Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Талантливый поэт и прозаик - Василий Иванович Белов

Талантливый поэт и прозаик - Василий Иванович Белов

«Писательство для Василия Белова – это заступничество за народ перед сильными мира сего и против подлых этого мира».

Валентин Распутин

23 октября всё литературное сообщество будет отмечать 90-летие со дня рождения русского писателя, поэта и сценариста, одного из крупнейших представителей «деревенской прозы» — Василия Ивановича Белова.

Имя Василия Белова стоит рядом с именами Валентина Распутина, Василия Шукшина, Виктора Астафьева, Фёдора Абрамова. Творчество писателей «деревенской прозы» отличает их трепетное отношение к традиционной нравственности русской культуры, внимание к духовной жизни человека.

Василий Иванович Белов родился в 1932 году в вологодской деревеньке Тимонихе, в семье колхозников Ивана Фёдоровича и Анфисы Ивановны. Отец Василия был потомственным крестьянином, прекрасным мастеровым. Он передал сыну навыки плотницкого дела, уважение к труду. А первым чувством слова, живого русского языка одарила его мама. Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во втором классе сельской школы-семилетки. Отец ушел на фронт, а ему, десятилетнему пацану, пришлось работать в колхозе, чтобы помочь матери. Из военных воспоминаний детства писателю больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению. Как человека грамотного, юного Василия определили в колхозные счетоводы, но дело это для него было скучное и неинтересное. Вскоре он уехал в школу ФЗО № 5 (фабрично-заводское обучение) города Сокола Вологодской области. Школа готовила плотников и столяров. Для будущего писателя это привычное с детства дело было по душе. Одновременно он учился в 8-м классе вечерней школы. Учёба его продлилась недолго, после окончания ФЗО Василия отправили на работу в строительно-монтажное управление.

Летом 1951 года Василий Белов переезжает в Ярославль, где работал и слесарем-мотористом, и дизелистом, и электромонтером. Весной 1952 года его призывают на военную службу. В армии он получает еще одну профессию – радиотелеграфиста. После увольнения в запас, в ноябре 1955 года, В. И. Белов уехал в Пермь, но затосковал по родным местам и вскоре переехал в Вологду. К этому времени он уже начал писать, главным образом стихи. Первое его стихотворение опубликовала газета Ленинградского военного округа «На страже Родины» еще во время прохождения службы. В Вологде Василий Белов писал стихи, очерки, пробовал себя в рассказе. Два года проработал в редакции районной газеты «Коммунар».

На стихи молодого поэта обратил внимание известный писатель-вологжанин Александр Яшин. Он посоветовал Белову поступить Литературный институт имени М. Горького. Успешно сдав экзамены, Василий Белов на пять лет стал москвичом-студентом. Москва очень много дала ему и как человеку, и как писателю: ее прошлое и настоящее в площадях и соборах, библиотеках и музеях, литературные журналы, литературные встречи, знакомства, споры – всё осталось в писательской памяти. Его все больше тянуло к прозе. К окончанию института он получил известность как автор серьёзных рассказов и повестей.

Василий Белов в молодости

50-е годы ХХ века — это пора общественных перемен. Жажду движения, новых пространств, поиски подлинно ценного в мире и в себе определяли настроения поэтов того времени. Ранние стихи и поэмы Белова несут на себе следы этих настроений.

Идёт человек от порога,

В тревожные дали идёт,

Ведёт человека тревога,

Далёко, далёко ведёт.

Шагают без устали ноги,

Беснуется ветер в ушах.

Идёт человек по дороге,

Горит человечья душа…

1959 г.

Еще в юности он покинул родные места, спеша вырваться из малоподвижного уклада и замедленного темпа сельской жизни к притягательной яркости, ускоренному и разнообразному ритму городской жизни. Шаг этот казался радостным шагом к свободе, к небывалым возможностям.

Но очень скоро тяга к «отцовскому краю» становится той господствующей силой, которая определяет судьбу Белова и направление его творчества. Деревенька Тимониха для писателя – это духовная опора, соприкосновение с Родиной, с родным народом. О своих корнях молодой поэт рассказывает в стихотворении «Дед».

Был мой дед нелюдим,

молча землю пахал

и рубил молчаливо

клетины по селам,

а садясь на шабаш,

самосадом своим полыхал

да улыбчиво слушал

балагуров веселых.

И никто не слыхал

от него никогда

богомерзкого слова

ни в труде, ни в застолье…

Тема «возврата» звучит уже в первом поэтическом сборнике «Деревенька моя лесная» (1961).

ВОЛОГДА

Вологда — зеленый городок,

Севера ольхового столица,

Ты прости, что раньше я не мог

У тебя навек остановиться.

Все искал чего-то вдалеке,

По земле мотался вкривь и вкось,

А теперь вот в тихом городке

Все, что надо, все почти нашлось…

И в документальной повести «Раздумья на родине» ясно чувствуются боль и тоска по родному очагу. В 1964 году Василий Белов возвращается в Вологду, где продолжает свою творческую деятельность.

«И, хотя мы покидаем родные места, всё-таки мы снова и снова возвращаемся к ним, как бы ни грешили знакомством с другими краями. Потому что жить без этой малой родины невозможно. Ведь человек счастлив, пока у него есть родина…», — пишет в своем рассказе «Бобришный угол» Василий Белов.

Уже на страницах первого и единственного стихотворного сборника «Деревенька моя лесная» и книги рассказов «Деревня Бердяйка» определилась главная тема творчества писателя – русская деревня с ее бедами и радостями, с ее простыми, искренними, быть может, наивными, но всё понимающие сердцем жителями.

Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров «деревенской прозы». Через два года выходит повесть «Плотницкие рассказы».

На протяжении многих десятилетий писатель вынашивал замысел одного из самых главных своих произведений. Собирал материалы по архивам, изучал документы. Копились негодование и боль за деревню и вылились в три романа о коллективизации, которая разрушила уклад, гармонию, лад крестьянского быта. Отголоски этой трагедии – стёртые с лица земли деревни, разбитые судьбы, поколения людей, утративших связь с землей отцов и дедов.

Первая часть трилогии вышла еще в 1970-е годы под названием «Кануны: Хроника конца 20-х годов», вторая часть «Хроники» вышла в 1977 году, а в 1989 году был закончен «Год великого перелома». До Белова никто не осмеливался обнажать историю коллективизации. В 1990-х годах увидела свет последняя часть трилогии «Час шестой». В этих романах раскрывается весь ужас 1930-х годов, времени строительства «новой жизни»: «История деревни смахивает на дурной сон. Трагична, безжалостна судьба буквально каждого крестьянского двора, каждой семьи…» Люди лишены дара любить землю, людей, родину и неизбежно впадают в ненависть. Идет вселенская борьба зла с добром.

Самая оптимистичная, даже праздничная, книга Василия Белова – «Лад» (1979). Всю жизнь писатель собирал устные рассказы, бывальщины, песни, пословицы, частушки, письма читателей, записки бывалых людей, предметы быта и материальной культуры Вологодской, Архангельской Кировской областей России. Он работал в архивах, изучал разнообразные этнографические материалы и на основе всего этого богатства создал уникальную книгу о природном и философском круговороте крестьянской жизни русского Севера. В. И. Белов в своей книге приоткрыл тайну притягательности деревенской жизни с ее отточенным укладом, с ее тайнами быта, человеческой судьбы, с ее буднями и праздниками и, конечно, с ее неповторимым искусством слова. Все лучшие герои произведений Белова живут в гармонии, в ладе с собой, с миром, с землёй.

«Лад» — это книга этнографических очерков о народной эстетике, это короткие, но ёмкие по содержанию рассказы о рождении, крестинах, раннем детстве, отрочестве, юности, первых трудовых навыках и нравственных представлениях, правах и обязанностях ребёнка, подростка, юноши в семье, среди сверстников, в отношении к старшим и младшим. Это рассказы о посиделках, гуляньях, проводах в армию, жениховстве, смотринах, свадьбах, возмужании, зрелости старости, смерти, похоронах, поминках, памяти об ушедших. Это рассказы-картины, рисующие год крестьянина: весна – лето – осень – зима, с представлением о мире, человеке, природе, добре и зле, правде и лжи, прекрасном и безобразном. «Лад» — это настоящая энциклопедия крестьянской жизни, научное и одновременно поэтическое сказание о красоте крестьянского лада.

Для детей Василий Иванович пишет столь же тепло и серьезно, как и для взрослых. Он выпустил книгу «Рассказ о всякой живности», состоящую из сказок и забавных историй о животных.

Жизнь Василия Ивановича Белова в литературе нельзя назвать простой. Честный до резкости, искренний и ранимый, он не вписывался в общепринятые нормы. В последнее время писатель чаще обращается к публицистике, а в художественных произведениях всё больше грусти и душевной боли. И всё чаще тянет к Богу. Не потому ли, что в вере человек может вернуться к себе, к своим истокам, к своим родникам.

Василий Иванович Белов

… Прощаю вам все: отчужденье столицы

И светлого Севера черную ночь,

Но хлеб из чужой, из заморской пшеницы,

Поверьте, жевать не хочу и невмочь.

Я всех накормлю, но оставьте в покое

На древней земле, у травы молодой!

Не трогайте избу мою над рекою

И белую церковь над синей водой!

«Прощаю вам всё…»

Совестливость, честность, доброжелательность, трудолюбие, беззлобность – вот то главное, что «живет» в стихах, рассказах, повестях Василия Ивановича Белова. Вся его проза проникнута идеей «лада», идеей сбережения человечности в человеке. Духовный и нравственный «огонёк» его произведений освещает жизненный путь современников, не дает забывать свои корни, историю страны и традиции русского народа.

Василий Иванович Белов 

В Вологде свято чтят память писателя. 21 октября 2015 года состоялось открытие Музея-квартиры В. И. Белова, который был создан по поручению Президента РФ в качестве филиала Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Использованная литература:

Белов В. И. Раздумья на родине. – М.: Современник, 1986. – 271 с. – (Б-ка «О времени и о себе).

Белов В. И. Бобришный угор: Рассказы /Гравюры В. Лукашова. – М.: Дет. Литература, 1988. – 222 с., ил.

Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике. – Мол. Гвардия, 1989. – 420 с., ил.

Источники изображений:

https://biographe.ru/znamenitosti/vasiliy-belov/

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/270945.html

https://vologda.bezformata.com/listnews/tcentr-pisatelya-vasiliya-belova/56723808/

https://www.booksite.ru/belov/family.htm

https://tvgmu.ru/content/3798/32373/

заглавное изображение – гравюра: художник В. Лукашов из книги «Бобришный угор».

Нет комментариев. Ваш будет первым!