Историческим музеем.
Переправа наполеоновской армии через Березину. 1902-1906. Картина не окончена
Вложив столько души и труда в свой последний цикл картин, посвященный Отечественной войне 1812 года, Верещагин особенно переживал за его дальнейшую судьбу. Невозможно было рассчитывать, что частный коллекционер купит всю серию работ, а продавать по отдельности художник считал себя не в праве. И Верещагин, который всегда резко отрицательно относился к правительству, на это раз решил обратиться к дирекции императорского Эрмитажа. Но Николай II и официальные круги сочли картины мрачными, непатриотичными, так как царствующему дому не было отведено в них никакой роли. Судьба картин о 1812 годе в течении многих лет оставалась неясной. В 1902 году серия все же была приобретена правительством в связи с начинавшейся подготовкой к столетнему юбилею войны 1812 года. Из-за проволочек, неприемлемых для художника условий и требований пять вновь задуманных сюжетов так и не были написаны.
Как только началась русско-японская война, Верещагин счел своим нравственным долгом ехать на фронт. Эта война стала для него последней. Он погиб вместе с адмиралом С. О. Макаровым на броненосце «Петропавловск», который был взорван 31 марта 1904 года японской миной. Очевидцы рассказывали, что даже в последнюю минуту перед смертью Верещагин, стоя на палубе корабля, зарисовывал в свой альбом открывавшуюся его взору морскую панораму.
Работы художника были переданы организованному к юбилею Музею 1812 года, а в 1930 году серия «1812» поступила в Государственный Исторический музей.
Творчество Верещагина, согретое горячим патриотическим чувством, прославляет русский народ, воспевает его свободолюбие, красоту, мудрость, верность Отчизне и беспредельную отвагу. Вся жизнь, все искусство художника являют собой ярчайший пример гражданственности, подвига во имя прогресса. Его картины воспитывают миллионы зрителей в духе преданности Родине и народным интересам.
Литература:
Отечественная война 1812 года в картинах В. В. Верещагина. – М.: Изд-во «Изобразительное искусство», 1976.
Лебедев А. К., Солодовников А. В. Василий Васильевич Верещагин. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – 180 с., ил.
Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвет, 2007. – 736 с, ил.
Популярная история русской живописи. – М.: Вече, 2002. – 512 с., ил.
Источники изображений:
http://museum.ru/alb/image.asp?31365
https://cyrillitsa.ru/history/86489-pochemu-vasiliy-vereshhagin-unichtozhil-k.html — заглавное изображение
https://www.culture.ru/persons/8228/vasilii-veresh...
Название статьи: И. Н. Крамской, русский живописец