Страницы военной истории Петропавловска
Судьба Петропавловска, отметившего свой 280-летний юбилей, тесно связана с морем и военно-морским флотом, в историю которого вписано немало героических строк, связанных с Камчаткой. 75-летием Камчатской флотилии и 170-летием образования 47-го флотского экипажа отмечен 2020 год. Истории образования флотского экипажа на Камчатке и будет посвящена данная публикация.
В1849 году Камчатку посетил генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский, и в Петербург последовал его доклад: “Я много видел портов в России и Европе, но ничего подобного Авачинской губе не встречал”. Муравьев задумал перенести на Камчатку из Охотска главный русский порт Тихого океана, выделить ее в самостоятельную область, возглавляемую губернатором. В сентябре 1849 г. Н. Н. Муравьев представил начальнику Главного морского штаба А. С. Меншикову докладную записку о необходимости ликвидации Охотского порта как "негодного во всех отношениях и сосредоточении всех морских средств Охотского моря в Авачинской губе".
2 декабря 1849 года царским указом была образована Камчатская область. Управление областью вверялось военному губернатору, назначаемому из чинов морского ведомства и подчиняемого непосредственно генерал-губернатору Восточной Сибири. Первым губернатором Камчатки и командующим Петропавловским портом был назначен 15 февраля 1850 года капитан 1-го ранга Василий Степанович Завойко.
22 февраля 1850 года последовал приказ N955 начальника Главного морского штаба: «По случаю упразднения Охотского порта и образования Камчатской области — Охотский флотский экипаж, Охотскую мастеровую роту и Петропавловскую флотскую роту соединить в один общий состав под названием 46 флотского экипажа».
Штат экипажа был утвержден 14 марта 1851 года. Предполагалось, что в дальнейшем он будет укомплектовываться солдатскими детьми — выпускниками Петропавловской школы кантонистов, а в случае недостатка — нижними чинами Сибирского линейного батальона.
Военные, определяемые служить на Камчатку, пользовались следующими преимуществами: “при назначении на должность производятся в следующий чин, получают двойные прогоны, полугодовой оклад того жалования, какое им будет установлено на Камчатке". При увольнении со службы по выслуге 5-летнего срока беспорочно награждаются чином и пользуются “теми же пособиями, какие определены им были при отправлении на Камчатку".
Для прибывших из Охотска команд не было приготовлено помещение, и поэтому нужно было строить новые здания, но не было строительного леса. Военный губернатор B.C. Завойко лично осмотрел окрестные леса, отобрал строительные деревья. По доставке леса приступили к постройке новых, более удобных зданий для нижних чинов. В то же время подвозились в порт песок, глина, кирпичи и трава, употребляемая на крыши домов вместо теса. К концу 1852 года было уже построено две казармы с 11 флигелями и два магазина без лишних расходов для казны.
В июле 1854 года экипаж получил новый номер 47. На укомплектование экипажа переводились рядовые из сибирских линейных батальонов. Они были доставлены в Петропавловский порт на транспорте “Двина” 24 июля 1854 года. И очень скоро 47-му флотскому экипажу представилась возможность показать себя в настоящем военном деле. Личный состав экипажа активно участвовал в сооружении укреплений Петропавловского порта, в отражении нападения англо-французской эскадры в августе 1854 г. Геройски сражались офицеры, матросы экипажа, продемонстрировав отличную боевую выучку, смелость, храбрость, и были удостоены за свой подвиг высоких наград: 2-го ранга Александр Васильев, капитан-лейтенанты Василий Кораллов, Петр Гаврилов, князь Дмитрий Максутов были награждены орденом св. Владимира 4-й степени с бантом. Петр Гаврилов служил в 47-м флотском экипаже Камчатской флотилии. Ходил в море на транспорте «Иртыш» командиром. В период обороны Петропавловска в бою 20 августа 1854 года, уже будучи лейтенантом, командовал батареей № 1 на Сигнальном мысе. На вооружении батареи было пять орудий, и в расчетах насчитывалось 64 человека. В бою все воины проявили мужество и героизм. Раненный в ногу и голову, командир не покинул позиции до окончания битвы.
Из 18 знаков ордена св. Георгия, присланных для всех награжденных, семь были вручены 47-му флотскому экипажу. Среди награжденных был и рекрут Сунцов, и квартирмейстеры—Александр Соленый и Григорий Евстафьев. Одна из улиц города носит имя матроса 47-го флотского экипажа Семена Удалого. Победа, достигнутая в результате сражений в Петропавловске, стала единственной победой России в Крымской войне.
Но вскоре встала необходимость эвакуировать Петропавловский порт — в 1855 году ожидали приход более сильной эскадры. В марте 1855 года генерал-губернатор Восточной Сибири направил Камчатскому военному губернатору предписание перенести из Петропавловска в Николаевский порт на устье Амура “всю морскую команду и управления военное и гражданское".
6 апреля 1855 г. все суда вышли в море. Порт покинул и 47-й экипаж, направившись на новое место дислокации в Николаевский-на-Амуре порт.