Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Ворон – герой мифов и легенд

Ворон – герой мифов и легенд

Отношение к ворону практически у всех народов было особенным. Одни его почитали, другие боялись, но мало кто оставался равнодушным. Это и не удивительно – крупная сильная птица, черная, как сама ночь, одна из наиболее умных и сообразительных. Недаром ворон – символ мудрости.

Ворон играет весьма значительную роль в мифологии самых разных народов. Функции его очень многообразны. Он часто выступает как демиург и культурный герой, его связывают со смертью и миром мертвых, с землей и небом, наделяют шаманским могуществом. Ворон нередко является посредником между различными мирами, между летом и зимой, водой и сушей, соленой и пресной водой.

В культуре языческой Руси врановые птицы играли значительную роль, отношение к ним было положительным. Вороны в мифах и сказках принадлежат к пантеону богов, их изображают сидящими на дубе – священное дерево славян, символизирующее мировое древо. Птицы именуются мудрыми и вещими, они посвящены в таинство живой и мертвой воды, разыскивают и приносят ее для воскрешения героев сказок. Кроме того, ворон – символ живительного весеннего дождя и очищающего весеннего грома, пробуждающего природу от зимнего сна

В русских сказках ворон – птица вещая, благородная, самая мудрая. Ее наделили даром слова и предвещаний. В гнездах ворона незримо хранятся золото, серебро и самоцветные камни, он достает и приносит «живую» и «мертвую» воду, золотые яблоки. Ворон, как громоносная птица, гнездится в темных тучах, закрывающих «блестящие светила». В четверг, день, посвященный Перуну, ворон купается в «живой воде» дождя. Карканье ворона предвещает рождение сына – считали на Руси.

Эстонцы верили, что под крылом ворона есть особое белое перо, которому приписывали чудодейственную силу. Завладевший им якобы может стать счастливым или творить чудеса. Чудодейственной силой обладал и так называемый «вороний камень», при помощи которого можно лечить разные болезни, отвращать зло, понимать язык птиц.

В западноевропейских сказках ворон (ворона) приносит герою удачу, часто при этом жертвуя собой. В Баварии ворон считается птицей счастья. В Албании крик черной вороны предвещает рождение мальчика. Чехи считают, что ворон приносит младенцев.

У древних греков все белые вороны были посвящены солнцу. Ворон был священной птицей Геры, а также Аполлона.

У римских авгуров ворон считался одной из главных птиц-оракулов. При наблюдениях наибольшее значение отводилось голосу птицы и стороне, откуда она появилась. Наихудшее предзнаменование нес хрипло каркающий ворон. Пролетевшая слева направо птица также предвещала несчастье. Если он при этом еще и садился на дуплистый дуб, авгуры предрекали опустошение земли вражескими солдатами. Появление большого количества воронов означало близкую беду для всего народа.

В скандинавских легендах описывается, как ворона посылают на разведку новых земель потому, что нет других птиц, кроме него, способных к длительному полету на большие расстояния, обладающих острым зрением, осторожностью и сообразительностью. Только такая умная и сильная птица может добыть нужный секрет и ничего не напутать. В старых ирландских легендах ворон предсказывает будущее, и сохранившееся в ирландском языке выражение «знание ворона» означает умение видеть и знать все, что случается. У викингов ворон был символом борьбы и победы.

Ворон стал центральным персонажем мифов многих народов Северной Азии и Северной Америки, особенно жителей тундры и морских побережий – чукчей, коряков, ительменов, индейцев-тлинкитов, эскимосов и др. Не удивительно, ведь на крайнем севере это одна из наиболее «значительных» птиц. Там практически нет крупных хищников, которым традиционно поклонялся человек в других местах, да и вообще птиц мало.

Есть индейский миф о том, как ворон помог древним людям. Давным-давно, в начале мира, Серый Орел был хранителем солнца, луны, звезд, пресной воды и огня. Он очень не любил людей, поэтому прятал все это от них. Люди жили в темноте, без воды и огня. Серый Орел имел прекрасную дочь, и Ворон влюбился в нее. В то время он был красивым юношей. Ворон превратил себя в снежно-белую птицу и в таком виде понравился дочери орла. Она пригласила его в дом отца. Когда Ворон увидел солнце, луну и звезды, висевшие на стенах дома орла, он понял, что должен делать. Выждав момент, когда на него никто не смотрел, Ворон похитил светила, воду и огонь и вылетел через дымоход. Солнце, луну и звезды Ворон поразвешивал на небе. Воду он выпустил на землю, и она стала источником всех пресноводных рек и озер. Горящую головню ворон держал в клюве, и дым закоптил его белые перья. Когда головня обожгла клюв, Ворон выпустил ее, она ударилась о камни, и огонь вошел в них. С тех пор, стоит стукнуть камень о камень, как появятся искры. А перья у Ворона так и остались черными.

В одном из мифов индейцев алгонкинов ворон является разведчиком, помогающим в творении земли высшему существу.

У чинов ворон считался священной птицей. Он высидел яйцо, из которого вышли их предки. Воронов запрещено убивать.

У эскимосов ворон выступает в качестве культурного героя. У эскимосов Аляски он создал мужчину из бобового стручка, а из глины вылепил различных животных и вдохнул в них жизнь. Сначала создал горных козлов и оленей, а затем — женщину, которая стала женой первого мужчины. Ворон научил эскимосов, как жить на земле, как добывать пищу.

У чукчей ворон – главный герой мифов творения, символ Бога-творца. Он создает горы, животных, первых людей, учит их говорить и есть мясо животных, добывает небесные светила, существовавшие раньше лишь в верхней вселенной. Ворон раскрасил всех птиц, а себя из белого – в черный цвет, да еще пробил небесную твердь, дав всем свет.

У коряков и ительменов ворон считался первопредком. В мифах коряков ворон добывает пресную воду у хозяев моря, похищает небесные светила. По представлениям ительменов, ворон Кутх вместе с сестрой сместил землю с неба, где и сам раньше находился, или же сотворил ее из своего сына. Горы и долины – следы пребывания этой птицы на Камчатке. Ворон побеждает злых духов шаманскими силами и хитростью, как могучий шаман защищает от них свое семейство и людей. Он не всегда положительный герой фольклора, может быть хитрым и коварным, добиваясь своих целей.

Кутх – воплощение духа Ворона, традиционно почитающимся различными и народностями на Дальнем Востоке России. Образ Кутха проявляется во множестве легенд. Как ключевая фигура в сотворении мира (создатель земли), прародитель человечества, в образе могущественного шамана. Кутх популярный герой в преданиях народов Чукотки, и играет центральную роль в мифологии коряков и ительменов Камчатки.

Множество историй, связанных с Кутхом, схожи с аналогичными историями, относящимися к Ворону, распространенными среди коренных народностей (индейцев) северо-западного побережья Северной Америки. У ительменов он известен под именем Кутх, у кереков Кукки, у эскимосов Кошкли, у чукчейКуркыль. Коряки также прибавляют к имени пригалательное большой — Большой Ворон Куткыннеку (Куйкынняку), и в целом это слово часто используют в значении «Бог».

Ворону посвящались специальные танцы и песни во время охотничьих праздников.

Именно в корякском и ительменском фольклоре возникли и развились совершенно уникальные предания и сказки о вороне Кутхе – Куткыннеку, воплотившем в себе черты культурного героя – творца вселенной и персонажа волшебно-мифических и животных сказок.

Ительменский сказочный ворон Кутх, как отмечено выше, является родоначальником корякского Куткыннеку (Куйкынняку), чукотского Куркыля, керекского Кукки, эскимосского Кошкли.

Легенда о Кутхе

В прежней жизни аборигены Камчатки называли себя детьми ворона Кутха. Существует легенда, по которой Кутх, пролетая над водной гладью, приказал своему сыну стать землею, а сам на лыжах пошел по этой земле. Там, где он проходил, образовывались впадины, ущелья, долины. А по краям высокие горы.

И чтобы не замерзло все живое на рожденной им земле, вдохнул Кутх в горы высокие свой горячий дух. А еще невиданной красоты зори выдумал и тундру постелил сплошь расшитую изумрудом ягельника, да бисером приукрасил из брусники, шикши, морошки ароматной.

В каждой долине Кутх реку положил, развел в них чавычу и кижуча, которые в морях вольно погулявши, в обиталище свое возвращаются, да потомство после себя оставляют и в родных краях умирают.

И людей сотворил Кутх, чтоб в согласии с природой жили. Ремеслам их обучил, да веселым нравом их наделил, чтобы без грусти и печали жизнь подольше сохраняли.

И только убедившись, что на созданной им земле сможет жить крепкий духом, согретый юмором народ, великий Ворон окутал легкой дымкой таинственности эту страну и улетел в неведомые края.

Нет комментариев. Ваш будет первым!