На водных магистралях
Для Камчатки морские транспортные магистрали являются самым естественным и, практически, единственным путём, позволяющим обеспечивать полуостров необходимыми для жизни грузами – топливом, промышленным оборудованием, продуктами питания, строительными материалами. Интенсивное развитие после войны на Камчатке рыбной и лесной промышленности, геологоразведочных работ, сельского хозяйства и строительства вызвало большой поток грузов и пассажиров. Для обеспечения перевозок было создано Камчатско – Чукотское морское пароходство. Датой его основания считается 17 мая 1949 года.
В начале своей деятельности пароходство имело всего 11 судов… В дальнейшем в создании транспортного флота помогло Дальневосточное морское пароходство. Оно передало пароходы «Шексна», «Красное знамя», «Бухара», «Александр Пушкин», «Хабаровск», «Якутск», «Лиза Чайкина». Это были не новые суда, в водах Охотского и Берингова морей они могли ходить только в хорошую погоду. Район плавания их был ограничен. Но на старые суда пришли опытные судоводители: Л.П. Шарлай, Л.Ю. Мариненко, В.Н. Смирнов, С.С. Чумак, Г.Н. Поляков, Ф.К. Курмах, отдавшие много сил и энергии освоению морских трасс. С образованием пароходства в нём начали работать известные капитаны Стефан Поликарпович Беляев и Яков Маркович Драбкин, именами которых названы улицы микрорайона, который уже более 50 лет обслуживает библиотека №5. О героическом подвиге Стефана Поликарповича Беляева во время Великой Отечественной войны мы писали в одной из статей, размещённых на сайте нашей библиотеки lib-pk.ru/ в разделе «Краеведение».
С 1950 года флот стал пополняться новыми грузопассажирскими судами. Первые теплоходы «Благовещенск» и «Гоголь», которые ходили в рейсы по побережью, в 1960 году были заменены новыми комфортабельными теплоходами «Петропавловск» и «Николаевск». В распоряжение пароходства поступили построенные в Венгрии суда «Корсаков», «Невельск», «Углегорск». С каждым годом увеличивалось количество судов: лесовозов, танкеров, сухогрузов – и рос объем перевозок грузов. За 15 лет с 1962 по 1977 годы Камчатское морское пароходство получило из новостроя 40 судов.
В последующие годы были созданы береговые предприятия пароходства: автобаза, судоремонтно-механический завод, управление «Торгмортранс», построен жилой массив, где до сих пор живут ветераны и работники пароходства, и находится городская библиотека №5.
В молодое пароходство приезжали на практику курсанты из мореходных училищ Корсакова, Херсона, Владивостока, Архангельска, Одессы и других городов. После окончания учёбы они пополняли экипажи наших судов, навсегда связывая свою судьбу с морем.
На флоте с давних пор существует традиция называть новые суда именами мореходов. В составе флота Камчатского морского пароходства – семь судов, которые носят имена ветеранов: теплоходы «Григорий Ковальчук» и «Константин Зеньков», ролкеры«Иван Скуридин» и «Юрий Смирнов», паромы«Капитан Драбкин», «Капитан Беляев» и «Капитан Несытов».
Традиция вполне оправдана, поскольку трудовая биография каждого из этих людей может служить для будущих поколений моряков примером мужества и высокого профессионализма.
Источник:
1. Кисличенко И.В. Океанские мили // Истоки нашего града. — 2010. — №5. — с. 4.