Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Создатель русского «саспенса»

Создатель русского «саспенса»

«Александр Роу проник в самую суть русского фольклора,

поэтому в его фильмах чувствуется потрясающее обаяние доброты.

Это один из самых добрых режиссеров мирового кино…»

Н. Клейман

Каждый наступающий год, как правило, не обходится без показа по телевидению сказки «Морозко». Ничего себе — подумают некоторые — вспомнили Новый год, когда на дворе весенний месяц март! Именно в марте, в Международный женский день появился на свет первый киносказочник нашей страны Александр Артурович Роу. В этом году у Александра Роу 115-летний юбилей со дня рождения.

«Морозко» — наверное, лучший фильм-сказка Александра Роу, неоднократно отмеченный призами и наградами на престижнейших кинофестивалях мира. Так, в 1965 году фильм «Морозко» получил приз «Лев Сан-Марко» (Гран-при) на XXVI Венецианском кинофестивале. Кстати, в американском прокате эта детская сказка шла как «триллер», и имела возрастное ограничение к просмотру. Термин саспенс происходит от английского слова suspense, что переводится как «неопределенность». Этот прием первым применил режиссер Альфред Хичкок, хотя эффект тревожного ожидания использовали еще в самых ранних кинокартинах.

Заморские телезрители 20-го столетия не оценили киносказку, назвав ее худшим советским фильмом. Единственным положительным героем для американцев стала Марфуша. Именно такой, по их мнению, должна быть настоящая женщина: желать хорошего мужа и достатка в семье.

Актриса Инна Чурикова, сыгравшая в «Морозко» роль Марфушки, вспоминает: «Сказка мне безумно нравилась, сценарий нравился. Мне нравился Александр Артурович — он был такой огромный, большой, строгий и в то же время очень похожий на ребенка».

Однако не будем обсуждать, кто положительный герой, а кто отрицательный в любимой и поучительной истории «Морозко». Давайте вспомним самого Александра Роу — режиссера, под фильмы которого не одно поколение проникалось «русским духом». Лиричные и страшные, поучительные и смешные, сказки ирландца с русской душой Роу любимы всеми.

Судьба Роу тоже похожа на сказку, не всегда добрую. Александр Артурович родился в марте 1906 года. Его отец был «заморским принцем», точнее ирландским инженером, приглашенным в Россию в качестве ведущего специалиста мукомольной промышленности. Когда Александру исполнилось десять лет, отец по воле злых сил, точнее политических процессов, был вынужден вернуться в Ирландию. Мальчик и больная мать остались одни.

Буди еще мальчишкой, Саша торговал спичками, гребешками, был помощником священника. Долго ли, коротко ли, будущий режиссер закончил школу, поступил в промышленно-экономический техникум, затем — в киношколу, а позже — Московский драматический техникум имени Ермоловой.

Несмотря на тяжелое детство, Александр Роу был всегда жизнерадостным человеком, излучающим счастье и добро. А еще он был большим шутником. Как-то в газете «Известия» появилось объявление: «Разыскивается наследник Роу!». Александр отправился в Министерство иностранных дел. От всего наследства ему достались фотоаппарат и пальто. Друзьям было очень интересно, что за наследство? А юный выдумщик взял и пустил по Москве слух: «Да, получил – два парохода. Не знаю, как теперь использовать, куда приспособить». «Вот сказочник!», — говорили одни, но многие и верили. И они даже и не подозревали, насколько они близки к истине.

Александр Роу был страстным путешественником, объехал со своими фильмами весь мир. Побывал в 22 странах, что для советского времени было рекордом. Однако он экранизировал только русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки. В его работах есть все: и содержание и поучения, а главное — душа сказки и русского народа с неповторимым юмором и лиричностью.

Александр Роу, кроме «Морозко» поставил такие знаменитые вариации на тему русских народных сказок, как «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-Искуссница», «Огонь, вода и…медные трубы», «Варвара –краса, длинная коса», «Золотые рога».

Другим направлением творчества Роу была экранизация классических сказочных произведений русской и мировой литературы — «Конёк-Горбунок», «Майская ночь, или Утопленница», «Новые похождения Кота в сапогах», «Вечера на хуторе близ Диканьки», современных литературных сказок — «Королевство кривых зеркал». Совместно с режиссёром-балетмейстером Ростиславом Захаровым Александр Артурович поставил фильм-балет «Хрустальный башмачок».


За пять дней до смерти, лёжа в больнице, попросил организовать прощание с ним на студии, а в момент, когда его будут выносить, чтобы оркестр играл сюиту из комической оперы «Корневильские колокола». Его друг Лев Потёмкин организовал всё, как он просил. Уже после смерти Александра Роу по написанному им с Потёмкиным сценарию, Геннадий Васильев снял фильм «Финист — Ясный сокол».

Выдающийся режиссер скончался в Москве, в конце декабря 1973 г. — словно ушел навсегда в одну из своих новогодних сказок...

Источники:

  1. Александр Роу — биография, информация, личная жизнь Александр Роу // Штуки-Дрюки: сайт.-URL: https://stuki-druki.com/authors/rowe-alexander.php (дата обр.: 05.03.2021).
  2. Александр Роу: Фильмография // КиноПоиск .-URL: https://www.kinopoisk.ru/(дата обр.: 06.03.2021).
  3. Минакова А. Обаяние доброты. Александр Роу был лучшим сказочником отечественного кино // Столетие: информационно аналитическое издание фонда исторической перспективы: сайт.- URL: http://www.stoletie.ru/sozidateli/obajanije_dobroty_899.htm (дата обр.: 03.03.2021).
  4. 7 фактов об ирландце с русской душой // Liveinternet.ru: сайт.- URL: https://www.liveinternet.ru/users/komrik/ (дата обр.: 02.03.2021).
  5. Роу, Александр Артурович // Википедия: Официальный сайт.-URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обр.: 05.03.2021).
Нет комментариев. Ваш будет первым!