Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Голос потерянного поколения: Эрнест Хемингуэй

Голос потерянного поколения: Эрнест Хемингуэй

Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.

«Старик и море», «Прощай, оружие!», «И восходит солнце» и другие произведения американского писателя Эрнеста Хемингуэя актуальны до сих пор. Хемингуэй был знаковым писателем поколения, эталоном честной, крепкой, мужской прозы. Был больше, чем любимым писателем – он был системой отсчёта в пространстве литературных ценностей. Важность его творчества оценили ещё при жизни, удостоив двух первостепенных премий по литературе — Пулитцеровской и Нобелевской.

При этом Хемингуэй — один из тех авторов, чей образ не менее важен, чем творчество. С его подачи у американцев, а затем и у европейцев, вошли в моду бороды, свитера грубой вязки и военные брюки. Это был фирменный стиль Эрнеста, добравшийся даже до закрытого СССР.

Портрет Эрнеста Хемингуэя работы армянского фотографа Юсуфа Карша. Куба, 1957 г.

Эрнест Хемингуэй вошел в историю литературы как величайший мастер передачи чувств и эмоций — между тем жизнь его была этими эмоциями наполнена до краев.

Своему стилю он во многом обязан профессии военного корреспондента. Он малословен и краток. Автор много писал, не ограничивая полёт вдохновения, но потом безжалостно сокращал черновики. Поэтому каждое слово в его произведениях на вес золота.

Основной темой творчества долгое время оставалось так называемое потерянное поколение — это люди, побывавшие на Первой мировой войне и вернувшиеся оттуда совершенно другими. Они повидали весь ужас баталий, прочувствовали боль и наблюдали смерть. Несмотря на то, что солдаты послужили стране, многие ощутили, что не нужны родине. Именно об этих искалеченных и потерянных душах Хемингуэй писал, относя и себя к ним.

Писатель за работой. 1938 год.

Каждый значимый период своей жизни автор отражал в книгах. Парижский эпизод, испанские приключения, жизнь на Кубе и пребывание на фронте — он писал о том, что видел и прочувствовал сам.

Слева направо: голландский режиссер Йорис Ивенс, американский писатель Эрнест Хемингуэй, Арнольд Фридрих Вьет фон Гольссенау. Начало 1937 года.

Свой первый рассказ Эрни написал в 1908 году. Вот несколько строк из него: «Меня зовут Эрнест Миллер Хемингуэй. Я родился 21 июля 1899 года. Мои любимые писатели О’Генри и Стюарт Эдвард Уайт. Мои любимые цветы — орхидея-туфелька и тигровая лилия. Мои любимые виды спорта — рыбная ловля, ходьба пешком, стрельба, американский футбол и бокс. Мои любимые предметы — английский, зоология и химия. Я собираюсь путешествовать и писать книги». Скажите, много ли мы знаем людей, которые осуществили планы, написанные в 9-летнем возрасте? Эрнест Хемингуэй их осуществил. Во-первых, он много путешествовал. Во-вторых, стал выдающимся писателем.

Маленький Эрни в центре со своими родителями, братом и сестрой

Несмотря на довольно жесткий и категоричный характер матери Грейс, Эрнест отказывается посвятить себя музыке. Он расстается с ненавистной ему виолончелью и увлекается с подачи своего отца Кларенс Эдмонда охотой и рыбалкой. Между тем отец мечтает, чтобы его сын продолжил его дело и стал врачом. Тогда, в начале 20-го века, это означало уже если не принадлежность к элите, то к респектабельной части общества. Но Эрнест твердо решил писать книги.

Эрнест по окончании школы

Учась в частной школе, Эрни делает первые репортерские шаги. Он отказывается от дальнейшего образования в пользу репортерской работы в провинции. А потом США вступили в Первую мировую войну, и вместе с ними, хотя и не с первой попытки, в нее вступил Хемингуэй. Из-за слабых глаз его долго не брали на фронт. Но он сумел устроиться в Красный Крест шофером и очутился в Италии. Так началась его, как он выражался, настоящая жизнь.

«Я был дураком, я думал, что мы спортивная команда, а австрийцы – другая команда, участвующая в состязании». Чтобы не проиграть всю войну в карты, Эрни стал возить еду для солдат прямо в окопы. И однажды, когда он выносил раненного, рядом взорвалась мина. «Я умер, я почувствовал, как моя душа вылетела из моего тела, как это бывает, когда вытаскиваешь из кармана шелковый платочек. Она полетала и вернулась на место, и я уже был жив». В госпитале у него насчитали 227 ран, из него извлекли 26 осколков. Нога его превратилась в кровавое месиво. Ее хотели ампутировать, но он наотрез отказался. Тогда в Милане ему поставили железную чашечку, и он стал ходить. Это была настоящая битва со смертью. Он корчился от боли, но не давал себе засыпать до рассвета, боясь, что душа покинет его именно ночью. Чтобы дотянуть до утра, он вспоминал детство, рыбалку и охоту с отцом. Потом читал «Отче наш», «Богородицу» за себя и всех знакомых. В Италии он стал католиком. Католичкой была медсестра, которая вернула его к жизни, подарила ему первую любовь и вдохновила на создание романа «Прощай оружие!».

В Милане в 1918 году

Пилотка медбрата Эрнеста Хемингуэя

После ранения последовала скучная жизнь на огромную военную пенсию. Возвращение к журналистской работе, приезд в Париж — город настолько дешевый для того, у кого есть доллары, чтобы жить в нем безбедно. В Париже он встречается с Джоном Дос Пассосом, Гертрудой Стайн, Эзром Паундом, Джеймсом Джойсом, Фицджеральдом, то есть с теми, кто создавал новую литературу первой половины XX века. Помимо всего прочего, они убедили Хемингуэя не бросать письменный стол. О парижском периоде его жизни многое известно благодаря его автобиографической книге «Праздник, который всегда с тобой». Живя в Париже, он прекратил заниматься журналистикой, чтобы полностью посвятить себя писательскому делу. Первые, тепло принятые рассказы и, наконец, роман «Фиеста. И восходит солнце», вышедший в 1926 году, сразу поставили Хемингуэя в один ряд с его старшими товарищами.

Суперобложка первого издания романа «Фиеста. И восходит солнце» на английском языке. 1926 г.

Одно из переизданий романа

Через три года был опубликован роман «Прощай, оружие!» — произведение о том самом потерянном поколении. Здесь есть любовная линия, истории храбрости и минуты беззаботного веселья. Но они лишь слегка разбавляют основную тему — кошмары войны и её последствия. Хемингуэй отмахнулся от патриотических призывов и героических картин. Он показал молодых солдат теми, кем они становились на поле боя — пушечным мясом, цифрой в статистике.

Первое издание романа «Прощай оружие!» 1929 г.

Одно из современных изданий романа

Война для Хемингуэя никогда не была абстракцией: солдат Первой мировой и военный корреспондент в Испании, он вновь взялся за оружие, когда настало время бить нацистов. Сперва писатель гонялся на своем катере за немецкими подлодками по карибским водам, а после и вовсе принял участие в освобождении Парижа во главе полулегального французского партизанского отряда. Любя в войне риск, которого ему не хватало всю жизнь, Хемингуэй при этом умудрился стать одним из главных писателей-пацифистов столетия, безусловным критиком любого государственного насилия. И если в «Прощай, оружие!» осуждалась Первая мировая война, действительно, как образцово-бессмысленная, то в романе «По ком звонит колокол» пришло время для более серьезных обобщений.

Первое издание романа «По ком звонит колокол». 1940 г.

Современное переиздание романа

Роман был опубликован в 1940 году, сразу после завершения гражданской войны в Испании. Эпиграф к данному произведению Хемингуэй нашел у знаменитого поэта, настоятеля Собора святого Павла в Лондоне Джона Донна. Они сразу превращают книгу в реквием. А реквием – это день гнева, апокалипсис и размышление о том, кто спасется в Страшный день суда. Получается, Эрнест Хемингуэй, словно искал ответ на вопрос Христа «Сын человеческий придя, найдет ли веру на Земле?».

Дом писателя на Кубе, в котором он проживал с женой Мэри Уэлш

К сорока годам Хемингуэй, опубликовав практически весь корпус своих главных текстов и много на этом заработав, произведения экранизировались много раз, и далее весь отдается охоте, обычной и морской. В 1949 году Эрнест переехал в солнечную Кубу, где продолжил заниматься литературой. 1 сентября 1952 года в журнале Life была впервые опубликована повесть-притча «Старик и море». История рассказывает о старом кубинском рыбаке Сантьяго. Герой на протяжении трёх месяцев остаётся без улова, а затем цепляет на крючок огромного марлина, который не собирается лишаться жизни без боя. Два достойных противника схлестнулись в открытом море. Для каждого проигрыш означает смерть.

В этой повести писатель поднимает тему силы воли человека. Главный герой, несмотря ни на что, пытается выжить. Старик Сантьяго борется со стихией и своими слабостями. Он переживает, что ему приходиться убить марлина. Однако, тем не менее, он вынужден убить живое существо, чтобы самому не умереть от голода.

Первая публикация повести «Старик и море» в сентябрьском номере журнала Life за 1952 г.

Успех повести был грандиозным: за два дня продали 5 318 655 экземпляров номера! Эта философско-религиозное произведение обессмертило его имя как классика мировой литературы. В 1954 году Хемингуэю присудили Нобелевскую премию по литературе «за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море».

Судьба постоянно испытывала Эрнеста на стойкость: он пережил пять аварий и семь катастроф, лечился от ушибов, переломов и сотрясения мозга. Также Хемингуэй успел переболеть сибирской язвой, раком кожи и малярией. К концу жизни у писателя развилась депрессия. После неудачных попыток лечения электросудорожной терапией у него пропал писательский дар. Часами он сидел за пустым листом и ничего не мог вспомнить. Великий прозаик двадцатого столетия не раз говорил: «Писать для меня больше, чем есть и пить».

Одна из последних фотографий Хемингуэя

Хемингуэй и жил так, как и умер – неистово и жестоко. Эрнест превозносил мужество. Всю жизнь он воспитывал это качество, развивал его в себе и других людях, которых многому научил. И его бесстрашие никогда не покидало его. То, что в конечном итоге его подвело, было его телом.

В то роковое утро 2 июля 1961 года Эрнеста Хемингуэя совершил свой последний поступок в своей жизни – в последний раз зарядил двуствольный «ричардсон» 12 калибра. Не было ни одного свидетеля его смерти. Жена Мэри Уэлш, отвечая на вопросы корреспондентов, уверяла, что это несчастный случай.

До сих пор многочисленные поклонники приносят тигровые лилии и орхидеи на могилу писателя в штате Айдахо, которые так любил этот мужественный человек. Произведения Эрнеста Хемингуэя читают во всем мире, и отчасти из-за того, что его литературное творчество было связано с нежностью и человечностью, смертью и жестокостью, комичностью и правдой. По существу, все, что он написал, было биографией его поколения.

Источники:

Нет комментариев. Ваш будет первым!