Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Наука и фантастика

Наука и фантастика

С давних пор люди пытались заглянуть в будущее, представить себе, какой будет жизнь человечества через сто или двести лет. В литературе образовался такой жанр: научная фантастика. В отличие от сказочников, писатели-фантасты фантазируют в своём творчестве не просто так, а с опорой на имеющиеся знания и сведения из области науки и техники. Они как бы дают прогноз будущего, пытаются предсказать его события.

Достаточно часто им это удаётся. Чем крупнее талант у писателя, тем более точно получаются такие произведения.

Артур Кларк

Английский писатель-фантаст сэр Артур Чарльз Кларк был командором ордена Британской империи и рыцарем-бакалавром. Кларк один из известнейших авторов этого жанра в России.

Будущий писатель родился в графстве Сомерсет в Англии 16 декабря 1917 года. После окончания школы в 1936 году он перебирается в Лондон, где поступает работать в казначейство и одновременно становится членом Британского межпланетного общества. Одной из целей этого общества была пропаганда космических полётов. Космосе люди тогда ещё только мечтали.

Во время Второй мировой войны Кларк становится военным и участвует в разработке радаров. Радары были изобретены для того, чтобы облегчить полёты самолётов. Войну Кларк закончил в звании лейтенанта. После войны он с отличием закончил Королевский колледж по специальностям «физика» и «математика».

В 1956 году Кларк вместе со своим другом Майком Уилсоном перебираются на остров Цейлон, который в те времена был подчинён Великобритании. Здесь он остался жить. Позже Цейлон стал независимым государством Шри-Ланка, и Артур Кларк получил гражданство. На острове он занимался подводными исследованиями. В будущем это легло в основу его многочисленных книг о мире океана.

Мы часто задаём вопрос: могут ли писатели-фантасты влиять на ход науки и техники? Кларк был одним из тех, кто мог это делать. В 1945 году он опубликовал статью «Внеземные ретрансляторы». В ней он предложил идею создания системы спутников на орбите, которая позволила бы организовать всемирную систему связи. Эта идея была реализована во второй половине XXвека. Без этой идеи не смогли бы развиться все современные системы связи, включая Интернет. Эту систему иногда называют поясом Кларка или орбитой Кларка. Писатель не получил патента на свою идею. Когда его спрашивали, почему так произошло, он отвечал, что считает эту идею достоянием всего человечества. А в 1954 году Кларк предположил, что орбитальные спутники можно использовать как предсказатели погоды и оказался прав.

Уже будучи известным писателем, Кларк стал одним из ведущих телерепортажей об экспедициях на Луну космических кораблей серии «Аполлон». Эти репортажи сделали его очень популярным у телезрителей

Первые свои фантастические рассказы Артур Кларк опубликовал в 20 лет. Всего же он стал автором множества романов, повестей и рассказов, посвящённых как космическим, так и океанским проблемам. Он внёс большой вклад в кинофантастику, был одним из авторов сценария знаменитого фильма «Космическая Одиссея 2001 года».

Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года», режиссер С. Кубрик, 1968

В 1962 году Артур Кларк в книге «Черты будущего» сформулировал так называемые законы Кларка, в соответствии с которыми развивается современная наука. Вот они:

Если заслуженный, но престарелый учёный говорит, что что-то возможно, он почти наверняка прав. Если же он говорит, что ничто невозможно, то он почти определённо ошибается;

Единственный путь обнаружить пределы возможного – уйти за эти пределы, в невозможное;

Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

А это значит, что учёных будущего любой сегодняшний человек может считать волшебниками! Что-то из предсказанного Кларком уже существует, а что-то «поиздержалось во времени». Но ведь это не повод говорить о том, что писатель был не прав? Артур Кларк был талантливым писателем и честным человеком. Он оставил нам множество книг. В его честь названы горы на Хароне – спутнике Плутона, открытом в 1978 году. Прочитайте книги Артура Кларка, они вам понравятся.

Артур Кларк на склоне лет

А знаете ли вы, что?

Во многих фантастических романах разумные существа с других планет чем-то похожи на людей. И дело вовсе не в количестве рук, ног и глаз. Просто, описывая жизнь на других планетах, писатели имеют в виду нас, людей. А некоторые авторы считали, что любая эволюция должна стремиться к своему идеалу, в чём-то похожему на человека. Так, например, рассуждал герой повести Ивана Ефремова «Звёздные корабли», когда «придумывал портрет ещё не найденного космического пришельца.

Книжная  галактика Ивана Ефремова

Но многие писатели-фантасты склонны не согласиться с таким подходом. Например, Герберт Уэллс в 1905 году описал цивилизацию разумных муравьёв в своём произведении «Царство муравьёв». А у Станислава Лема в качестве разумного существа выступает «мыслящий океан» планеты Солярис. Так что, может быть, людям будет даже трудно признать во встреченном инопланетянине «собрата по разуму».

Рэй Дуглас Брэдбери

Этот американский писатель входит в число самых знаменитых фантастов земли. Он создал более 800 литературных произведений. Среди них романы, повести, рассказы, пьесы и даже стихи. Но самые знаменитые его произведения – это «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» и цикл рассказов «Марсианские хроники». Этих трёх книг достаточно, чтобы обеспечить писателю литературное бессмертие.

Родился Рэй Брэдбери в 1920 году. После школы он не смог продолжить образование, потому что был беден. Но это не помешало ему стать не только образованным, но и оригинально мыслящим человеком. Что же помогло ему? Книги! «Когда мне было 19 лет, — писал Брэдбери, — я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку…»

Первую свою «книгу» он создал, когда решил написать продолжение к роману Э. Бэрроуза «Великий воин Марса». Писатель рассказал в одном интервью, что у него просто не было денег, чтобы позволить себе купить книгу, и он решил вообразить, что будет дальше. К слову сказать, Берроуз, автор популярных в начале XX века фантастических романов, в том числе и о Тарзане, оказал влияние на творчество Брэдбери. В 1937 году он вступил в Лигу научных фантастов и начал активно публиковать рассказы в дешёвых журналах, качество которых оставляло желать лучшего. Гонорары там были маленькими, а потому больше половины семейного бюджета обеспечивала жена писателя. Свою жену Мэгги Рэй Брэдбери встретил в 1946 году в книжном магазине. Впоследствии ей он посвятил произведение «Марсианские хроники», написав: «Моей жене Маргарет с искренней любовью».

Писатель с женой и дочерьми, 1958 

Один из самых знаменитых романов Брэдбери – это «451 градус по Фаренгейту». Это антиутопия, рассказывающая о жизни полицейского государства, возникшего в отдалённом будущем. В этом обществе, кроме всего прочего, запрещены книги. Знаете, что за температура 451 градус по Фаренгейту? Шкала Фаренгейта употребляется в термометрах параллельно со знакомой нам шкалой Цельсия. А 451 градус по Фаренгейту – это температура, при которой горит бумага. Это роман-предупреждение о том, что судьба общества, лишённого свободы мысли и совести, может быть страшной.

В его основу лёг рассказ «Пожарный», который автор написал в подвале публичной библиотеки Лос-Анджелеса. Он снял напрокат пишущую машинку по десять центов за каждые полчаса, поэтому пальцами по клавишам бегал как заведённый. За девять дней небольшая повесть объёмом 25000 слов была закончена. Выйдя в свет, книга стала по-настоящему культовой и вызвала большой интерес к портрету будущего, открывшегося читателю на её страницах.

Кадр из  фильма «451 градус по Фаренгейту», режиссёр Р. Бахрани, 2018

Славу Брэдбери принёс и его сборник рассказов, опубликованный под названием «Марсианские хроники». В это время писатель был очень беден. Потом он признался сам, что когда он вёз подготовленный им сборник в Нью-Йорк, к человеку, который должен был определить его судьбу, у него не было денег даже на поезд… Но после издания «Хроник» у него не только появились «настоящие» читатели, но даже поклонники и поклонницы, которые просили у него автограф. Может быть, поэтому писатель и называет «Марсианские хроники» своей лучшей книгой.

Иллюстрация из издания 2018 года, автор художник В. Маковская

 Многие книги Брэдбери были экранизированы, по ним сняты телевизионные спектакли и мультфильмы. Он не считал себя научным фантастом, по собственному признанию склоняясь к жанру фэнтези. 

С молодости Брэдбери активно следил за развитием науки и техники, посещал профильные выставки, зачитывался научными статьями. Полученные знания дали ему возможность заглянуть в будущее и даже предсказатьв своих произведениях некоторые технологии, которые были изобретены спустя полвека после выхода его книг. Вспомним несколько из них.

Социальные сети. Задолго до появления «Фейсбука» и «Твиттера» Брэдбери придумал для своих героев своеобразную «стену», на которой они обменивались сообщениями.

Беспроводные наушники. Герои романа «451 градус по Фаренгейту» слушали радио при помощи наушников-вкладышей.

Беспилотные автомобили. В рассказе «Пешеход» Брэдбери описывает первую самоуправляемую машину.

Плоские телевизоры. Роман «451 градус по Фаренгейту» был опубликован в 1953 году. В это время телевизоры имели очень маленькие экраны, а картинка увеличивалась с помощью линзы. Герои же фантастического романа-антиутопии имели огромные плоские телевизоры, занимавшие полстены.

Современные медиа. Предчувствуя закат печатной прессы, Брэдбери предсказал эру интернета, круглосуточные выпуски новостей и прямые включения с места событий.

Рэй Брэдбери удостоин многих литературных премий. Он писал до последних дней, считая, что каждая новая книга продлевает его жизнь. После инсульта он перестал ходить, но всегда сохранял присущее ему чувство юмора. В канун своего 90-летия писатель в одном из интервью сказал: «Вы знаете, а 90 лет – это вовсе не так круто, как я думал раньше. И дело не в том, что я езжу по квартире в кресле-каталке, застревая на поворотах… Сотня просто звучит солиднее. Представьте себе заголовки во всех газетах мира: «Брэдбери исполнилось сто лет!». Мне сразу выдадут какую-нибудь премию: просто за то, что я ещё не умер…».

«Брэдбери был глубоко верующим человеком, хотя и не придерживался какой-то религии, а, скорее, выбирал важное для себя из духовных практик Запада и Востока. Он много размышлял о гибели духовности в «модернизированном» мире. Но чего ему точно было не занимать, так это оптимизма и любви к жизни. Рэя Брэдбери многие называют «своим» писателем, а встречи с его произведениями сравнивают с возвращением домой. Он прожил 91 год и даже после тяжелого инсульта продолжал писать, полагая, что именно сочинительство продлевает ему жизнь. До последних дней он не изменял себе, сохраняя оптимизм: «Когда однажды меня уложат для вскрытия, я вовсе не удивлюсь, если в моей грудной клетке найдут карнавальный серпантин и вечно цветущий магический куст». Брэдбери открыл нам бесконечный мир фантазии, но сам четко знал, почему его произведения останутся в веках: «Так, «Марсианские хроники» не есть научная фантастика, а фэнтези. Поэтому эта книга долго продержится — ведь это греческий миф, а мифы обладают жизнестойкостью». Но, положа руку на сердце, за миф ли мы так любим американского фантаста? Или, быть может, за возможность пообщаться с редким человеком, который всегда видел доброту и красоту в каждом из миров?» (из статьи московского библиотекаря Анны Ибрагимовой)

 Продолжение следует...

Источники:

https://znay-pro.ru/pro-lessons/pro-literature/497...

http://journal.cbs-vao.ru/ray-bradbury-mage

Нет комментариев. Ваш будет первым!