Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Мастер русского пейзажа

Мастер русского пейзажа

«Живопись есть немая, но вместе с тем теплая, живая беседа души с природой и Богом».

И.Шишкин

В январе ценители искусства отмечают 190-летие со дня рождения Ивана Шишкина – автора более 800 картин.

Крамской И.Н. Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина

Отец Ивана Шишкина был богатым купцом и планировал для сына карьеру государственного служащего, но разглядев в ребёнке художественные задатки, не стал настаивать на учёбе в гимназии, тем более, что точные науки мальчику давались с трудом. Любящие родители дразнили мальчика «мазилкой», но книги об истории живописи покупали регулярно. Будущему художнику повезло – его отец благосклонно относился к увлечению сына и поддержал его решение получить образование в Московском училище живописи, а далее — в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В ту пору купечество активно интересовалось искусством и поощряло юные таланты. Но, тем не менее, профессия художника считалась не прибыльной и не почётной. Финансовая помощь и моральная поддержка родных позволили гению посвятить всё своё время изучению искусства и практическим занятиям.

Наиболее знамениты произведения Шишкина «Утро в сосновом лесу» и «Рожь». Картину «Рожь» каждый из нас помнит со школьных времён. Уже не один десяток лет полотно знакомит ребят с традициями русского реалистического пейзажа.

Шишкин И. И. «Рожь»

Иван Шишкин был известным художником ещё при жизни. Его картины находили покупателей и в родной стране и за границей. Охотно приобретал полотна живописца и Павел Третьяков – основатель знаменитой Третьяковской галереи. Именно по его заказу была написана картина «Утро в сосновом лесу».

Шишкин И. И. «Утро в сосновом лесу»

Искусствоведы Третьяковской галереи часто задают посетителям вопрос о том, как называется картина. Примечательно, что взрослые люди чаще всего дают ответ «Мишки в сосновом бору», а дети – «Три медведя». Ещё большую путаницу вносит в детские умы название конфет «Мишка косолапый», выпускаемых на кондитерской фабрике «Эйнем» (позднее «Красный Октябрь»). Знаменитые медведи изображены на обёртке лакомства.

Весёлых медведей нарисовал на уже готовой картине Ивана Шишкина художник Константин Аполлонович Савицкий. И даже поставил свою подпись на картине рядом с автографом Шишкина. Как ему удалось уговорить Ивана Шишкина написать картину в соавторстве, неизвестно. Зато известно точно, что Павел Третьяков взял в руки тряпку со скипидаром и лично стёр подпись Савицкого. К слову сказать, Шишкин поделился с другом гонораром, но больше животных в своё художественное пространство не впускал.

Среди художников того времени было распространенно мнение о том, что увидев картину, наблюдатель должен был «узнать» и «вспомнить» конкретное место. И пусть пейзаж будет неказист, главное, чтобы абсолютно каждый зритель был уверен, в том, что именно по этой тропинке он проходил множество раз, на той самой опушке отдыхал в знойный день и по этому полю бегал ребёнком. Павел Третьяков обращаясь к художникам пейзажистам, сказал: «Мне не нудно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес … Дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всём может быть, это дело художника». Ивану Шишкину это удалось. В настоящее время жители многих городов, где побывал художник, показывают туристам места, изображённые на его картинах.

Шишкин И. И. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

«У Шишкина – пейзаж-рассказ, — сказал коллега художника Иван Николаевич Крамской. – Художник словно говорит нам. Вот мачтовый лес. Я видел такой в Вятской губернии. Я хорошо изучил его и написал со всем своим знанием. Теперь и вы узнаете и вместе со мной полюбите это могучий лес». Шишкин внимательно относился к мельчайшим деталям. Он раскритиковал однажды картину Ильи Репина, на которой был изображён сплав леса по реке. По утверждению Ивана Шишкина, деревья той породы, по воде не сплавляют, потому что эта древесина впитывает воду и может испортится. Художник точно подмечал особенности структуры коры, изгиб листьев и особенности строения куста или дерева и не стеснялся указывать и маститым и начинающим художникам не неточности. Мастер русского пейзажа носил с собой микроскоп для внимательного изучения изображаемых объектов.

Умер гений, работая над картиной «Лесное царство». По горькой иронии судьбы за художником закрепилось прозвище «царь леса», которое современники дали ему ещё при жизни.

Источники:

Островский, Г.Рассказ о русской живописи  / Г. Островский.  -  Москва  :  Изобразительное искусство, 1990. — 357, [3] с.  :  ил., портр.

Порудоминский, Владимир. Моя первая Третьяковка  /  Владимир Порудоминский. — Москва  :  ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 191, [1] с.  :  цв. ил.

Сергеев, Анатолий. Русские живописцы  /  Анатолий Сергеев. — Москва  :  Белый город, 2009. — 47, [1] с.  :  ил.

Нет комментариев. Ваш будет первым!