Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Переплетение судеб. Ч. 2.

Переплетение судеб. Ч. 2.

1738 – 1740 гг. Весной 1738 года Крашенинников начал и с несколькими помощниками из солдат или казаков за три года (до конца 1740 года) завершил всестороннее исследование Камчатки (350 тысяч квадратных километров), буквально искрестив ее широтными и меридиональными маршрутами. Длина пройденного им побережья составила более 1700 километров, а внутренних учтенных маршрутов — свыше 3500 километров. Срединный хребет он проследил почти на 900 километров, то есть на три четверти длины. Он не осмотрел на Камчатке только три ее береговых отрезка: относительно небольшой западный и два коротких — юго-западный и юго-восточный, в общей сложности всего около 700 километров.

Крашенинников описал четыре восточных полуострова Камчатки — Шипунский, Кроноцкий, Камчатский и Озерной, образуемые ими заливы, а также несколько бухт, в том числе Авачинскую. Он проследил течение крупных рек, прежде всего Камчатки (758 километров), охарактеризовал ряд озер, включая Нерпичье и Кроноцкое.

В Петербургскую Академию наук Крашенинников вернулся в феврале 1743 года, около десяти лет спустя после своего отъезда в Камчатскую экспедицию.

1736 – 1741 гг. Ломоносов пробыл за границей пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля; около года провел он в переездах, был в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области тогдашнего так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства. В 1741 году Ломоносов смог вернуться в Петербург.

По возвращении в Петербург обоих учёных не раз сталкивает судьба. Степану Крашенинникову, академическому студенту, вернувшемуся с Камчатки выпала удача стать близким другом и сподвижником Михаила Ломоносова, в ту пору только начинающего свою деятельность в Академии наук.

1745 г. Одним указом императрицы Елизаветы Петровны от 25 июля Михаилу Васильевичу Ломоносову присвоено звание профессора химии, а Степану Петровичу Крашенинникову – звание адьюнкта Академии наук.

1750 г. 11 апреля С.П. Крашенинников становится профессором «натуральной истории» и ботаником, членом Академического и Исторического собрания. Ровно через два месяца после этого С.П. Крашенинников назначен «ректором» (с 1751 года – «инспектором») академического университета и гимназии.

Став руководителем университета, Крашенинников привлекает к чтению лекций по химии своего друга М.В. Ломоносова.

Учёных сблизило прежде всего общее понимание задач науки, идеи широкого распространения знаний в России. Единство их взглядов с большой силой выразилось в речи С. Крашенинникова «О пользе наук и художеств», произнесённой в 1750 году на публичном заседании Академии наук. Многие идеи о значении науки для практической жизни людей, высказанные в речи Крашенинниковым, перекликались с ломоносовскими идеями этого периода и были совершенно неожиданными для данного времени. 

В годы академической деятельности Крашенинников нередко выступал по важным научным вопросам совместно с Ломоносовым. В 1749 году, например, оба они решительно выступили против превратной трактовки истории Древней Руси в работе Миллера «Происхождение имени и народа Российского», в которой древнерусскому государству вопреки историческим данным приписывалось норманское происхождение.

После выступления Крашенинникова Миллер грубо заявил, что Крашенинников в Камчатской экспедиции был у него «под батожьём» (под палками), то есть, будучи простым студентом «худородного» происхождения, находился когда – то под его начальством. Следовательно, замечания его не могут иметь вес. Вспыльчивого Ломоносова было очень нелегко удержать от ответной реакции на подобное оскорбление. По словам А.П. Окладникова, «это было драматическое столкновение не только двух противоположных политических направлений в исторической науке того времени – норманистов и антинорманистов, но и классов, крепостников и простонародцев.

В 1756 году Ломоносов отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете.

В течение всей своей научной деятельности оба учёных горячо ратовали за глубокое изучение отечественной географии. Находясь на протяжении ряда лет на посту руководителя Географического департамента Академии наук, Ломоносов всячески содействовал изучению обширных пространств Российского государства. Все научные проблемы, изучением которых должна была с точки зрения М.В. Ломоносова заниматься география, органически связывались, по его представлениям, с картографическим изучением страны. Такая постановка вопроса определяла государственное значение географии, особую важность развития в стране географических знаний. Разностороннее влияние идей и деятельности Ломоносова в области географии непосредственно сказывалось на научном уровне русских географических сочинений. Примером здесь может служить классическое произведение С.П.Крашенинникова, характерезующее тот высокий уровень, который был достигнут русской географией к середине XVIIIстолетия.

1752 г. Летом профессором С.П. Крашенинниковым был закончен труд «Описание земли Камчатки», явившийся результатом его четырёхлетней работы во Второй Камчатской экспедиции. 

Титульный лист первого издания книги «Описание земли Камчатки».

Основой труда явились полевые дневники и записи автора, материалы которых составили разностороннюю и в то же время комплексную характеристику малоизвестной местности. В целом у С.П. Крашенинникова получилось странноведческое произведение высокого научного достоинства и по существу явилось первым научным географическим произведением этого типа. 

Источник:

Кисличенко И.В. Степан Крашенинников и Михаил Ломоносов: переплетение судеб // «О Камчатке и странах, которые в соседстве с нею находятся...»: Материалы XXVIII Крашенинниковских научных чтений. — Петропавловск-Камчатский, 2011.

Нет комментариев. Ваш будет первым!