Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Открытие морского пути на Камчатку

Открытие морского пути на Камчатку

«Открытие пути через Пенжинское (Охотское) море имело важное следствие для Камчатки.

Суда с казаками приходили ежегодно: экспедиции следовали одна за другою».

А. Пушкин

Камчатский краеведческий календарь на текущий год богат датами, связанными с мореплавателями, первооткрывателями новых морских путей и ранее неизведанных земель. Одна из них — 305-летие с начала первого плавания через Охотское море 1714-1717 гг. на Камчатку и открытия морского пути на полуостров, которое отмечается в 2021 году.

Походы русских людей из Якутска на Камчатку стали со времени Атласова обычным делом. Но все они проходили сухим путем, вдоль берега Охотского моря, в обход Пенжинского залива, требовали много времени (примерно полгода от Якутска до Анадырского острога) и, кроме того, были чрезвычайно трудны как для самих путешественников, так и для местных жителей, которым приходилось обеспечивать приезжающих всем необходимым. С 1703 по 1716 г. на пути из Анадырска на Камчатку погибло около 200 человек. Поэтому возник вопрос об отыскании морского пути на Камчатку. Выгоды такого пути были очевидны.

В 1710 г. сибирский губернатор В. И. Гагарин в инструкции от 17 марта предписывал якутскому воеводе Д. А. Траурнихту: «С Ламы проведывать чрез море путь на Камчатку». Во исполнение этого приказания Траурпихт в наказе от 9 сентября 1710 г. якутскому казачьему десятнику Василию Савостьянову, посылаемому на Камчатку, предписал наряду с другими заданиями «проведывать пути к Тауйскому и Ламскому острогам через Ламское море русскими людми и ясачными иноземцы, как мочно», то есть морской путь из Камчатки на северо-западное побережье Охотского моря, минуя Пенжинский залив.

23 мая 1714 года в Якутск по указанию Петра 1 прибыли опытные мастера – судостроители и мореходы: К. Мошков, Н. Треска, И. Бутин, Я. Невейцин, К. Плоских, В. Фёдоров, И. Каргопол и др. Они вошли в отряд якутского пятидесятника К. Соколова и отправились 3 июля в путь к Охотску. С собой везли всё необходимое для строительства судна и предстоящего похода. Отряд проплыл Леной, Алданом, Маей, Юдомой, перешел волоком через Джугдджурский хребет и по реке Урак с пустился к Охотскому морю. В 75 верстах от устья реки Кухтуй заложил «плотбище» и принялся за строительство судна по типу морской лодьи.

Весной 1716 года первое на Тихом океане русское морское судно было спущено на воду. Месяц спустя лодья вышла в море. Судно вёл мореход Никифор Треска. Общее руководство экспедицией, численностью 26 человек, осуществлял К. Соколов. Карт не имелось, единственным навигационным прибором был компас. Поэтому держались у берегов. В районе Тауйской губы шторм снёс лодью к северо-западному берегу Камчатки, затем снова отбросил к побережью материка. Убедившись, что Камчатка недалеко и, переждав непогоду, Н. Треска направил лодью на восток и вновь оказался у камчатского берега, недалеко от устья реки Тигиль. Отсюда мореходы двинулись к югу в поисках места предстоящей зимовки. Оно было выбрано в устье реки Колпаковой. Весной следующего года судно двинулось в обратный путь. Возвращение затянулось в борьбе со льдами. Мореходы добрались до Охотска в начале июля 1717 года. Морской путь на Камчатку был открыт.

Литература:

1.Камчатка XVII– XX вв. Историко – географический атлас. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997. – с.24.

Нет комментариев. Ваш будет первым!