Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

На масляной повеселись, да блином угостись!

На масляной повеселись, да блином угостись!

В древности она называлась комаедицей, потому что медведя называли комам. Весной, после зимней спячки, медведь просыпался голодным, и его старались подкормить и задобрить. Всем знакомо устоявшееся выражение «Первый блин комом», а хорошо ли вы знаете полную версию этого выражения? «Первый блин –комам, второй знакомым, третий блин- дальней родне, четвертый- мне». По поверьям древних славян, первый блин есть было нельзя, он был предназначен душам умерших родителей, ведь блины считались поминальным угощением. 

О традициях празднования Масленицы читайте в статье библиотеки №1 им. Н.В. Санеева.

худ. Кустодиев «Масленица»

Самый разгульный и веселый народный праздник Масленица — проводы зимы — существовал еще в Древней Руси. Почему масленица? А потому, что в это время пекли блины с маслом. А первое упоминание о празднике встречается в 1090 году.

Приготовление блинов на Масленицу происходило, согласно поверью, когда первый масленичный блин клали на слуховое оконце «для родителей», приговаривая: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!»

Даже опару для блинов затевали по особым правилам, соблюдая все суеверия. Для этого были свои наговоры, например: «Месяц ты, месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару!». Считали, что тогда блины будут рыхлые да белые, не блины, а объедение! Приготовление же первой опары должно было храниться втайне от домашних.

На Масленицу в старину с первым лучом света  начинали строить снежные горки, делали куклу из соломы, наряжали ее в сарафан или кафтан, обували в лапти, потом сажали на салазки и везли на гору приговаривая: «Звал-зазывал честной Семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душа ль ты моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться. Уж ты ль моя Масленица, касаточка, ласточка, ты же моя перепелочка! Приезжай в тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!..».

Все масленичные развлечения проходили на улице. В дом же заходили для того, чтобы согреться, если было морозно, да еще угоститься праздничными яствами. Нарядно одевались, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи.

худ. Кустодиев «Масленичное гулянье»

Народные гуляния длились неделю, люди развлекались и угощались. Первые три дня называли Узкой Масленицей, другие четыре — Широкой. В эти дни можно было только веселится и не работать. Строили снежные крепости и горки, устраивали театральные представления, играли в снежки и катались на тройках, играли на гармошке, взрослые и дети катались на каруселях. Народ развлекали клоуны и балаганы с Петрушкой. Люди пили чай, сбитень и медовуху, ели пряники и блины. 

худ. Сычков «Катание с гор»

Катание с ледяной горки было самым главным развлечением масленичной недели: «На горах катаемся, блинами объедаемся». Горки заливали так, чтобы ледяная дорожка переходила к реке или озеру. Такие горки старались украсить, поставив рядом с ними елки, а еще развешивали фонарики. Для катания использовали кто что мог: рогожи, шкуры, санки, коньки, ледянки, корзины, даже перевернутые скамейки и долбленые лодки. Молодежь садилась парами — девушка садилась к парню на колени, а в благодарность за катание дарила ему поцелуй. Если же девушка отказывалась целовать, то санки «замораживали», иначе говоря не разрешали встать с них до тех пор, пока парень с девушкой не поцелуются.

Померяться силой можно было поучаствовав в кулачных боях, которые проходили по своим строгим правилам: нельзя нападать вдвоем на одного, нельзя бить лежачего, нельзя бить ниже пояса и по затылку. Кулачные бои шли и стенка на стенку и были самой любимой потехой. Друг с другом могли биться две деревни. Герой этой удали — Василий Буслаев — стал былинным богатырем.

худ. Кустодиев «Кулачный бой на Москва-реке»

Еще «брали» снежные города. Участники делились на две группы, на тех, кто обороняется, и тех, кто будет захватывать специально построенную крепость. Наградой победителям, взявшим город, становилось право целовать всех девушек, которые присутствуют на празднике.

худ. Суриков «Взятие снежного городка»

«Масленица- Симокова племянница, тридцати братьев сестрица, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка».

Только в воскресенье проедет Сударыня-Масленица по деревне в последний раз – вечером, после гуляний и забав — выходили со всех дворов люди с соломою. Чучело сопровождали ряженые, одетые в вывернутые наизнанку тулупы, специальные маски, и даже шкуры животных. Они танцевали и кривлялись. Под песни они сжигали солому и чучело Масленицы, а через оставшийся пепел перепрыгивала молодежь, очищаясь от зимнего мрака Мораны-зимы. Пепел же развеивали над полями, чтобы летом родился новый богатый урожай. Было и так: на других возвышенностях тоже были костры, но в них сжигали старые вещи и вышедшую из употребления утварь, иногда в кострах сжигали остатки от масленичного пира: блины, молоко, масло.

худ. Кожин «Масленица, проводы зимы»

Мылись в бане, и все обязательно шли в храм, просили прощения друг у друга за причиненные случайно или умышленно обиды, целовали друг друга и низко кланялись. Ритуал прощения совершался после обеда. Хозяин и хозяйка садились в переднем углу. К ним по очереди подходили родственники. Первыми были сыновья, затем дочери и жены. Кланяясь они говорили: «Прости меня дедушка». Потом собравшиеся прикладывались к щеке хозяина, а хозяйке целовали руку. Почему дедушка? Потому, что в Древней Руси это синоним слова «предок». Вот хозяин и хозяйка олицетворяли своих умерших предков. Очень важно было получить прощение, возобновить или завести новые сердечные отношения, ведь любовь и дружба на свете превыше всего.

Обязательным был поход на кладбище, чтобы поклониться праху родственников. Еще было принято на Масленицу кормить нищих и убогих.

Существовали и приметы: если в воскресенье перед Масленицей будет ненастье, то летом будет много грибов. А если на Масленицу день красный-ясный да теплый, то надо сеять пшеницу. А был ритуал только для женщин- катаясь с горы, нужно было проехать как можно дальше, чтобы уродились высоким лен и конопля.

Хотите знать больше? Приходите в библиотеку №1 им. Н.В. Санеева по адресу:  ул. Ленинградская, 45. Остановка КП. тел: 305-289.

 Литература:

Терещенко А.В. история культуры русского народа/ А.В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с., ил.

Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. — 2–е изд. – М.: Флинта: Наука. 2001. – 216 с.

Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия/ Авт.: О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. – СПб.: Искусство- СПБ. 2002. – 672с., ил.

Чекулаева Е.О. 100 великих праздников/ Е.О Чекулаева. – М.: Вече, 2007. – 432 с. (100 великих).

Народный календарь: Праздники, приметы и обычаи от Руси до России. Сост. А.А. Проскурин/ серия «Домашняя энциклопедия». – Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. – 192 с.

Шангин И.И. Русские праздники. От святок до святок. – СПб .: Азбука-классика, 2004. – 272 с., ил.

Нет комментариев. Ваш будет первым!