Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Королева мягкого юмора

Королева мягкого юмора

Писательница Надежда Лохвицкая, более известная под творческим псевдонимом Тэффи, сочиняла произведения в широкой гамме литературных жанров. Рассказы Надежды Александровны не теряют актуальности уже почти сотню лет, поскольку ее герои удивительно похожи на современных обывателей.

Надежда Лохвицкая родилась в 1872 году в знатной петербургской семье, где литература и поэзия были в почете. Отец был известным юристом, профессором, автором многих научных трудов по криминалистике и юриспруденции, издателем журнала «Судебный вестник». Мать – обрусевшая француженка, из семьи старых эмигрантов. Она очень любила поэзию и великолепно знала русскую и европейскую литературу. В семье хорошо помнили прадеда – Кондратия Лохвицкого, масона и сенатора эпохи Александра I, писавшего мистические стихи. Семья была многодетной, у Надежды был старший брат Коля, старшие сестры Варя, Лида и Маша и младшая сестра Лена.

Отец Нади был успешным адвокатом, профессором и публицистом, популяризировавшим юриспруденцию посредством литературы. Мужчина скончался, когда дочери было 12 лет. Заботы о детях легли на плечи матери, имевшей французское происхождение.

Жизнь семьи быстро окрасилась в мрачные тона. Несмотря на трудности юная Наденка читает запоем русских классиков. Однажды девушка посетила Льва Толстого и слезно попросила его не «убивать» своего любимчика Андрея Болконского.

В 1901 году в издании «Север» появилась первая литературная работа начинающей поэтессы. Стихотворение с названием «Мне снился сон безумный и прекрасный» нашло теплый отклик среди любителей романтики. К тому времени сестра Нади, Мария, уже стала известной в обеих столицах сочинительницей, выступавшей под псевдонимом Мирра Лохвицкая. Однако Надежда выбрала прозу, да еще какую.

В читающих кругах Мирру Лохвицкую считали предтечей таких знаменитых поэтесс, как Марина Цветаева и Анна Ахматова. А вот Надежду нередко сравнивали с Антоном Чеховым, положившим начало сатирическому жанру. В своих мемуарах Лохвицкая с горькой иронией отмечала: «Поэзия – моя любовь, а юмористическая беллетристика – кормилица»

Про свой псевдоним Надежда Александровна как-то написала: «Я написала одноактную пьеску, а как надо поступить, чтобы эта пьеска попала на сцену, я совершенно не знала. Все кругом говорили, что это абсолютно невозможно, что нужно иметь связи в театральном мире и нужно иметь крупное литературное имя, иначе пьеску не только не поставят, но никогда и не прочтут. Вот тут я и призадумалась. Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье.

Лучше всего имя какого-нибудь дурака – дураки всегда счастливы. За дураками, конечно, дело не стало. Я их знавала в большом количестве. Но уж если выбирать, то что-нибудь отменное. И тут вспомнился мне один дурак, действительно отменный, и вдобавок такой, которому везло. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнавался), я решила подписать пьеску свою «Тэффи» и послала ее прямо в дирекцию Суворинского театра».

В читающих кругах Мирру Лохвицкую считали предтечей таких знаменитых поэтесс, как Марина Цветаева и Анна Ахматова. А вот Надежду нередко сравнивали с Антоном Чеховым, положившим начало сатирическому жанру. В своих мемуарах Лохвицкая с горькой иронией отмечала: «Поэзия – моя любовь, а юмористическая беллетристика – кормилица»

В 1901 году в издании «Север» появилась первая литературная работа начинающей поэтессы. Стихотворение с названием «Мне снился сон безумный и прекрасный» нашло теплый отклик среди любителей романтики. К тому времени сестра Нади, Мария, уже стала известной в обеих столицах сочинительницей, выступавшей под псевдонимом Мирра Лохвицкая. Однако Надежда выбрала прозу, да еще какую.

Одновременно с Тэффи юмористической звездой того времени был Аркадий Аверченко, относившийся к коллеге с огромным уважением. На страницах своего «Сатирикона» он регулярно печатал работы своей конкурентки, которая была за это очень благодарна. Помимо этого, юморески и фельетоны писательницы издавались в журналах «Речь» и «Русское слово». Когда творчество Лохвицкой обрело невероятную популярность, предприимчивые производители стали называть ее именем шоколадные конфеты и парфюмерную продукцию.

В произведениях писательницы привлекала захватывающая детективная линия и назидательность басенного жанра. В «Преступнике» и «Жизни и воротнике» оба персонажа страдают стяжательством, но в финале их ждет совершенно разный итог. Если юный воришка из первого произведения решает исправиться, то второй герой продолжает грешить и даже втягивает в свои дела некогда порядочную девушку.

Персонажи рассказов «Демоническая женщина», «Счастливая любовь» и «Катенька» пытаются обмануть весь мир, но в итоге попадаются в собственную ловушку. Произведение «Счастье» повествует о приходе к власти пресловутых «Шариковых», во времена которых обнажились самые низменные человеческие качества простых обывателей.

Личная жизнь писательницы была также не сильно радостной. Она любила свободу. Красавицей Надежда не была, поэтому дала согласие на брак первому же претенденту. Владимир Бучинский стал отцом двоих дочерей писательницы – Леры и Лены, позже появился сын Янек. Стать хорошей матерью у Тэффи не вышло – через несколько лет после свадьбы женщина ушла из дома, оставив мужа и ребятишек. Владимир этот поступок не простил и запретил бывшей супруге видеться с детьми.

До последних дней «демоническая женщина» сохраняла максимально загадочное и мистическое амплуа, держа журналистов на расстоянии вытянутой руки. На вопрос о возрасте писательница неизменно отвечала, что ощущает себя подростком.

Надежда Александровна обожала пушистых питомцев, особенно своего страдающего ожирением кота. На закате дней автор книг искала пути примирения с детьми, но навстречу ей пошла только дочь Лера.

Надежда Лохвицкая переезжает в Петербург, где начинает плотно заниматься своей писательской карьерой. Слава приходит к ней после выхода первого сборника «Юмористические рассказы», которая имела ошеломительный успех. Второй сборник поднял имя Тэффи на новую высоту и сделал ее одним из самых читаемых писателей России. Когда царя Николая II спросили, каких писателей он хотел бы включить в антологию русской литературы, которую должны были выпустить к 300-летию правления Романовых, он ответил: «Тэффи. Ее одну. Остальных не нужно». С другой стороны, большим поклонником творчества Тэффи был Владимир Ленин, с которым она сотрудничала в 1905 году в непродолжительно издававшейся газете «Новая жизнь».

Юморески Надежды Тэффи сочетали увлекательность детективов с назидательностью басен. В рассказах «Преступник» и «Жизнь и воротник» героями овладевает страсть к вещам. Но если в первом 5-летний воришка раскаивается и твердо встает на путь исправления, то во втором «модный воротничок» начинает крутить прежде порядочной барышней.

В произведениях «Счастливая любовь», «Демоническая женщина» и «Катенька» герои обманывают окружающих и в итоге самих себя. В рассказе «Счастье» тональность совершенно другая, чем в перечисленных юморесках – теперь это смех сквозь слезы: к власти приходят Шариковы, и бывший кухаркин ухажер грозит расстрелом семье за случайно сохранившийся портрет Керенского.

Лохвицкие не приняли Октябрьскую революцию. Брат Николай стал сподвижником Колчака, а Надежда Александровна через Одессу и Константинополь иммигрировала в Париж. Жизнь на чужбине была не сладкой, но дар предвидения и решительность Тэффи, вероятно, спасли писательницу от смерти в большевистских застенках.

Многие поклонники, мечтавшие познакомиться с прославленной сочинительницей, при личной встрече испытывали разочарование. На деле литературный кумир оказывалась меланхоличной женщиной с весьма раздражительным характером. Благоволила она лишь своим талантливым коллегам, часто обращавшимся к ней за помощью. Перебравшись в Париж, знаменитость открыла литературный салон, куда стекались сотни русских эмигрантов. В послевоенные годы Тэффи занялась написанием мемуаров о своих знаменитых современниках, с которыми ей довелось встречаться. Среди них Мережковский, Бальмонт, Сологуб, Репин, Куприн, Северянин

Личная жизнь писательницы наладилась во втором браке с сыном калужского предпринимателя Павлом Тикстоном. Тэффи искренне полюбила этого человека и считала самым лучшим мужчиной на планете. Когда болезнь приковала Павла к постели, Надежда не отходила от него буквально ни на минуту.

Когда мужа не стало, материальным обеспечением вдовы стал заниматься известный парижский миллионер и филантроп Атран. После его смерти выплаты прекратились, и Тэффи оказалась в непростом финансовом положении.

Прогремевшую Октябрьскую революцию вся семья Лохвицких не приняла. Старший брат Николай стал сподвижником Колчака. А каждая строчка юмористических произведений Тэффи и в 1917–1918 годах наполнена неприятием и отторжением послереволюционной советской действительности. Все происходящее после 1917 года Тэффи описывает как «великое триумфальное шествие безграмотных дураков и сознательных преступников». В конце 1918 года, после закрытия властями журнала «Новый Сатирикон», вместе с Аркадием Аверченко Тэффи уезжает в Киев, где должны были состояться их выступления. После полутора лет скитаний по российскому югу – Одессе, Новороссийску, Екатеринодару – писательница с большим трудом эвакуируется в Константинополь, а потом оказывается в Париже.

В последние годы жизни Тэффи одиноко жила на тихой улочке Парижа рю Буассьер. Она умерла в Париже 6 октября 1952 года. За несколько часов до смерти она попросила принести ей зеркальце, пудру и маленький кипарисовый крестик, который когда-то привезла из Соловецкого монастыря и который велела положить с собой в гроб. Тэффи похоронена рядом с Буниным на русском кладбище в Сент-Женевьев-де Буа.


Вспомним стихотворение «Есть в небесах блаженный сад у Бога». Заканчивается описание Божьего сада такими строчками:

И чище лилий, ярче розы томной
Цветёт один, бессмертен и высок –
Земной любви, поруганной и тёмной,
Благословенный, радостный цветок.

Похоже, что таким бессмертным и радостным цветком была и сама Надежда Тэффи, королева русского юмора.

https://biographe.ru/uchenie/tehffi/: заглавное изображение

https://proza.ru/2018/09/19/1891

https://www.livelib.ru/articles/post/19346-grustnaya-koroleva-yumora-satira-i-pechal-v-zhizni-i-tvorchestve-nadezhdy-teffi

livelib.ru: https://www.livelib.ru/articles/post/19346-grustnaya-koroleva-yumora-satira-i-pechal-v-zhizni-i-tvorchestve-nadezhdy-teffi

Нет комментариев. Ваш будет первым!