Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Летние народные праздники (продолжение)

Летние народные праздники (продолжение)

Подходит август, неся с собой русские народные праздники, которые на протяжение веков отмечали наши предки. Слово август не русское, оно зашло к нам из Византии. Коренные славянские названия этого месяца были другие. Наши предки называли его: Зарев, Серпень, Осемник, Госпожник, Зорничник.

Август – разносол, всего вдоволь.

В августе у мужика три заботы: и косить, и пахать, и сеять.

На зимний стол август припасает разносол.

В августе зима с летом борются.

2 августа – Ильин день.

Илья лето кончает.

Петр и Павел на час день убавил,

А Илья – пророк – два уволок.

С Ильина дня длинна: работник

Высыпается, а кони наедаются.

Илья-пророк принадлежит к самым популярным святым, наравне с Николаем-угодником.

В народном воображении Илья – святой грозный, суровый, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий. Он могучий распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие. На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей – зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и т.п.

В связи с последним верованием установился обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтоб не навести на избу грозу и молнию. О грозе в народе говорят: Илья Муромец по небу на шести жеребцах ездит.

Илья грозы держит и наводит.

Илья – пророк – громобой.

На Илью обыкновенно бывают «воробьиные ночи» — когда в течение целой ночи раздаются оглушительные раскаты грома, молния почти беспрерывно ярко озаряет все небо, испуганные птицы постоянно мечутся, вспархивают, натыкаются на разные предметы и падают. В такую ночь ревет скот, страшно становится и не спится человеку.

Глухой гром – к тихому дождю,

Гром гулкий – к ливню.

Гром беспрерывен – будет град.

В Ильин день не работали в поле, не косили и не убирали сена. В этот день пророка Илью умолистивляют дарами: приносят в этот день в церковь «под свято» ногу барана, пчелиного меду, пива, колосьев свежей ржи и зеленого гороху.

7 августа – Анна-холодница, Макарий.

День калик перехожих.

По Анне судили о зиме.

Анна припасает утренники.

На Макария Нижегородская ярмарка именинница (открывается знаменитая Нижегородская Макарьевская ярмарка).

9 августа – Никола Коганский, коганный. Пантелеймон Палий.

Коганный день.

Вилки в коганы завиваются.

На поле капустном – коганов густо.

Ельник-березник – чем не дрова,

Хлеб да капуста – чем не еда!

Пантелеймона называют Палий и бояться в этот день грозы. На Пантелеймона грех возить хлеб и сено – Пантелеймон сожжет. Палий спалит двор того, кто возит в этот день копны на гумно.

14 августа – Спас первый, медовый, мокрый. Маккавей

В большинстве мест начинался ранний посев озимой ржи. На первый Спас защипывают горох. Поспевает малина. Начинается заготовка лесной малины – старейшего лекарственного растения. Спешили собрать поспевшие ягоды черемухи – тоже прекрасного лекарства.

Пчела перестает носить медовую взятку.

Пасечники заламывают (подрезают) соты.

Считалось, что если пчельник не заломает соты, то соседние пчелы вытаскают весь мед.

Народные обычаи разрешали только сейчас есть мед. От этого и называют первый спас медовым.

На Маккавея собирают мак.

Не уродился мак, пробудем и так.

Дикий мак употреблялся как средство от ведьм.

На первый Спас олень копыто обмочил.

Редкую песню об олене, остудившем воду, приводит П.И. Мельников-Печерский в романе «В лесах»:

Не стучит, не гремит,

Ни копытом говорит.

Каленой стрелой летит

Молодой олень!

Припев: Ты Дунай ли, мой Дунай!

Дон Иванович Дунай!

Молодой олень!

У оленя-то копыта Ты олень, мой олень,

Серебряные. Ты Алешенька!

У оленя-то рога Ты куда – куда бежишь?

Красна золота. Куда путь держишь?

Припев. Припев.

Я бегу ли побегу

Ко студеной ко воде…

Мне копытцем ступить

Ключеву воду студить!

На первый Спас бывают повсеместно крестные ходы на воду. На Валдае принято было после освещения воды на озере купаться в рубашках.

15 августа – Степан –сеновал.

Кончаются сенокосные работы.

Каков Степан, таков сентябрь.

На Степана поят лошадей через серебро, то есть, положив что-нибудь серебряное.

18 августа – Евстигней-житник.

Каков Евстигней, таков и декабрь.

На этот день жнивы заклинали на все четыре стороны, призывали мать сыру землю на помощь.

Ниву сажали, Семьсот молодцов

Страду пострадали Это поле обжали,

Гибкими спинами, На сотне подвод

Вострыми серпами. Это жито убрали.

У нашего Тита У Тита добра –

Богатое жито. Золотая гора!

Из колоса – горстка,

Из снопика – мера.

По передаваемым из поколения в поколение правилам, жали молча. Песни звучали по дороге в поле и с поля.

Как колосоньку я жала, Уж я жала рожь высоку,

На саночки не вязала. Жала – не ленилася.

Шел миляша по межи: Увидала я миленка,

«Бог на помощь»! – «Завяжи!» В лице изменилася.

На Евстигнея едят сырой лук с хлебом, солью и квасом, отчего бывают здоровы и имеют свежий вид лица.

В комнате развешивают связки луковиц – чтобы воздух очищался.

19 августа – второй Спас, яблочный. Преображение.

Какой второй Спас, такой и январь.

В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.

Встреча осени. Осенины.

Второй Спас – срывают спелые яблоки.

Пришел Спас – всему час: плоды зреют.

На второй Спас освещают яблоки и мед.

С этого времени считается самый лучший посев ржи, если погода тому благоприятствует.

В некоторых местах 19 августа справляли «горохов день»: одевшись в праздничное платье, шли на гороховое поле, потчевали друг друга. Конечно, звучали и «гороховые песни».

Девушки, горох будем сеять,

Эх, красные, горох будем сеять.

Ой, горох мой, горох,

Зеленый мой горох,

Со выклиною горох,

Со гороховиною горох.

Девушки, горох будем смотреть,

Эх, красные, горох будем смотреть.

Девушки, горох пойдем щипать,

Эх, красные, горох пойдем щипать.

В этот день начинается отлет журавлей.

21 августа – Мирон-ветрогон.

Каковы Мироны, таков январь.

Мироны- ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном лете стонут.

Ранние в конце лета – к урожаю будущего года.

28 августа – Успение. Дожинки, обжинки, оспожинки.

Ласточки отлетают.

Начало молодого бабьего лета (до 11 сентября).

С Успенья солнце засыпается.

Успенье – дожинки, окончание жатвы, складчины, братское пиво.

Акулина, тетушка, Жала я с утра до ноченьки

Тяжела работушка. Пшеницу да овес,

Все покосы, нивушка, Только девке хлебы белого

Болит моя спинушка. Поесть не удалось.

Как по осени ломала Девушки вы, девушки,

Красную калинушку, Молоденькие жнеюшки,

Во полях снопы вязала — Дожинайте в поле рожь,

Надломила спинушку. Придет к вам скоро молодежь.

Оканчивается уборка и посев озимого хлеба. Начинается Успенский пост. Пост Успенский называется спожинками. Закончив жатву, женщины приговаривали: «Кто пахал – тому силку, а кто сеял – тому две, а кто жал – тому все». По завершению работ, жнеи катались по ниве со словами:

Жнивка, жнивка, На колотило,

Отдай мою силку: На молотило,

На пест, На кривое веретено!

Друг друга поздравляли с окончанием жатвы:

Ох, и слава Богу, Что жито пожали

На гумне стогами,

В клети закромами,

А с печи пирогами.

По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую прядь подрезанных колосьев, перевязывали их лентой – «завивали в срезу» — и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был урожай хороший!»

Последний сжатый сноп – «именинник». Он пользуется особым почетом, его наряжают в сарафан или обвивают ситцевыми платками и с почетом несут на пир честной, называемый «складчинами» или «брамчинами», так как устраивается на собранные со всего мира деревенские деньги.

Во многих местах последний сноп сохраняется до Нового года. Когда возвращались с поля, входя в дом, говорили:

Жали – пожали,

Три пряди нажали,

Первая прядь – на еду,

Вторая прядь – на семена,

Третья прядь – про запас.

В конце застолья благодарили хозяина с хозяйкой за угощение:

Ай спасибо хозяину Ай спасибо тому,

За мягкие пирожки! Кто хозяин в дому!

Ой, лели, ой, что лели Ой, лели, ой, что лели,

За мягкие пирожки! Ой, что лелюшки мои!

В конце дня, прощаясь, исполняли последнюю песню:

Дожали, дожали, Хлебушко, расти!

Осножинки встретили, Времечко, лети, лети!

Коровая почали, До новой весны,

Толокна процветали, До нового лета,

Гостей угостили, До нового хлеба!

Богу помолились!

29 августа – третий Спас, ореховый

К этому дню поспевают орехи.

Первый Спас – на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на зеленых горах холсты продают.

В селе Зеленые Горы Нижегородского уезда начиналась ярмарка, на которую привозили холсты. Третий Спас вообще часто называют «Спасом на полотне», «Спасом на холстах».

Третий Спас – «хлебный»: пекут пироги из нового хлеба.

На Севере варят толокно, говорят о прошедшем и будущем урожае.

31 августа – Флор (Фрол) и Лавр (Лавер) – лошадники.

Конский праздник.

Флор и Лавер – кончай посев ржи. Дожинки, досевки. После этого дня посев ржи считается запоздалым. Коли до Флора не отсеешься – фролки родятся (цветочки). Фрол-Лавер-конский праздник.

На Флора и Лавра на лошадях не работают, а то падеж будет.

Лошадей купали, завивали лентами им хвосты и гривы. В этот же день пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священнику.

С Флора и Лавра начинаются осенние утренники.

Литература:

1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. — М.: Дет. лит., 2001.

2. Семёнова М. Мы — славяне!: Популярная энциклопедия. — СПб.: Издательский дом «Азбука-Классика», 2007.

Нет комментариев. Ваш будет первым!