Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Вспоминая Ильфа

Вспоминая Ильфа

Михаил Кольцов, Илья Ильф, Евгений Петров, Валентин Катаев, Михаил Зощенко… Какие известные стране имена! Это были очень разные люди, с разными судьбами, характерами, манерами, вкусами. Язвительно ироничный Михаил Зощенко, необыкновенно талантливый, наблюдательный Илья Ильф, обладающий потрясающим чувством юмора Евгений Петров… Но было у них и общее: все они – люди высокой культуры, талантливые, очень неравнодушные, умеющие высмеять несовершенство тогдашнего общества и человеческой натуры. Среди блестящих имен выдающихся писателей-сатириков 1930 – 1940-х годов особое место занимают имена Ильфа и Петрова.

В 2022 году исполняется 125 лет со дня рождения русскому и советскому писателю, драматургу и сценаристу, фотографу, журналисту — Илье Ильфу. Он родился 15 октября 1897 года в семье банковского служащего в Одессе. Окончив в 1913 году техническую школу, работал в чертежном бюро, на телефонной станции, на авиационном заводе. Перепробовав множество профессий, Илья Ильф понял, что его призвание – литература.

Одесский «Коллектив поэтов», на вечерах которого в 1920 году появился Ильф, представлял собой довольно пестрое сборище литературной молодежи, но царил в нем Эдуард Багрицкий. Своими произведениями выступали Лев Славин, Юрий Олеша и Валентин Катаев. Здесь жадно следили за творчеством Владимира Маяковского, зачитывались его стихами и прозой.

Ильф привлекал внимание товарищей острой наблюдательностью, меткой речью, умением быть резким и непримиримым. Первыми его произведениями были стихи. Читал он их редко, а позже о них и не вспоминал. В 1923 году Ильф переезжает в Москву и начинает работать в газете «Гудок», где становится его литературным сотрудником. В его творчестве все большее место занимает сатирический фельетон, чаще всего построенный на конкретном материале рабкоровских писем. Именно в «Гудке» Ильф впервые начинает подписывать свои очерки и фельетоны псевдонимом «Ильф», настоящее имя и фамилия писателя – Илья Арнольдович Файнзильберг. В 1925 году редакция газеты командирует его в Среднюю Азию. В результате этой поездки была создана серия очерков «Москва – Азия».

Почти одновременно с именем Ильфа в печати появилось имя Евгения Петрова (Евгений Петрович Катаев), который тоже родился в Одессе, но был моложе на пять лет. Впервые Петров начал печататься в сатирическом журнале «Красный перец». До начала сотрудничества с Ильфом он опубликовал более полусотни юмористических и сатирических рассказов. Сотрудничество Ильфа и Петрова начинается в 1927 году. Создателем этого литературного дуэта можно считать Валентина Катаева, брата Евгения Петровича. Е. Петров оставил выразительный портрет Ильфа: «Это был чрезвычайно насмешливый молодой человек в пенсне… У него было немного ассиметричное, твердое лицо с румянцем на скулах. Он сидел, вытянув перед собой ноги в остроносых красных башмаках, и быстро писал. Окончив очередную заметку, он минуту думал, потом вписывал заголовок и довольно небрежно бросал листок заведующему отделом, который сидел напротив…»

В 1920 – 1930-х годах Ильф и Петров постоянно сотрудничают в журналах «Чудак» и «Огонек», для которых писали раздельно и совместно под разными псевдонимами. В течении десяти лет совместной работы писатели находились под непрерывным, сильным и всевозрастающим влиянием друг друга. Не говоря уже о том, что они проводили ежедневно по многу часов, вместе работали над рукописями, вместе гуляли по городу, вместе совершали дальние путешествия.

Вследствие этого творческого союза стал роман «Двенадцать стульев», который был написан в 1927 году. Ильф и Петров не думали о том, что своим произведением они прокладывают путь для советской сатирической прозы, тем более не догадывались, что образ ловкого комбинатора Остапа Бендера станет впоследствии одним из самых ярких образов в их творчестве. Действие романа «Двенадцать стульев» происходит в 1927 году. Перед нами предстают все бытовые приметы НЭПа: врассыпную, с лотками на головах, разбегаются лоточники Охотного ряда, беспризорники греются возле чанов с кипящей смолой. Частник еще силен, но в произведении уже чувствуется нарастающая тревога среди мелкой буржуазии, близость решительного перелома. НЭП временно развязал частную инициативу мелких предпринимателей. Активизировались аферисты, стяжатели, темные дельцы. Из среды ловких аферистов, молодых нэпманов и старых предводителей дворянства возник образ Остапа Бендера. Вот как авторы писали о своем герое: «Остап Бендер был задуман нами как второстепенная фигура, почти что эпизодическое лицо. Для него у нас была заготовлена фраза, которую слышали от одного бильярдиста: «Ключ от квартиры, где деньги лежат». Но Бендер постепенно стал выпирать из приготовленных ему рамок. Скоро мы уже не могли с ним сладить. К концу романа мы обращались с ним, как с живым человеком и часто сердились на него за нахальство, с которым он пролезал почти в каждую главу…».

Иронизирующие сатирики не принимают всерьез приключений своих героев. Они смеются над Воробьяниновым, который мечется по стране, разыскивая остатки своего былого богатства; над тайными членами «союза меча и орла», поверившими проходимцу, что может вернуться капитализм; над стяжателе-священником, отцом Фёдором, колесящим в поисках гарнитура генеральши Поповой. Выразителен финал романа: «Так вот оно где, сокровище мадам Петуховой! Вот оно! Всё тут!.. Бриллианты превратились в сплошные фасадные стекла и железобетонные перекрытия, прохладные гимнастические были сделаны из жемчуга. Алмазная диадема превратилась в театральный зал с вертящийся сценой, золотые змеиные браслеты с изумрудами обернулись прекрасной библиотекой, а фермуар перевоплотился в детские ясли, планерную мастерскую, шахматный кабинет и бильярдную. Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но нельзя было унести. Оно перешло на службу другим людям».

Успех романа «Двенадцать стульев» имел ошеломляющий успех. За несколько лет авторы одной книги стали писателями с мировым именем. Роман издавался во Франции и Италии, В Англии и в Америке, В Болгарии, Венгрии, Польше, Македонии и во многих других странах. Произведение выходило отдельными изданиями, отрывки печатались в журналах и газетных приложениях. Зарубежных читателей роман привлекал главным образом своим юмором, который выходит за рамки одной эпохи или одной страны. Юмор «Двенадцати стульев» не стареет и сохраняет свою злободневность и в наши дни.

Роман Ильфа и Петрова оказался удачной пробой пера молодых авторов, и его успех во многом определил дальнейшее сотрудничество писателей. В конце 1920-х годов они работают над созданием новой сатирической повести «Светлая личность». В апреле 1930 года вместе с группой советских и зарубежных журналистов и делегацией ударников с фабрик и заводов Ильф и Петров выехали на открытие Турксиба, а затем совершили поездку по Средней Азии. Из поездки писатели привезли иллюстрированные массой фотографий очерки – «Бухара благородная!», «Осторожно! Овеяно веками», но главное – материалы и наблюдения для последней части романа «Золотой теленок». Сатирическая мысль этого произведения раскрывается в судьбе Великого комбинатора, который и во второй роман вошел на правах ведущего персонажа.

Во многом Остап Бендер остался тот же, что и в «Двенадцати стульях». Но он возмужал и стал старше. В его облике появилась уверенная сила, он не утратил веселого любопытства к жизни и готов, как прежде, «носиться по волнам жизни». Один вид Остапа Бендера внушает компаньонам благоговейное уважение.

В декабре 1931 года журнал «30 дней» завершил публикацию «Золотого телёнка». Но отдельным изданием произведение не сразу вышло в свет в России. На роман был наложен своего рода негласный запрет, хотя его уже издали в Англии, Германии, Австрии. На родине «Золотой теленок» отдельной книгой вышел только 1933 году.

Илья Ильф и Евгений Петров

Совместная деятельность Ильфа и Петрова продолжается и в 1930-е годы. Они сотрудничают в журналах «Огонек», «Крокодил», «Чудак», в «Литературной газете», где публикуют свои фельетоны и театральные рецензии. Плодом их совместного труда станут сборник юмористических рассказов и фельетонов «Как создавался Робинзон», водевиль «Сильное чувство», написанный на тему чеховской «Свадьбы с генералом», комедия «Под куполом цирка», которая легла в основу известного фильма Г. Александрова «Цирк». Ильф и Петров пишут о пороках, которые процветают в социалистическом обществе: о равнодушии, о бюрократических проволочках, о принудительном и глупом характере массовых мероприятий, о хамстве.

В 1930-е годы писатели много путешествуют. Они побывали на Турксибе, наблюдали за строительством Беломорско-Балтийского канала, как корреспонденты газеты «Правда» работали в США. Итогом этой поездки станет цикл очерков «Одноэтажная Америка». В книге нет стремления заклеймить буржуазный строй. Писатели видят недостатки американского образа жизни – убожество массовой культуры, расизм, преступность, и в то же время стараются понять и оценить достоинства этой страны. Книга получилась умная, справедливая и доброжелательная. Она вызвала живой интерес у советских читателей, до той поры не имевших даже приблизительного представления о США. Это была трудная и до предела насыщенная поездка.

Илья Ильф и Евгений Петров в Америке

Уже в начале путешествия, в сентябре 1935 года, Ильф начал догадываться, что он тяжело, может быть даже неизлечимо болен. Он признался Петрову, что у него десять дней непрерывно болит грудь и пошла горлом кровь. Это была тяжелая форма туберкулеза. В апреле 1937 года Ильфа не станет – ему не было еще и сорока лет. Евгений Петров будет продолжать свой путь самостоятельно. Он подготовит к изданию четырехтомник совместных сочинений, который выйдет в 1938 – 1939 годах и предпримет с помощью супруги Ильфа издание «Записных книжек» писателя. Илья Ильф вел их в течение многих лет – с 1925 года до самых последних дней.

Смерть Ильфа была для Петрова глубоко травмой, и личной, и творческой. С потерей друга он так и не примирился до последнего дня жизни. В 1941 году Петров ушел на фронт, работал военным корреспондентом. Возвращаясь из Севастополя, 2 июля 1942 года Евгений Петров погиб при аварии самолета.

Судьба литературного содружества двух замечательных писателей необычна. Она трогает и волнует. Они работали вместе недолго, всего десять лет, но в истории советской литературы оставили глубокий, неизгладимый след. Давно ушли из жизни два удивительных человека, писатели-сатирики: Илья Ильф и Евгений Петров, но книги, созданные ими, продолжают радовать не одно поколение своей искрометной фантазией, юмором и поистине неунывающим жизнелюбием.

Источники:

Русская литература ХХ века: Учебное пособие. В 2т. – Т. 1: 1920 – 1930-е годы. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.

Ильф И. Одноэтажная Америка /Илья Ильф, Евгений Петров. – М.: АСТ: Зебра, 2009 — ;64 с., ил.

Источники изображений:

Портреты русских советских писателей. Вып. 2. – М.: Госкомиздат, 1988. – заглавное изображение, художник А. Г. Кручина

https://24smi.org/celebrity/gallery/24356-ilia-ilf/

https://fishki.net/3480066-retro-fotografii.html

https://rus.team/people/ilya-ilf

Нет комментариев. Ваш будет первым!