Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

"День мой догорел, но след мой в мире есть"

"День мой догорел, но след мой в мире есть"

22 октября 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина – писателя, поэта, лауреата Нобелевской премии, которого называют последним классиком русской литературы. В его судьбе и произведениях пре­ломились острейшие противоре­чия и конфликты эпохи на рубеже XX столетия. 

Бунин на несколько десятилетий был забыт своей страной, его книги были под запретом. 

Иван Алексеевич Бунин ро­дился 22 октября 1870 года в Во­ронеже. Детство провёл в имении Бутырки, под Воро­нежем. «Тут, в глубочайшей тишине, — вспоминал позже писатель, — прошло моё детство, полное поэзии печаль­ной и своеобразной». Он отмечал, что рано обрёл удивительную чувствительность... 

В характере юного поэта слились родительские черты, прямо противоположные друг другу. Сила и страстность пе­реживаний, артистизм натуры, неприятие всего злого — всё это Бунин унаследовал от матери. От отца — порывистый нрав, вспыльчивую гордость ры­царя, правдивость, смелость и упорство.

В 1881 году Иван Бунин пошёл в первый класс гимназии. В Ельце мальчик учился около четырех с половиной лет, а потом его исключили из гим­назии за неуплату за обучение. Под руковод­ством брата Юлия Иван Бунин успешно подготовился к сдаче экзаменов за курс гимназии. 

Он перепро­бовал множество профессий: был корректором, статистом, библио­текарем, корреспондентом газет «Орловский вестни­к», «Киевлянин», «Полтавские губернские ведомости». Словно перекати-поле кочевал И.А. Бунин по всей России. И ме­няя одну должность на другую, он, по собственному признанию, был вольнодумцем. Так в борьбе с нуждой, в скитаниях, в поисках самого себя писатель провёл почти 10 лет. Однажды он сказал про себя: «Совсем как пти­ца был я всю жизнь».

Всё это время он не оставлял сочинительство. Свои первые статьи и рассказы И.А. Бунин посылал в сто­личные журналы. В 1891 году он издал в Орле небольшую книгу стихотворений, которую сам впо­следствии оценил отрицательно.

Писатель видел зреющие исторические пе­ремены в стране. Он не принял революцию 1905 года, записав в дневнике: «Какой-то жуткий восторг, чувство великого события». Он часто высказывался о своей непричаст­ности к политике, но отражал её события в художест­венном творчестве.

В 1910 году наступает расцвет таланта Бунина-прозаика. Рассказами, со­зданными до этого времени, он подготовил почву для знаменитой повести «Деревня». Она вышла в 1910 году, вызвала большие споры и положила начало огромной по­пулярности творчества Бунина. В одном из интервью пи­сатель сказал: «Меня за­нимает главным образом душа русского человека».

Сторонясь политической деятельности, Бунин сочув­ствовал социал-демократам и да­же ждал революции, не предполагая, чем она обернёт­ся. Социальные проблемы всегда занимали его меньше нравствен­ных, и он не верил в возможность осчастливить людей, перестроив общество.

Первая мировая война не вы­звала у него патриотического подъ­ёма. Поэт видел слабость страны, боялся её гибели. В 1916 году он написал такие строчки…

Вот рожь горит, зерно течёт,

Да кто же будет жать, вязать?

Вот дым валит, набат гудит,

Да кто ж решится заливать?

Вот встанет бесноватых рать

И, как Мамай, всю Русь пройдёт...

Но пусто в мире — кто спасёт?

Но Бога нет — кому карать? И. Бунин. Канун

Вскоре проро­чество И.А. Бунина исполнилось. Началась революция. Уже в фев­рале 1917 года он понял, что гря­дёт не обновление и очищение, а разрушение всего лучшего в рус­ской жизни и культуре. В Ок­тябрьской революции он увидел «кровавое безумие», необратимую катастрофу. Писатель участвовал в литературной жизни Москвы, продолжавшейся, не­смотря на стремительно развива­ющиеся события, разруху и голод. С горечью наблюдал он за ги­белью всего, что было ему дорого. Свои наблюдения и свою нена­висть к большевистскому режиму Иван Алексеевич выразил в днев­нике «Окаянные дни».

В мае 1918 года Бунин бе­жал из «красной» Москвы на юг, в Одессу, тогда ещё свободную от большевиков, прожил там два го­да, а в январе 1920 года уехал в Турцию вместе с отступающими частями белой ар­мии. В России его больше ничто не держало — роди­тели умерли, былые друзья стали врага­ми или ещё раньше уехали из страны. Покидая родину, Бунин ощущал се­бя последним жителем затонув­шей Атлантиды. Возможно, уже тогда у него возник замысел — воскресить погибшую страну в слове, сохранить для потомков каждую её дорогую черту.

Известный русский писатель Юрий Трифонов отметил необыкновенную выразительность художественного стиля Бунина: «Проза Бунина – это не столько проза поэта, сколько проза художника». Стихи его необыкновенно красивы и просты. В прозе писатель придерживался реализма, был внимателен к деталям.

Бунин считал, что «… Поэтический язык должен приближаться к простоте раз­говорной речи, а прозаическому слогу должна быть усвоена музы­кальность и гибкость стиха». Мо­жет быть, как раз в этом и состоит секрет магической притягатель­ности бунинского слова, секрет его эмоционального воздействия на читателя?

В литературных кругах стиль Бунина сравнивали с «матовым серебром», его язык называли парчовым. Лев Николаевич Толстой сказал о его изобразительном мастерстве: «Так написано, что и Тургенев не напи­сал бы так, а уж обо мне и гово­рить нечего». Максим Горький назвал его первейшим мастером в совре­менной русской литературе, а Зинаида Гиппиус — королём изобразительности.

Каждое его слово доставляет наслаждение своей простотой, точностью, об­разностью. Поэзия и проза Ивана Алексе­евича Бунина наполнены сочными, живописными деталями. За цветом, звуком, запахом — чувство, мысль, настроение. Бунин умеет остановить мгновение и показать, что оно, действительно, прекрасно.

Бунинское слово воспринимается всеми ор­ганами чувств — зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Мы видим «золотистый свет солн­ца», «розовые облака», «снежные поля», слышим «как дрова трещат и стреляют», «стук ссыпаемых в кадушку яблок». Ощущаем букет ароматов — «крепко тянет душис­тым дымом вишнёвых сучьев», «тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, за­пах мёда и осенней свежести», чувствуем почти реально вкус ква­са — «крепкий и сладкий-пресладкий», осязаем «толстую шер­шавую бумагу» или «кожу седла». И всегда это узнаваемые, родные черты России.

Бунин покинул Россию после революции 1917 года, но, несмотря на сильнейшую ностальгию, больше на Родину не вернулся. Он считал эмиграцию и спасением от гибели, и главной трагедией своей жизни.

Писатель тосковал о России, был мысленно со своим народом и трагически переживал невозможность вернуться на Родину. Он ненавидел фашизм и отказался от сотрудничества с оккупировавшими Францию немцами. Предпочёл жить в голоде (бывало, падал в голодные обмороки), но ничего не печатал. 

В эти мрачные годы писатель создаёт самые значительные свои произведения, в числе которых цикл новелл о любви «Тёмные аллеи», который смог опубликовать с помощью друзей в США в 1943 году. По мнению писателя, самое чудесное, что есть в жиз­ни, — это любовь. Нежнейшее чувство любви придаёт перу Буни­на особое вдохновенное звучание, и он воссоздаёт в своих рассказах все тончайшие оттенки этого чувства. Не зря цикл новелл «Тёмные аллеи» по праву называ­ют «энциклопедией любви» в рус­ской литературе. В жизненном вальсе бунинских героев всегда неизбежно расставание, симфо­ния их любви возвышенна и тра­гична одновременно, она звучит недолго, но остаётся в памяти на всю жизнь. 

В 1933 году Иван Алексеевич Бунин первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Из своего денежного вознаграждения он потратил 120 тысяч франков на помощь писателям и другим эмигрантам.

После войны Бунину предложили при­ехать в СССР. Он мечтал о возвращении на ро­дину, но решиться на такой шаг в преклонном возрасте было не­просто. Писатель колебался: сбудутся ли надежды на спокой­ную жизнь и издание книг? Он ведь так до конца и не примирился с советской властью и даже демон­стративно использовал старую ор­фографию. «Дело» Анны Ах­матовой и Михаила Зощенко, травля этих писателей определили его ре­шение окончательно. «Мне некуда возвра­щаться. Нет уже ни мест, ни лю­дей, которых я знал», — писал он.

Будучи блестящим мастером слова, как в поэзии, так и в прозе, подводя итоги своей жизни, писатель скромно написал о себе:

«День мой догорел, но след мой в мире есть».

Иван Алексеевич Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже от болезни лёгких. Он был похоронен на кладбище Сен – Женеьев – де Буа под Парижем в окружении тех, кто был ему близок своей судьбой: Ивана Шмелёва, Надежды Тэффи, Георгия Иванова … На надгробии, сделанном по эскизу художника Александра Бенуа, начертаны его имя и слова: «Вещи и дела, аще не напи­сании бывают, тлею покрываются и гробу беспамятства предаются, написание же яко одушевлённые». Духовная жизнь возвысила писа­теля над хаосом проходящей жиз­ни и обессмертила его имя. 

Список литературы:

1.Бунин, И. А.: [избранные произведения] / И. А. Бунин; [составитель и автор вступительного очерка А. А. Архангельский]. – Москва: Молодая гвардия, 1991. – 318, [2] с. – (Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии).

2.Карнизова, Н. В. Непостижимая тайна души / Н. В. Карнизова // Читаем, учимся, играем. – 2015. – № 7. – С. 11–13. – (Знаменательные даты – 2010).

3.Таравкова, Е. И. Ему светила русская звезда / Е. И. Таравкова // Читаем, учимся, играем. – 2016. – № 8. – С. 17–21. – (Книга – дар бесценный).

4.Чистякова, С. В. Окаянные дни / С. В. Чистякова // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 7. – С. 4–11. – (Знаменательные даты – 2010).  

Нет комментариев. Ваш будет первым!