Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Гениальный мастер портрета

Гениальный мастер портрета

В марте 2022 года исполняется 240 лет гениальному русскому живописцу, графику, основоположнику романтического портрета начала ХIХ столетия Оресту Адамовичу Кипренскому. Он одним из первых русских художников получил признание в Европе.

                                              Кипренский в юности

Орест Кипренский родился 13 (24) марта 1782 года в поместье Нежинское неподалеку от Петербурга. Официально мальчик значился сыном крепостных Адама Швальбе и Анны Гавриловой, но по факту являлся внебрачным ребенком хозяина поместья Алексея Дьяконова. Вольную грамоту бастард получил через шесть лет после рождения. Свое детство Орест провел в городе Копорье Ораниенбаумского уезда под Петербургом. Путь будущего выдающегося портретиста, живописца и рисовальщика начинается с того момента, когда маленького Ореста отвезли в Петербург и отдали учиться в Академию художеств, в ее Воспитательное училище. В 1797 году Кипренский был переведен из училища в высшие классы Академии. Как способного ученика, его зачислили в класс исторической живописи.

                                Автопортрет с кистями за ухом

Талантливый ученик неоднократно удостаивался наград Академии – серебряных и золотых медалей. В 1803 году Орест получил диплом, но решил остаться в стенах альма-матер еще на три года, с разрешения руководства.

Через год на традиционной академической выставке студент представил портрет своего отчима, который стал «визитной карточкой» творчества Кипренского.

Портрет Абрама Швальбе — приёмного отца Кипренского, 1804 год

В 1805 году Орест Кипренский принял участие в борьбе за Большую золотую медаль. Для этого конкурса он подготовил историческую картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Работа была признана лучшей. В качестве приза предполагалась поездка в Италию, но отправиться в путешествие художник не смог из-за войн с Наполеоном.

                             Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805 год

Время, проведенное в Академии, можно считать временем становления художника, он сформировался и стал известным как портретист.

В начале 19-го столетия было очень модно заказывать портреты: сохранить свои лики для потомков стремились не только государственные мужи и важные вельможи, но и представители торгового сословия. Орест едва успевал выполнять заказы, настолько велик был спрос на этот вид картин.

Прославил Кипренского портрет Александра Челищева, который позже станет героем войны 1812 года. На полотне 1809 года изображен юноша с выразительными, глубокими глазами и трогательным румянцем на щеках. В августе 1812 года четырнадцатилетний Челищев был выпущен в чине прапорщика из Пажеского корпуса в действующую армию и принял боевое крещение в знаменитом и жестоком сражении под Малоярославцем.

   Портрет Александра Александровича Челищева, 1808 – начало 1809 годов

В 1809 году художник представил еще одно полотно, вознесшее его на вершину славы – «Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова». Династия Давыдовых была одной из самых уважаемых и знатных фамилий. Евграф Владимирович был прославлен не меньше своего двоюродного брата Дениса Васильевича. Он участвовал во многих драматических эпизодах наполеоновской эпопеи.

Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова, 1809 год

Портрет Жуковского был исполнен по заказу попечителя Санкт-Петербургского учебного округа графа С.С. Уварова незадолго до отъезда Кипренского в Италию. Поэт представлен на фоне пейзажа с виднеющимся на втором плане старинным замком, окутанным предрассветными туманами. Лунный свет озаряет задумчивое и одухотворенное лицо Жуковского. Живописными средствами Кипренский создает возвышенный образ творца-романтика, который будто прислушивается к таинственным звукам ночи.

                Портрет Василия Андреевича Жуковского. 1816 год

Весной 1816 года Кипренский смог наконец воплотить свою давнюю мечту совершить поездку по Европе, ее помогла осуществить сама императрица Елизавета Алексеевна, которая была большой поклонницей таланта Ореста. Получив протекцию и спонсорскую помощь от государыни, 34-летний живописец отправился в долгожданное турне.

Пребывая за границей, творец создал картину «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», известную также под названием «Портрет Мариуччи». Натурщицей для этой работы выступила девочка по имени Мария Фалькуччи, чья семья была очень небогатой. Впоследствии художник стал ее фактическим опекуном.

                    «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», 1819 год

На родину Орест вернулся в 1823 году. Академия художеств встретила своего выходца прохладно: уж слишком долгим было его отсутствие. Заметно поостыла и публика, некогда боготворившая гениального портретиста.

Портрет А. С. Пушкина (1827 г.) кисти Кипренского считается лучшим прижизненным изображением поэта. Он помогает лучше понять Александра Сергеевича, увидеть его настоящим.

                          Портрет Александра Сергеевича Пушкина. 1827 год

Заказал картину ближайший друг Пушкина, известный поэт Антон Дельвиг. Он же и настоял, чтобы на заднем плане появилось изображение Музы в виде небольшой античной бронзовой статуи, держащей в руках лиру.

А. С. Пушкину портрет очень нравился. Вослед написанию портрета поэт сочинил стихотворное послание художнику.

Кипренскому

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз, —

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

                                                 1827 год

Картина вызвала всеобщее одобрение, причем люди увидели на ней совершенно разного стихотворца. Одним Александр Сергеевич казался ироничным и умиротворенным, другие видели его грустным и задумчивым. Именно этой цели добивался художник, когда начинал работу над шедевром.

В 1828 году Кипренский принял решение покинуть страну и окончательно поселиться в любимой Италии. Орест разыскал в Италии повзрослевшую Марию, его поразила ее красота и образованность, девушка тоже сохранила теплые чувства к своему покровителю. Он сделал ей предложение и даже принял католичество, чтобы обвенчаться. Но спустя три месяца после свадьбы в октябре 1836 года Кипренский слег с воспалением легких и вскоре умер. Художника похоронили в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте в Риме.

                                    Автопортрет О. А. Кипренский, 1828 год

За свою очень короткую жизнь художник создал яркую галерею выразительных и запоминающихся портретов. Памятник на его могиле поставили благодарные русские художники, проживавшие в этой стране.

Источники:

https://biographe.ru/uchenie/orest-kiprenskij/

https://kolybanov.livejournal.com/19136076.html

1325
Нет комментариев. Ваш будет первым!