Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

«В сердцах людских затрагивает струны…»

«В сердцах людских затрагивает струны…»

В первый день октября отмечается праздник, о котором знают во всех уголках земли – Международный день музыки. Дата, учрежденная в 1975 году по решению ЮНЕСКО, прочно прописалась в листах календаря, стала одной из самых любимых и почитаемых. Одним из инициаторов Международного дня музыки был известный советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович – автор легендарной Cедьмой – Ленинградской — симфонии, которая стала музыкальным памятником Великой Отечественной войны. В 1973 году он обратился к Организации Объединенных Наций с открытым письмом, в котором просил учредить праздник музыки и тем самым признать ее роль в деле сплочения народов и обмена культурным опытом.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Праздник отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами, с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты.

И. Волобуева

Сегодня мы расскажем об удивительном и многогранном музыкальном жанре – романсе.

Романс… Он полон очарования и светлой грусти, в нем звучит великолепное сочетание поэзии и музыки. Само слово «романс» зародилось в средневековой Испании. В тот период истории появляется жанр светских песен — стихи известных поэтов эпохи романтизма, положенные на музыку и передававшие глубокие переживания. Этим романс отличался от традиционных церковных песнопений, исполняемых на латыни. Покинув пределы Испании, «светские песни» быстро распространились по всей Европе, и в России в том числе.

История русского романса началась в конце ХVIII века в Москве. В отличие от делового, столичного в ту эпоху Петербурга, старая Москва слыла городом, в котором родственные и дружеские интересы ставились выше интересов службы и политики. Родословная романса является поистине богатой: в нем сочетаются и лирические народные песни, и элементы городского фольклора, и слаженные мотивы церковного пения. Романс впитал в себя всё богатство и красоту русской музыки.

У истоков лирической «песенной» традиции стоит автор бессмертного «Соловья» — Александр Александрович Алябьев. Гусар, участник Отечественной войны 1812 года, Алябьев выходит в отставку и поселяется в Москве. В его доме часто собираются близкие по духу люди: боевые товарищи, музыканты, композиторы. Своего знаменитого «Соловья» на стихи А. А. Дельвига он написал в 1826 году, а впервые произведение прозвучало на сцене Большого театра 7 января 1827 года. И вскоре без этого романса не обходился ни один светский вечер.

Соловей мой, соловей,

Голосистый соловей!

Ты куда, куда летишь,

Где всю ночку пропоёшь?

Соловей мой, соловей,

Голосистый соловей!..

Александр Александрович Алябьев

В начале ХIХ века А. А. Алябьев приобретает статус самой крупной фигуры среди создателей романсов. Ему принадлежит превеликое множество замечательных произведений, задушевных и проникновенных, написанных на стихи А. С. Пушкина, И. И. Козлова, В. А. Жуковского, Н. М. Языкова, А. А. Дельвига.

Нельзя не вспомнить и выдающегося композитора, преобразователя романской мелодии уроженца Москвы Александра Егоровича Варламова. Его романсы полны свободного дыхания, разнообразны и пластичны. Варламов превосходно пел и играл на гитаре. Послушать его люди собирались и в светских салонах, и в дружеском кругу. Ему принадлежат романсы, написанные на слова М. Ю. Лермонтова «Горные вершины», «Цветок» на стихи В. А. Жуковского, «На заре ты ее не буди» на слова А. А. Фета, а также ставшие народными песнями «То не ветер ветку клонит», «Вдоль по улице метелица метет».

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит -

То моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит;

Извела меня кручина,

Подколодная змея!..

Догорай, гори моя лучина,

Догорю с тобой и я!

Слова С. Стромилов

Александр Егорович Варламов

Будучи увлеченным актрисой Малого театра, Варламов написал «Красный сарафан» — романс, который произвел настоящий фурор. Его пели представители разных сословий: романс был любим и великосветскими вельможами, и простыми людьми.

Не шей ты мне, матушка,

Красный сарафан,

Не входи, родимая,

Попусту в изъян.

Рано мою косыньку

На две расплетать.

Прикажи мне русую

В ленту убирать!..

Слова Н. Цыганов

Можно предположить, что именно с этой песни романс вышел за пределы дворянских салонов и распространился в разночинной среде, сблизившись с народной песней. Варламов был также известен как дирижёр и педагог. Он написал одно из первых русских пособий для вокалистов – «Полная школа пения».

Неоценимый вклад в историю русского романса, внес Михаил Иванович Глинка. Как известно, он написал более восьмидесяти произведений разного направления. Романсы Глинки — это уникальные шедевры, создание которых под силу только таким талантливым и одаренным личностям, как Михаил Иванович. Его любимые романсы были положены на стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. Он всегда ценил хорошую поэзию и осознавал, что настоящий романс без нее не может существовать. Известные романсы Глинки на стихи великого русского поэта — «Я помню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья», «Заздравный кубок», «За здравие, Мери».

Михаил Иванович Глинка

Отдельной страничкой в истории русского романса можно назвать творчество Аполлона Александровича Григорьева – талантливого поэта, прозаика, литературного критика, блестящего гитариста. В музыке его учителем был известный педагог и композитор М. Т. Высотский. Он увлекался цыганскими хорами. И в середине ХIХ века эти хоры стали неотделимой частью судьбы А. А. Григорьева.

Аполлон Александрович Григорьев

В мае 1850 года Григорьев в возрасте 28 лет начинает преподавать в Императорском московском воспитательном доме, где встречает 16-летнюю Леониду Визард – дочь сослуживца. Однако любовь к ней оказывается несчастной: Леонида выходит замуж за другого. Но благодаря этому неразделенному чувству миру стали известны прекрасные стихи.

Я ее не люблю, не люблю...

Это — сила привычки случайной!

Но зачем же с тревогою тайной

На нее я смотрю, ее речи ловлю?

Что мне в них, в простодушных речах

Тихой девочки с женской улыбкой?

Что в задумчиво-робко смотрящих очах

Этой тени воздушной и гибкой?

Отчего же — и сам не пойму -

Мне при ней как-то сладко и больно,

Отчего трепещу я невольно,

Если руку ее на прощанье пожму?..

Эти строки одного из стихотворений цикла «Борьба». В тот же цикл вошли «Цыганская венгерка», «Поговори хоть ты со мной, гитара, семиструнная». Прославили эти романсы знаменитые московские цыганские хоры: Соколовский, Васильевский, «Яра» и «Стрельны».

Вот еще одна грань русского романса. Лирика русских поэтов и чарующее колдовство цыганской песни – ее звонкие и гортанные пассажи, необычная страстность и пламенность, чувственная открытость и вместе с тем сердечная искренность создали тот чудесный сплав, который мы называем сейчас цыганским романсом. Звездой хоров «Стрельны» и «Яра» была Варвара Панина. Этой певицей восхищались А. А. Блок, Ф. И. Шаляпин, А.П. Чехов, Л. Н. Толстой.

Варвара Панина

Снова слышу голос твой

Слышу и бледнею,

Ах, расставался, как с душой,

С красотой твоею,

Если б муки эти знал,

Чуя спозаранку,

Ох, не любил бы, не ласкал

Смуглую цыганку…

Цыганский романс

Революция 1917 года, Гражданская война перевернули жизнь России. Изменения коснулись искусства, музыки, в том числе и романса. В революционной России он был объявлен вне закона и рассматривался как пережиток прошлого, осколок старого мира. Но и в то же время возникло новое направление в романсе, получившее название «офицерский эмигрантский романс». В нем отразились тоска по покинутой Родине, горечь разбитых надежд, ностальгия по прошлому.

ЗАМЕЛО ТЕБЯ СНЕГОМ, РОССИЯ

Замело тебя снегом, Россия,

Запуржило седою пургой

И холодныя ветры степныя

Панихиды поют над тобой.

Ни пути, ни следа по равнинам,

По сугробам безбрежных снегов.

Не добраться к родимым святыням,

Не услышать родных голосов…

Слова и музыка Филарета Чернова. 1918

И все же романс пережил все запреты. Он не просто вернулся в духовный обиход – он помог выстоять в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Простой и душевный романс «Калитка», в исполнении знаменитой оперной певицы Надежды Обуховой, словно возвращал солдат в мирное время и родной дом. Надежда Андреевна в годы войны часто выступала перед бойцами. И поэтому на адрес советской радиостанции поступали письма с заявками «пусть поет Обухова».

Надежда Андреевна Обухова

Идут года. Сменяются эпохи, а романс остается с нами. В чем же состоит его секрет, его загадка? Не в том ли, что, как и в былые времена, так и в наши дни, романс не может прожить без любви. У него нет тем, кроме темы возвышенных чувств. А все остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и ее удары, вера и неверие, одиночество и разочарование – только в той мере, в какой они связаны с этой главной и единственной темой – темой любви.

Своеобразным звуковым письмом, любовным посланием романс был и остается по сей день. Быть может, в этом и есть его разгадка? Будут рождаться новые романсы и не отзвучат старые, пока есть на земле любовь.

«Музыка одушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения, музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и возвышенного».

Платон

Источники:

Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино. – М.: Аванта+, 2001. -624 с., ил.

Васина-Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: Современник, 1999. – 286 с., ил. – (Под сенью дружных муз).

https://ug.ru/muzyka-nas-svyazala-prazdnik-kotoryj-otmechaet-ves-mir-istoriya-tradiczii-fakty/

https://fb.ru/article/219375/romans---eto-vsya-istoriya-jizni-v-pesne

https://pesni.retroportal.ru/sr2/01.shtm

http://ruguard.ru/forum/index.php/topic,861.0.html

Источники изображений:

https://semyaivera.ru/2022/08/15/15-avgusta-v-istorii-aleksandr-alyabev/

https://specialradio.ru/pd/pd144/

https://366days.ru/28_iyulya/

https://nacion.ru/478053a-mihail-ivanovich-glinka-biografiya-i-tvorchestvo-kompozitora

https://dzen.ru/media/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/...

https://www.kakprosto.ru/kak-974612-nadezhda-obuhova-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn

https://otkritkis.com/s-dnyom-muzyki/page/2/ — заглавное изображение

Нет комментариев. Ваш будет первым!