Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Давайте Пушкина читать

Давайте Пушкина читать

«О, Пушкин!

Над его строкою

Задумавшись в который раз,

Вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз!»

Д. Кугультинов

Ежегодно 6 июня, в честь рождения великого поэта, в России отмечается Пушкинский день, известный также как День русского языка. Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик русской литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных деятелей первой трети ХIХ века. 

Сегодня наш рассказ посвящен драматическим произведениям А. С. Пушкина, которые до сих пор ставят на сценах театра, снимают фильмы.

Без истории не существует настоящего. Мы наследуем то, что оставили нам великие предшественники. Наш духовный мир и культурные запросы во многом сформированы русскими классиками. В ХVIII – ХIХ веках театр был единственным видом искусства, влиявшим на умы и сердца тысяч людей. И не было ни одного великого писателя в России, который не отдал бы театру хотя бы частичку своего таланта. Русский драматический театр стал мощным фактором культурной жизни, завоевал любовь и снискал признательность народа. Долгие годы он был единственным общественным искусством, собиравшим тысячи людей для душевного разговора, совместного обдумывания вопросов жизни. Он стал трибуной передовых идей, кафедрой добра и сострадательности.

А. С. Пушкин был и великим драматургом, и теоретиком театрального искусства. Всю жизнь он интересовался театром: еще в детстве маленький Саша сочинял небольшие комедии на французском языке и разыгрывал перед сестрой. Учась в Лицее, он работал над двумя пьесами – «Философ» и «Так водится в свете». Но эти ранние опыты до нас не дошли. Сохранились лишь наброски неосуществленных театральных замыслов 1820 – 1830 годов: планы и отрывки исторической трагедии о народном восстании в Новгороде в Х веке, а также антикрепостнической комедии, три отрывка бытовых комедий из современной жизни, отрывки и планы трёх социально-исторических драм на темы западноевропейского Средневековья.

Клим Ли «Пушкин А. С.». 2004

Интерес Пушкина к театру отражал не только его личные пристрастия и увлечения, он имел характер исторический. Театр давал основу для публичных критических выступлений поэта. Александр Сергеевич отказывается идти в русле той драматургии, которая занимает видное место в литературе 1820-х годов. Он очень точно чувствует природу театра, предвидит его новое будущее. Для Пушкина оно связано с новой правдой. Поэт первый в русской критике формирует мысль о том, что в искусстве правда – это не что иное, как тождество с реальной жизнью. Он всегда высоко ценил классиков французской драматургии Расина и Корнеля, но много выше их ставил Шекспира, у которого, по Пушкину, нельзя отнять «достоинства большой народности».

Первым законченным драматическим произведением поэта была трагедия «Борис Годунов», написанная в 1825 году, незадолго до восстания декабристов. В этой пьесе показан начальный период Смутного времени – грандиозного народного восстания, потрясавшего Московское государство в течении десяти лет – с 1603 по 1612 год. Сочиняя «Бориса Годунова», поэт пользовался материалами только что вышедших томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Царство Бориса Годунова погибло в результате мощного народного движения, которое поддержало авантюриста-самозванца. Новаторство Пушкина сказалось не только в описании политической ситуации, связанной с судьбой царя Бориса, но и в том, что он впервые в русской драматургии вводит в драму элементы психологического реализма. Новаторством Пушкина как драматурга было и объемное изображение не только главного героя – Бориса, но и его антипода, его врага – самозванца. Свержение династии Годуновых и победа самозванца были решены не интригами бояр, ненавидевших Бориса, не участием польских отрядов, не успехами или неудачами тех или иных полководцев, а мнением народным, настроением толпы, стихийно поднявшейся на своего угнетателя – царя Бориса. Свою задачу Пушкин видел не в том, чтобы использовать исторический материал для создания волнующей, интересной драматической ситуации, а в том, чтобы точно и верно воспроизвести подлинную историческую действительность, «облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории». Напечатана трагедия «Борис Годунов» была только в конце 1830 году, но многие сцены были переписаны или удалены по настоянию цензуры. В театре постановку драмы тоже запретили. Впервые она была поставлена на сцене только в 1870 году. На основе трагедии Пушкина М. Мусоргским была написана одноименная опера «Борис Годунов», которую композитор назвал народной музыкальной драмой, ставшей новым словом в истории русской и мировой музыкальной культуры.

В 1825 году после написания «Бориса Годунова», поэт обдумывает сюжеты «маленьких трагедий». Это психологические этюды с резко обострёнными отношениями между героями. В каждом из них рассматривается какая-либо одна человеческая черта – зависть, скупость, любовная страсть, бесстрашие.

Основная тема «Скупого рыцаря», как и всех «маленьких трагедий», — психологическая: анализ человеческой души, человеческих страстей. Скупость – страсть к собиранию, накоплению денег и болезненное нежелание истратить из них хоть один грош – показана Пушкиным и в её разрушительном действии на психику человека-скупца, и в её влиянии на семейные отношения, трагически искажаемые, извращаемые ею. Скупость, любовь к деньгам в сознании рыцаря, барона – низкая, позорная страсть. Ростовщичество как средство накопления – позорное занятие. Он убежден, что отказывает себе во всём необходимом, держит в нищете своего единственного сына, — всё для того, чтобы осознать свою громадную власть над миром…

…Что не подвластно мне? как некий демон

Отселе править миром я могу;

Лишь захочу — воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою;

И музы дань свою мне принесут,

И вольный гений мне поработится,

И добродетель, и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды…

На свои несметные богатства он может купить всё: женскую любовь, добродетель, бессонный труд. Может выстроить дворцы, безнаказанно чужими руками совершить любые злодейства. Но эта власть скупого рыцаря существует для него только в мечтах. На самом деле это всё самообман старого барона. Он не царь, не владыка своих денег, а раб. Прав его сын Альбер, который говорит об отношении отца к деньгам:

… О! мой отец не слуг и не друзей

В них видит, а господ; и сам им служит.

И как же служит? как алжирский раб,

Как пес цепной. В нетопленной конуре

Живет, пьет воду, ест сухие корки,

Всю ночь не спит, все бегает да лает.

А золото спокойно в сундуках

Лежит себе…

Иллюстрация к трагедии «Скупой рыцарь»

Правильность этой характеристики подтверждается и мучениями барона при мысли о судьбе накопленных им сокровищ после смерти. Для барона его сын и наследник его богатства – главный враг. Он знает, что Альбер после его смерти разрушит дело всей его жизни, расточит, растратит всё собранное им. Он ненавидит своего сына и желает ему смерти. Альбер изображен в пьесе храбрым, сильным и добродушным молодым человеком. Но скупость барона совершенно искажает и его характер. Он, не скрывая, также ждет кончины своего родного отца.

Страсть барона к деньгам, разрушающая нормальные отношения с людьми и даже с родным сыном, показана Пушкиным как явление, обусловленное исторически. Действие пьесы отнесено к эпохе разложения феодализма. В эту эпоху и в России всё более и более в систему крепостнического уклада вторгались буржуазные элементы быта. Понимание того, что трагическая скупость барона и созданная ею ситуация – не случайное, индивидуальное явление, а характерное для всей эпохи, звучит в словах молодого герцога:

Что видел я? что было предо мною?

Сын принял вызов старого отца!

В какие дни надел я на себя

Цепь герцогов!..

…Ужасный век, ужасные сердца!

В 1831 году в альманахе «Северные цветы» была напечатана трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери». Главной темой драматического произведения является зависть как страсть, способная довести охваченного ею человека до страшного преступления. В основе сюжета – широко распространенные в то время слухи, будто знаменитый венский композитор Сальери отравил из зависти Гениального Моцарта.

Иллюстрация к трагедии «Моцарт и Сальери»

Сальери создаёт себе образ легкомысленного, не уважающего искусство человека, и это представление оправдывает в его глазах ненависть и зависть к Моцарту. Своё желание убить Вольфганга он рассматривает как долг перед искусством. Только в монологе в конце первой сцены Сальери нечаянно, сам того не замечая, высказывает подлинную причину своей ненависти к Моцарту – это грубая, материальная и профессиональная зависть.

… А ныне — сам скажу — я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую. — О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений — не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!..

Моцарт искренне считает Сальери своим другом, но в то же время прекрасно чувствует, что это его злейший враг, что ему грозит от него гибель. Вот почему он пишет похоронную музыку – «Реквием». Моцарт прав — «гений и злодейство — две вещи несовместные». Следовательно, Сальери не гений, призванный восстановить нарушенную небом «правоту», а просто низкий завистник, и убийство друга не совершение «тяжкого долга», а страшное преступление перед человечеством и искусством.

«Каменный гость», как и другие «маленькие трагедии», был закончен в Болдинскую осень 1830 года. Но при жизни Пушкина напечатан не был. Пьеса посвящена анализу страсти; здесь это – любовная страсть, вернее, судьба человека, сделавшего удовлетворение любовной страсти главным содержанием своей жизни. Дон Гуан показан как искренний, беззаветно увлекающийся, решительный, смелый и к тому же поэтически одаренный человек. Его чувства к женщинам – не отношение холодного развратника, профессионального обольстителя, а всегда искреннее, горячее увлечение. Дона Анна – последняя настоящая любовь Дон Гуана. Увлёкшись ею с первого взгляда, он в конце концов убеждается, что это глубокое чувство.

…Если б

Я прежде вас узнал, с каким восторгом

Мой сан, мои богатства, всё бы отдал,

Всё за единый благосклонный взгляд;

Я был бы раб священной вашей воли,

Все ваши прихоти я б изучал,

Чтоб их предупреждать; чтоб ваша жизнь

Была одним волшебством беспрерывным…

… Милое созданье!

Я всем готов удар мой искупить,

У ног твоих жду только приказанья,

Вели — умру; вели — дышать я буду

Лишь для тебя…

Но соединение его с любимой женщиной невозможно. Образ Доны Анны развёрнут с необыкновенной тонкостью, глубиной и богатством оттенков. В ней благочестие сочетается с лукавым кокетством, скромность с горячей страстностью, наивность и неопытность с живой насмешливостью.

Образ ожившей статуи Командора – это неумолимая, непреклонная судьба, которая губит Дон Гуана в момент, когда он близок к счастью. Смысл образа статуи – символ всего прошлого героя, всей его легкомысленной жизни, всего совершенного им зла, которое тяготеет на его «усталой совести»: горе покинутых женщин, обида обманутых мужей, кровь убитых на поединках противников.

Источником трагедии «Пир во время чумы» стала драматическая поэма английского поэта Джона Вильсона «Город чумы». В ней изображается лондонская чума 1666 года. Среди множества персонажей пьесы выделяются двое – священник и Магдалена, носители главной идеи Вильсона. Полные веры в бога и смирения, они религиозным чувством преодолели страх смерти и самоотверженно служат людям, а если умирают, то смерть их спокойна и радостна. Тема зачумлённого города была особенно близка Пушкину осенью 1830 года, когда в нескольких губерниях свирепствовала холера. А вот религиозная идея драматической поэмы английского поэта была глубоко чужда Александру Сергеевичу. Но он сумел выбрать из этой пьесы небольшой отрывок, который с очень небольшими изменениями оказался в состоянии выразить его собственные мысли. Пушкин изображает в «Пире во время чумы», как и в остальных «маленьких трагедиях», человеческую душу в её крайнем напряжении. В пьесе показаны три пути преодоления этого страха смерти.

Первый – религиозный путь – воплощен в образе священника, явившегося на «безбожный» пир, чтобы уговорить пирующих разойтись по домам и вернуться к вере в Бога и смирению перед его неисповедимой волей.

Второй путь избрали пирующие: они стараются забыться в вине, в любви, в весёлых шутках, заглушить в себе страх, отвлечься от мыслей о смерти.

По третьему пути идёт председатель пира Вальсингам. Он не хочет отворачиваться от опасности. Он смотрит ей прямо в глаза – и побеждает страх перед гибелью силой человеческого духа. Вальсингам создаёт гимн в честь чумы, потому что чума и связанное с ней сознание неотвратимости смерти дают возможность смельчаку измерить глубину своего духа, показать несокрушимую человеческую силу.

… но спою вам гимн

Я в честь чумы, — я написал его

Прошедшей ночью, как расстались мы.

Мне странная нашла охота к рифмам

Впервые в жизни! Слушайте ж меня:

Охриплый голос мой приличен песне….

… Итак, — хвала тебе, Чума,

Нам не страшна могилы тьма,

Нас не смутит твое призванье!

Бокалы пеним дружно мы

И девы-розы пьем дыханье, —

Быть может… полное Чумы!..

В «маленьких трагедиях» — «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы» — Пушкин выступил глубоким знатоком человеческих страстей, поэтом острых конфликтов и тонким психологом.

В 1825 году А. С. Пушкин начал писать «Русалку», но так и не окончил ее. Пьеса была опубликована уже после смерти поэта. Приближаясь по типу к «маленьким трагедиям», она отличается от них русским народным характером. Народность «Русалки» обнаруживается и в сюжете, и в образе персонажей, и в богатых эпизодах драмы, и в языке. Народность драмы усиливается введением в неё подлинного свадебного обряда с его песнями и ритуалом. В 1835 году Пушкин начал писать драму «Сцены из рыцарских времён». Но и она осталась неоконченной. Заглавие было дано редакцией журнала. Поэт в художественных образах и символах показывает произошедший в конце Средних веков переворот, разрушивший господство феодалов и подготовивший подъём буржуазии. Образы драмы отличаются резкой социальной типичностью.

А. В. Ванециан «А. С. Пушкин в Болдине».

Александр Сергеевич писал свои драмы именно как сценические произведения. Театр же своими средствами – декорациями, музыкой, актёрской игрой – дополняет то, что в ином виде литературы потребовало бы описательных моментов. Драматические произведения великого гения не потеряли актуальности и сегодня, ведь характеры, которые отобразил в них Пушкин, будут жить в людях вечно.

Источники:

Гукасова А. Г. Болдинский период в творчестве А. С. Пушкина. – М.: «Просвещение», 1973. – 304 с.

Устюжанин Д. Маленькие трагедии А. С. Пушкина. – М.: «Художественная литература», 1974. – 96 с.

Красухин Г. г. Четыре пушкинских шедевра. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 126 с.

Городецкий Б. П. Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов». – Л.: Изд. «Просвещение», 1969. -183 с.

https://www.calend.ru/holidays/0/0/52/

https://multiurok.ru/blog/6-iiunia-pushkinskii-den-rossii-i-den-russkogo-iazyka.html

Источники изображений:

https://afisha7.ru/sankt-peterbyrg/teatr/50099ya

https://natlibraryrm.ru/книги-юбиляры-трагедии-а-с-пушкина/

https://irecommend.ru/content/skupoi-rytsar-pushkin-aleksandr-sergeevich

https://ruskino.ru/mov/751/gallery

https://knigapolis.ru/?menu=show_book&book=6234765

https://ussur.net/events/28/

https://nizhnij-tagil.basicdecor.ru/kartina-illyustracii-pushkinu-malenkie-tragedii-685-yuriy-chistyakov/

https://chel.kassy.ru/shows/teatr/2-846/

https://aria-art.ru/0/P/Pushkin%20A/1.html

https://vsememy.ru/kartinki/262181 — заглавное изображение

1559
Нет комментариев. Ваш будет первым!