Осенины - осенние русские народные праздники. Часть 2.
Октябрь, позимник, листопад, грязник, свадебник.
Слово октябрь или октоврий зашло к нам из Византии. Коренные славянские названия его таковы: Листопад, Паздерник, Винский, Косаперск, Ржень, Оброчник, Десетник, Грязник.
С 1 октября в селах начинаются свадьбы. Покровское гуляние считается последним игрищем.
Знать осень в октябре по грязи.
Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.
Апрель обилен водою, октябрь – пивом.
2 октября – Зосима – заступник пчел, лакомый стол. Трофимов день.
Ставят улья в помещения, готовят к зиме. Собирают мед. С 2 по 10 октября – пчелиная девятина. Улья в погреб ставь, праздник меда правь.
Молодежь устраивает Трофимовские вечерки – выбирают женихов.
И шла Маша по дорожке, Мне не нужен дом кирпичный –
Потеряла две сережки, Был бы милый симпатичный.
Два серебряных кольца, Был бы милый по душе –
Выбирай-ка молодца. Проживем и в шалаше.
Посмотрите-ка на нас, Я не знаю, как сказать,
Какая пара создалась, Чтоб судьбу с твоей связать.
Парочка прелестная, Чтобы путать – не распутать,
Выбирай любезную (любезного). Чтобы рвать – не разорвать.
Пользовалась большой популярностью игра в выборы жениха и невесты с изображением счастливой семейной пары:
Играющие разделяются на две партии. Первая «становится» к дверям избы, другая на противоположную сторону. Первая половина идет к другой и поет:
1-я: Бояра! Мы к вам идем. 1-я: Бояра! У нас выросли,
Молодые! К вам идем! Молодые! Все доросточки.
2-я: Княжины! Зачем вы к нам. 2-я: Княжины! У вас кто женат?
Молодые! Зачем вы к нам? Молодые! У вас кто холост?
1-я: Бояра! Мы невест смотреть, 1-я: Бояра! У нас Яков не женат,
Молодые! Молодых смотреть. Молодые! Что Михеич холостой.
2-я: Княжины! У нас нету невест, 2-я: Княжины! Изволь выбирать,
Молодые! Все недоросточки. Молодые! Изволь из любых.
…поется столько раз, сколько на игрище парней…И, когда пропоют «бояр» для всех девок и парней, то начинают женить бояр, т.е. считать хлопнутую парнем по плечу девку его невестой.
7 октября – Фекла – заревница, запрядальная.
В натопленных овинах утром молотят хлеб. Из-за неосторожности на Феклу спалили не один овин, оттого-то она и «заревница». В день Феклы особенно угощают молотильщиков. В старину почти весь день веселились, пели песни и забавы, и только к полуночи зажигали огонь и при нем начинали молотьбу в овине. От этих-то огней или зарев святая Фекла и получила имя заревницы. На Феклу ночи темны, день убывает лошадиными шагами. В день святой обыкновенно стараются хоть немного попрясть, чтобы впоследствии иметь охоту к этому делу. Согласно с этим и святая неделя называется в народе Феклой запрядальной.
На Феклу – дергай свеклу.
8 октября – Сергий Радонежский.
На Сергия начинается, а с Матрены зимней (22 ноября) устанавливается зима.
Если первый день на Сергия, то зима установится на Михайлов день (21 ноября).
Первый сухой снег обещает хорошее лето.
Сергий Радонежский – хранитель кур.
14 октября – Покров.
Покров – первое зазимье.
На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.
Покров землю покроет, где листом, где снежком.
С Покрова крестьяне начинают конопатить свои избы. В некоторых местах в этот день в первый раз топят в жилых горницах печи. Пекут блины, и это называется «запекать углы». Последний сбор груздей и рыжиков.
От Покрова нанимались на работу. После уборки хлеба у парней работы было мало, и они охотно уходили в отходники. С 14 октября во многих местах начинались Покровские ярмарки. Покров – конец хороводам, начало посиделкам. На посиделки, вечерки, беседы молодежь собиралась либо очередно в тех домах, где имелись молодые парни и девушки, либо на весь «беседный период» нанимали специальную избу.
27 октября – Параскева – грязниха, льняница, порошиха.
Параскева Пятница.
На грязниху бывает сухо.
На Прасковью-льняницу начинают мять и трепать лен.
Параскева Пятница – бабья святая, так как повсюду ее считают женской заступницей.
Повсеместно существует поверье, что святая Пятница ходит по земле в виде молодой женщины и примечает, кто, как живет, как соблюдает обычаи, запреты и т.д. Иных она наказывает, других милует и даже награждает.
Ноябрь, листочной, полузимник, грудень.
Слово ноябрь или ноемврий пришло из Византии. Славянские названия его: Грудень, Листопад, Гнилец, Вшешвечак.
Ноябрь – ворота зимы.
Ноябрь– сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
В старину ноябрь назывался груднем или грудным – от груд замерзшей земли.
4 ноября – Зимняя (осенняя) Казанская.
Важная дата в крестьянском календаре.
Казанская – бабья заступница. Кто на Казанскую женится, счастлив будет. Добрая жена да жирные щи – другого добра не ищи.
Зимняя Казанская – еще один традиционный срок расчетов. К этому времени заканчиваются все строительные работы: землекопы, плотники, каменщики, штукатуры получали расчет и возвращались домой, в свои деревни.
На Казанскую и у воробьев пиво (время расчетов).
8 ноября – Дмитриев день. Дмитриевская неделя – родительская, дедова.
Дмитриев день – зима уж лезет на плетень.
В Дмитриев день повсеместно на Руси справляли поминки по усопшим. Дмитровская неделя называлась родительской, дедовой. Особенно почиталась Дмитровская суббота. Дмитровскую субботу всегда проводились торжественно: ходили на могилы своих покойников и служили здесь панихиды, устраивали богатые угощения – тризны. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных.
10 ноября – Нелина – льняница. Параскева.
На Ненилу и Параскеву полагаются особые мольбы на хороших женихов:
Матушка Прасковея! Пошли женишка поскори!
Пятница Прасковея, покажи мне жениха поскорее!
Матушка Прасковея! Отдай замуж поскорее!
Без поры, безо времени солнце не взойдет,
Молодец к красной девице не подойдет.
Девка на поре, женихи на дворе.
Скрасит девку венец да молодец.
Не бывав, девке замуж хочется.
Бабы каются, а девки ладятся (замуж собираются).
Не спешите, девки, замуж,
Замужем вы будете, своего девичества
Вовек не забудете.
Не ходите, девки, замуж,
Бабья жизнь проклятая –
В поле каждая травиночка
Слезами окапана.
Не ходите, девки, замуж,
Замужем невесело.
Моя мама замуж вышла,
Голову повесила.
Замужем-то худо,
Недородно, недобро:
Не дадут другого дроленьки –
Глядя на одного.
На Параскеву женщины устраивали «льняные смотрины», хвалились своим рукоделием.
14 ноября – Кузьма – Демьян – ремесленнинки. Курятники. Кузьминки.
Кузьминки – встреча зимы.
Демьянов путь – не путь, а только перепутье.
Кузьма и Демьян – ремесленники, покровители ремесел, главным образом, кузнечного искусства и женского рукоделия. С этого дня женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше:
-Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними.
На Кузьму и Демьяна – куриная смерть (режут кур). С этого дня бьют кур на продажу. Обязательно жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой.
Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником. На три дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраивали складчину и приглашали парней. Полагалось каждой девушке принести из дома что-либо съестное в сыром виде, нередко они обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша. Кузьминки продолжались «до света», причем парни, расправившись с приготовленным угощением, отправлялись воровать соседских кур. К покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно, и если бранились, то только для порядка. Молодежь не ограничивалась только угощением, пиршеством. Непременно звучали песни и разыгрывались так называемые «поцелуйные игры».
21 ноября – Михайлов день.
С Михайла зима не стоит, не мерзнет.
Коли на Михайлов день да иней – ожидай больших снегов, а коли день зачнется, туманом – ростепели быть.
Михайлов день – веселый и сытый праздник, поскольку хлеба пока много, выручены деньги за коноплю и овес, да и работы основные закончены.
27 ноября – Филиппов день.
Иней на Филиппа – урожай на овес.
Воронье черное каркает – к оттепели.
Конец свадебным неделям. Куделица – первая неделя прядения в Филиппов пост.
Женщины по вечерам и ночью при лучине чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу.
Прялка не бог, а рубаху дает.
Не попрядешь зимою, нечего будет ткать летом.
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
В некоторых местностях Филиппов день отмечали особым образом. Женщины вспоминали: «Когда филипповка кончается, делали чучело из соломы, руки расшиперят, вешали его на отвод, несли в поле и жгли, как Масленницу. Провожали Филиппа».
Когда пряли, то всегда что-то пели, например:
Все прядут волокна,
Я – одну кудельку.
Не видела милого
Целую недельку.
Уж я пряла не из гребня волокно,
От работы руки-ноги сволокло.
Уж ты, прялица-кокорица моя,
Да с горя выкину на улицу тебя.
Сама сяду прясть-попрядывати,
На мила дружка поглядывати.
Нитки рвутся, не вижу,
Все на милого гляжу.
Литература:
1. Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные. — Л.: Лениздат, 1982. — 159 с.
2. Русские народные праздники и обряды. — Петропавловск — Камчатский: Полярная звезда, 1982. — 141 с.
3. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991. — 496 с.