Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Просто - Москва, Барто.

Просто - Москва, Барто.

Многие помнят стихи о доброте и дружбе Агнии Барто с детства. Однако немногие знают, что она была еще сценаристом, основателем и ведущей передачи, которая в наше время называется «Жди меня».

Агния Львовна родилась 17 февраля в 1906 году в семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова. Начальное образование — домашнее, с непременным знанием французского. Отец учил дочь чтению по книгам Льва Толстого, ходил с нею на долгие пешие прогулки, учил замечать мелочи. Мать, Мария Ильинична, больше занималась хозяйством.

Совсем маленькой Агнию отдали в балетную школу: отец мечтал видеть её знаменитой балериной. Правда, большого таланта у девочки не проявлялось, но занималась она прилежно. Зато стихи рождались у Агнии почти каждый день. Они были ещё незрелые, немного нелепые — как птенцы, которые только вылупились из яйца...

В 1924 году 18-летняя балерина выступала на концерте в училище, но не танцевала — читала стихи. В зале сидел нарком просвещения Анатолий Луначарский. Он заметил способную девушку, пригласил на прием, дал несколько рекомендаций. В этом же году были опубликованы первые стихотворения Агнии. Начались годы писательской деятельности. К Агнии Львовне быстро пришёл успех, но он не изменил её характера. Человеком она была искренним, застенчивым, скромным, умела дружить и не умела экономить силы.

Во время Великой Отечественной войны супруга Агнии Львовны, видного энергетика, направили работать на Урал, в Свердловск. Конечно, семья поехала вместе. Чем занималась в эвакуации поэтесса? Получила профессию токаря и начала работать у станка. Она помогала фронту, чем могла, а в свободное от смен время писала стихи. В 1943 году стала фронтовым корреспондентом.

Домой, в Москву, семья вернулась незадолго до Победы. Но праздник, великий для всей нашей страны, стал траурным для Агнии Львовны. Накануне Дня Победы нелепо погиб её старший ребёнок — сын Гарик. Мальчишка отправился покататься на велосипеде, натолкнулся на выехавший из-за угла грузовик, упал, ударился виском о бордюр тротуара — и моментально умер… А первый удар был в 1937 году, когда она потеряла сына от первого брака.

Агния Львовна замкнулась в себе, всю свою любовь теперь она отдавала дочке Тане. Многие считали, что поэтесса оставит работу. Но она, совершенно неожиданно для коллег, в 1947 году опубликовала поэму «Звенигород», написанную после поездки в звенигородский детский дом, собравший «тридцать братьев и сестёр, тридцать юных граждан».

В процессе работы над большой поэмой «Звенигород», опубликованной в 1947 году, перед Барто открылась картина трагедии трудновообразимого масштаба. За годы войны, особенно в ее первые месяцы, сотни тысяч детей потеряли родителей, братьев, сестер. В их послевоенных паспортах часто стояли вымышленные имена, даты и места рождения, записанные со слов тех, кто спас, приютил детей в тяжелое время. Поэтому обычный милицейский розыск в этом случае неэффективен. И Агния Львовна решила обратиться к детским воспоминаниям, к деталям и мелочам, которые сохранились в памяти повзрослевших детей с довоенной и военной поры, и которые точно известны только их близким. Для распространения этой информации очевидным решением стало использование самого популярного и доступного тогда средства массовой информации — радио.

Тогда и зародилась мысль, что необходимо помочь детям найти своих родителей. В 1965 году на радио «Маяк» начала выходить передача «Найти человека». Один раз в месяц, 25 минут, 13 судеб. И после каждой передачи по стране разлетались сотни писем: кто-то вспоминает детей и пишет им, кто-то пересекался с родителями, шаг за шагом выстраивается цепочка, откидываются ложные следы и случается чудо. Письма иногда подписаны были просто — Москва, Барто. И доходили до адресата.

…«Мы с мамой пошли в лес по малину и встретили медведя, а когда я убегала, то потеряла новую туфлю»...

…«Отец работал каменщиком. Когда он меня целовал, то колол усами. У нас в доме жила морская свинка. Однажды отец ловил её сачком»...

…«У нас над кроватью висел большой ковёр, на котором были вытканы страшные рожи, и я очень их боялся»...

… «Отец пришёл прощаться, я спряталась под стол, но меня оттуда извлекли. Отец был одет в голубую гимнастёрку с самолётами… Огромный кулёк яблок (красных, больших) он принёс мне… Ехали на грузовике, я крепко держала в руках игрушку — корову»...

Поиски длились иногда очень долгое время. А иногда, наоборот, люди находились сразу.

К 1967 году соединились уже 200 семей. За девять лет существования передача «Ищу человека», помогла восстановить почти тысячу семей!

Ее отношения с кино начались в 1939-м, когда был снят фильм «Подкидыш». История маленькой девочки, потерявшейся в огромной Москве, — наверное, самый известный фильм по сценарию Барто. Режиссером была Татьяна Лукашевич, а сценарий написали Агния Барто и Рина Зеленая. Они обе делали это впервые и даже не позаботились о заключении официального договора с «Мосфильмом», поэтому получили за свою работу очень мало.

Сценаристки изначально писали роли для Ростислава Плятта и Фаины Раневской. Театральные звезды согласились: Плятт с радостью — это была вторая его роль в кино, Раневская — без особого энтузиазма, только из-за хорошего отношения к Барто. Уже во время съемок дописали несколько сцен с участием Рины Зеленой, и в фильме появилась домработница Ариша.

Фильм стал одним из лидеров советского проката 1940 года. Участие любимых артистов, талантливая игра пятилетней исполнительницы главной роли, панорамы довоенной Москвы — все способствовало популярности «Подкидыша».

Но то, что картина разошлась на цитаты, несомненно, заслуга сценаристок. «У нас так в 57-й квартире, старушка попросила воды напиться. Потом хватились — пианины нету». «Девочка, скажи, что ты больше хочешь: чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?» Ну и, конечно, «Муля, не нервируй меня!».

Еще один сценарий к фильму «Алеша Птицын вырабатывает характер» Агния Барто написала в 1953 году. Третьеклассник Алеша решает заняться самовоспитанием, а еще ему предстоит показать Москву внуку бабушкиной подруги, который… оказывается внучкой.

Это дебют актрисы Натальи Селезневой, в фильме ей восемь лет. На том, чтобы снимали именно Наташу, настояла сама Агния. Актеры были подобраны и утверждены, когда автор сценария заявила, что нашла «ту самую девочку».

Но главной героиней картины стала Москва. По мотивам фильма можно проводить экскурсии по улицам столицы и по московскому метро.

Герои спускаются под землю и смотрят на город с высоты птичьего полета. Новенькие сталинские высотки, площадь «Трех вокзалов», станции Кольцевой линии. Этим фильмом Агния Барто призналась в любви родной Москве.

Барто не стало сорок лет назад, 1 апреля 1981 года. Когда сделали вскрытие, врачи ошеломлённо передавали друг другу: «Как же она жила с такими сосудами?». Им было неясно, как вообще по таким истощённым нитям в сердце поступала кровь. Видимо, происходило чудо. И кровь поступала, и сердце билось дальше. Ради людей.

Агния Львовна — кавалер шести орденов СССР и лауреат Сталинской и Ленинской премии.

Источники:

  1. «Найти человека» с Агнией Барто: сайт. — URL: https://zen.yandex.ru/media/nedb/naiti-cheloveka-s-agniei-barto (дата обр.: 02.01.2021).
  2. Агния Барто: биография, личная жизнь, творчество, экранизации произведений, память: сайт. — URL: https://nacion.ru/477035a-agniya-barto (дата обр.: 04.01.2021).
  3. Барто, Агния Львовна: Официальный сайт Википедия.- URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обр.: 29.01.2021).
Нет комментариев. Ваш будет первым!