"День мой догорел, но след мой в мире есть"
22 октября 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина – писателя, поэта, лауреата Нобелевской премии, которого называют последним классиком русской литературы. В его судьбе и произведениях преломились острейшие противоречия и конфликты эпохи на рубеже XX столетия.
Бунин на несколько десятилетий был забыт своей страной, его книги были под запретом.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Детство провёл в имении Бутырки, под Воронежем. «Тут, в глубочайшей тишине, — вспоминал позже писатель, — прошло моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной». Он отмечал, что рано обрёл удивительную чувствительность...
В характере юного поэта слились родительские черты, прямо противоположные друг другу. Сила и страстность переживаний, артистизм натуры, неприятие всего злого — всё это Бунин унаследовал от матери. От отца — порывистый нрав, вспыльчивую гордость рыцаря, правдивость, смелость и упорство.
В 1881 году Иван Бунин пошёл в первый класс гимназии. В Ельце мальчик учился около четырех с половиной лет, а потом его исключили из гимназии за неуплату за обучение. Под руководством брата Юлия Иван Бунин успешно подготовился к сдаче экзаменов за курс гимназии.
Он перепробовал множество профессий: был корректором, статистом, библиотекарем, корреспондентом газет «Орловский вестник», «Киевлянин», «Полтавские губернские ведомости». Словно перекати-поле кочевал И.А. Бунин по всей России. И меняя одну должность на другую, он, по собственному признанию, был вольнодумцем. Так в борьбе с нуждой, в скитаниях, в поисках самого себя писатель провёл почти 10 лет. Однажды он сказал про себя: «Совсем как птица был я всю жизнь».
Всё это время он не оставлял сочинительство. Свои первые статьи и рассказы И.А. Бунин посылал в столичные журналы. В 1891 году он издал в Орле небольшую книгу стихотворений, которую сам впоследствии оценил отрицательно.
Писатель видел зреющие исторические перемены в стране. Он не принял революцию 1905 года, записав в дневнике: «Какой-то жуткий восторг, чувство великого события». Он часто высказывался о своей непричастности к политике, но отражал её события в художественном творчестве.
В 1910 году наступает расцвет таланта Бунина-прозаика. Рассказами, созданными до этого времени, он подготовил почву для знаменитой повести «Деревня». Она вышла в 1910 году, вызвала большие споры и положила начало огромной популярности творчества Бунина. В одном из интервью писатель сказал: «Меня занимает главным образом душа русского человека».
Сторонясь политической деятельности, Бунин сочувствовал социал-демократам и даже ждал революции, не предполагая, чем она обернётся. Социальные проблемы всегда занимали его меньше нравственных, и он не верил в возможность осчастливить людей, перестроив общество.
Первая мировая война не вызвала у него патриотического подъёма. Поэт видел слабость страны, боялся её гибели. В 1916 году он написал такие строчки…
Вот рожь горит, зерно течёт,
Да кто же будет жать, вязать?
Вот дым валит, набат гудит,
Да кто ж решится заливать?
Вот встанет бесноватых рать
И, как Мамай, всю Русь пройдёт...
Но пусто в мире — кто спасёт?
Но Бога нет — кому карать? И. Бунин. Канун
Вскоре пророчество И.А. Бунина исполнилось. Началась революция. Уже в феврале 1917 года он понял, что грядёт не обновление и очищение, а разрушение всего лучшего в русской жизни и культуре. В Октябрьской революции он увидел «кровавое безумие», необратимую катастрофу. Писатель участвовал в литературной жизни Москвы, продолжавшейся, несмотря на стремительно развивающиеся события, разруху и голод. С горечью наблюдал он за гибелью всего, что было ему дорого. Свои наблюдения и свою ненависть к большевистскому режиму Иван Алексеевич выразил в дневнике «Окаянные дни».
В мае 1918 года Бунин бежал из «красной» Москвы на юг, в Одессу, тогда ещё свободную от большевиков, прожил там два года, а в январе 1920 года уехал в Турцию вместе с отступающими частями белой армии. В России его больше ничто не держало — родители умерли, былые друзья стали врагами или ещё раньше уехали из страны. Покидая родину, Бунин ощущал себя последним жителем затонувшей Атлантиды. Возможно, уже тогда у него возник замысел — воскресить погибшую страну в слове, сохранить для потомков каждую её дорогую черту.
Известный русский писатель Юрий Трифонов отметил необыкновенную выразительность художественного стиля Бунина: «Проза Бунина – это не столько проза поэта, сколько проза художника». Стихи его необыкновенно красивы и просты. В прозе писатель придерживался реализма, был внимателен к деталям.
Бунин считал, что «… Поэтический язык должен приближаться к простоте разговорной речи, а прозаическому слогу должна быть усвоена музыкальность и гибкость стиха». Может быть, как раз в этом и состоит секрет магической притягательности бунинского слова, секрет его эмоционального воздействия на читателя?
В литературных кругах стиль Бунина сравнивали с «матовым серебром», его язык называли парчовым. Лев Николаевич Толстой сказал о его изобразительном мастерстве: «Так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего». Максим Горький назвал его первейшим мастером в современной русской литературе, а Зинаида Гиппиус — королём изобразительности.
Каждое его слово доставляет наслаждение своей простотой, точностью, образностью. Поэзия и проза Ивана Алексеевича Бунина наполнены сочными, живописными деталями. За цветом, звуком, запахом — чувство, мысль, настроение. Бунин умеет остановить мгновение и показать, что оно, действительно, прекрасно.
Бунинское слово воспринимается всеми органами чувств — зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Мы видим «золотистый свет солнца», «розовые облака», «снежные поля», слышим «как дрова трещат и стреляют», «стук ссыпаемых в кадушку яблок». Ощущаем букет ароматов — «крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев», «тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести», чувствуем почти реально вкус кваса — «крепкий и сладкий-пресладкий», осязаем «толстую шершавую бумагу» или «кожу седла». И всегда это узнаваемые, родные черты России.
Бунин покинул Россию после революции 1917 года, но, несмотря на сильнейшую ностальгию, больше на Родину не вернулся. Он считал эмиграцию и спасением от гибели, и главной трагедией своей жизни.
Писатель тосковал о России, был мысленно со своим народом и трагически переживал невозможность вернуться на Родину. Он ненавидел фашизм и отказался от сотрудничества с оккупировавшими Францию немцами. Предпочёл жить в голоде (бывало, падал в голодные обмороки), но ничего не печатал.
В эти мрачные годы писатель создаёт самые значительные свои произведения, в числе которых цикл новелл о любви «Тёмные аллеи», который смог опубликовать с помощью друзей в США в 1943 году. По мнению писателя, самое чудесное, что есть в жизни, — это любовь. Нежнейшее чувство любви придаёт перу Бунина особое вдохновенное звучание, и он воссоздаёт в своих рассказах все тончайшие оттенки этого чувства. Не зря цикл новелл «Тёмные аллеи» по праву называют «энциклопедией любви» в русской литературе. В жизненном вальсе бунинских героев всегда неизбежно расставание, симфония их любви возвышенна и трагична одновременно, она звучит недолго, но остаётся в памяти на всю жизнь.
В 1933 году Иван Алексеевич Бунин первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Из своего денежного вознаграждения он потратил 120 тысяч франков на помощь писателям и другим эмигрантам.
После войны Бунину предложили приехать в СССР. Он мечтал о возвращении на родину, но решиться на такой шаг в преклонном возрасте было непросто. Писатель колебался: сбудутся ли надежды на спокойную жизнь и издание книг? Он ведь так до конца и не примирился с советской властью и даже демонстративно использовал старую орфографию. «Дело» Анны Ахматовой и Михаила Зощенко, травля этих писателей определили его решение окончательно. «Мне некуда возвращаться. Нет уже ни мест, ни людей, которых я знал», — писал он.
Будучи блестящим мастером слова, как в поэзии, так и в прозе, подводя итоги своей жизни, писатель скромно написал о себе:
«День мой догорел, но след мой в мире есть».
Иван Алексеевич Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже от болезни лёгких. Он был похоронен на кладбище Сен – Женеьев – де Буа под Парижем в окружении тех, кто был ему близок своей судьбой: Ивана Шмелёва, Надежды Тэффи, Георгия Иванова … На надгробии, сделанном по эскизу художника Александра Бенуа, начертаны его имя и слова: «Вещи и дела, аще не написании бывают, тлею покрываются и гробу беспамятства предаются, написание же яко одушевлённые». Духовная жизнь возвысила писателя над хаосом проходящей жизни и обессмертила его имя.
Список литературы:
1.Бунин, И. А.: [избранные произведения] / И. А. Бунин; [составитель и автор вступительного очерка А. А. Архангельский]. – Москва: Молодая гвардия, 1991. – 318, [2] с. – (Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии).
2.Карнизова, Н. В. Непостижимая тайна души / Н. В. Карнизова // Читаем, учимся, играем. – 2015. – № 7. – С. 11–13. – (Знаменательные даты – 2010).
3.Таравкова, Е. И. Ему светила русская звезда / Е. И. Таравкова // Читаем, учимся, играем. – 2016. – № 8. – С. 17–21. – (Книга – дар бесценный).
4.Чистякова, С. В. Окаянные дни / С. В. Чистякова // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 7. – С. 4–11. – (Знаменательные даты – 2010).