Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

«Я всегда только Русью и жил…»

«Я всегда только Русью и жил…»

Виктор Михайлович Васнецов - замечательный русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. В 2023 году ему исполняется 175 лет со дня рождения. В. М. Васнецов – поистине национальный художник, потому что, обратившись к самобытной культуре русского народа, он сумел передать его смысл и чувства, народную душу.

Виктор Михайлович Васнецов принадлежит к числу тех художников, чьи произведения с раннего детства входят в нашу жизнь, вводят нас в мир своей поэзии, своих образов. Его творческий путь начался в 1870-х годах, когда вступали в жизнь его знаменитые современники и ровесники – И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, когда русская публика с восторгом следила за успехами молодого реалистического искусства, активно посещала выставки Товарищества передвижных художественных выставок. Это был период высокого общественного подъема.

С. Сиденко. Виктор Михайлович Васнецов. 2017

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье сельского священника. Отец, Михаил Васильевич, широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Детские годы художника прошли в селе Рябово Вятской губернии – край суровой северной природы. Здесь, в глуши вятских лесов зародилась его страстная привязанность к народной сказке и эпосу, а своеобразное искусство вятских умельцев – резчиков по дереву, мастеров глиняной расписной игрушки, лубочных картинок – пробудило интерес к народному творчеству.

Первоначальное образование Виктор Михайлович получил в духовном училище, а затем в Вятской духовной семинарии. Здесь он брал уроки у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышова, с увлечением рисовал с литографий и гипсов в вятском музее, делал зарисовки с натуры, помогал художнику Э. Андриолли в росписи только что отстроенного вятского собора. В 1866 – 1867 годах он выполнил 75 иллюстраций к «Собранию русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. В них будущий художник просто и точно отобразил черты Вятского края, зарисовывал с натуры жанровые сцены – главным образом из жизни крестьян и бедноты. На предпоследнем курсе семинарии юноша твердо решил избрать профессию художника.

Виктор Михайлович Васнецов в молодости

В 1867 году Васнецов приезжает в Петербург и через год становится студентом Петербургской Академии художеств, оказывается в центре бурной жизни молодых художников. Здесь завязалась у него большая дружба с И. Е. Репиным и М. М. Антокольским. В то же время состоялось знакомство с именитыми художниками нового русского искусства – И. Н. Крамским и В. В. Стасовым. По воспоминаниям современников, Васнецов увлекался чтением народных былин, интерес к которым особенно оживился в русских литературных кругах в 1860 – начале 1870-х годов. Уже тогда было замечено, что фольклорные образы и темы увлекали художника больше, чем кого-либо из его друзей. В эти годы Васнецову приходится самому заботиться о своем материальном положении. Он давал уроки и сотрудничал в качестве художника в журналах, иллюстрировал книги. В эти годы юноша выполнил около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке» и «Солдатской азбуке» Н. П. Столпянского, к «Русской азбуке для детей» В. И. Водовозова, к сказкам «Конёк-Горбунок», «Жар-птица».

В 1873 году Васнецов впервые серьезно пробует свои силы в живописи. В 1874 году им написаны жанровые картины «Нищие-певцы» и «Чаепитие в трактире». Глубокое знание жизни простонародья помогло художнику создать целую серию правдивых образов бурлаков, крестьян, бывших солдат, дворников, тряпичников, дьячков, мелких чиновников, бедных детишек, показать трудности их будничной жизни, скромный быт, мир несложных интересов, страстей и привычек. Полотна проникнуты любовью, сочувствием ко всем этим обездоленным. Вместе с тем работы художника рисуют тупость черствых и бездушных ростовщиков, купцов, монахов, сборщиков податей, приставов.

«Нищие певцы» 1874

«Чаепитие в трактире» 1874

 В 1876 году на передвижную выставку В. М. Васнецов дал картины «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру», на долю которой выпал особый успех. На картине изображены несчастные одинокие старики, бредущие через замерзшую Неву в поисках дешевой квартиры с единственным дорогим им существом – мопсом, столь же старым и жалким. Небольшие узелки в руках составляют всё их имущество. Жизненная выразительность фигур, искренность сочувствия художника к обездоленным, «униженным и оскорблённым» определяют достоинства этой картины, приобретенной с VII выставки Товарищества передвижников П. М. Третьяковым для своей уже тогда знаменитой галереи.

«С квартиру на квартиру» 1876


«Книжная лавочка» 1876

Несмотря на успех у публики и на одобрение друзей и критики, занятия жанровой живописью не приносили Васнецову полного удовлетворения. Весной 1876 года Виктор Михайлович поехал в Париж, куда его давно звал И. Е. Репин. Во Франции он активно посещал музеи, знакомился с западноевропейским искусством, пристально наблюдал жизнь французского народа. Знакомство с художественной атмосферой Парижа, товарищеские беседы о задачах и путях развития русского искусства – все это укрепляло его в стремлении к эпически-былинным темам. Он был полон новых идей и художественных замыслов. Вернувшись из Парижа, Васнецов в 1878 году принимает решение переехать в Москву. Здесь он всё свободное время знакомился с архитектурными памятниками, искусством и бытом Первопрестольной, посещал монастыри, сельские ярмарки, народные гулянья. В Москве у Васнецова, по его словам, «происходит решительный и сознательный переход из жанра». «Я всегда, — вспоминал художник, — только Русью и жил. Как я стал из жанриста историком на несколько фантастический лад – на это ответить точно не сумею. Знаю только, что во времена самого яркого увлечения жанром, в академические времена, в Петербурге меня не покидали неясные исторические и сказочные грёзы».

Первое серьезное воплощение эти «исторических грёз» — большое полотно «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880). Заимствуя сюжет из знаменитого литературного памятника Древней Руси – «Слово о полку Игореве», Васнецов старался воссоздать на холсте дух и поэзию «Слова». В центре внимания живописца – юноша княжич и русский воин-богатырь. Эти образы являются основными носителями героической идеи картины, и их сознательно поэтизирует художник, подчеркивая нарядность одежд, величественность поз, красоту лиц, не обезображенных смертью. Иначе изображены враги-половцы: их тела искривлены, позы некрасивы. На картине художник изобразил больше русичей, чем половцев, и это не случайно. Битва, которую изобразил художник, закончилась победой половцев. Несмотря на тяжелый эпизод, изображенный на картине, полотно не производит удручающего впечатления. Напротив, картина внушает гордость и оптимизм за прошлое родной страны.

«После побоища Игоря Святославовича с половцами» 1880

Успех и новизна картины «После побоища» обеспечили Васнецову положение одного из ведущих художников России. Картина была приобретена П. М. Третьяковым, с тех пор не перестававшим следить за каждым творческим шагом художника. В. М. Васнецов теперь в своем творчестве обращается почти исключительно к русской народной сказке, к богатырскому эпосу, к русской народной песне и родной истории. В этом сказочно-былинном жанре он и находит свое истинное призвание.

Жизнь В Москве складывалась для Васнецова счастливо. Здесь он нашел добрых друзей, сумевших понять его искания. Близко сошелся с П. М. Третьяковым, часто бывая в его доме и принимая участие в устраиваемых там музыкальных вечерах. Но особенно важную роль в его жизни сыграло семейство Саввы Ивановича Мамонтова, известного русского мецената. Летом Мамонтовы уезжали в подмосковное имение Абрамцево. Сюда же приезжали и художники, объединившиеся в своеобразное содружество – Абрамцевский кружок, сыгравший важную роль в жизни Васнецова. В мамонтовском кружке Виктор Михайлович с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры. Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, Мамонтов заказал художнику для кабинета правления три полотна. Их темами стало далекое прошлое края. Это картины «Битва скифов со славянами» (1879), «Ковер-самолёт» (1880) и «Три царевны подземного царства» (1884).

В это же время Васнецов работает над одним из самых поэтичных своих полотен: над картиной «Алёнушка». Вот как о создании своей картины говорит сам автор: «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё». «Алёнушка» глубоко национальна. Она, как народная песня, близка, понятна и дорога зрителю. В поэтическом образе Алёнушки художник передает сердечное участие народа к сиротской судьбе и детскому несчастью. Это одно из лучших произведений русского искусства. По заказу Мамонтова создана картина «Иван-царевич на сером волке». На картине воспроизведен эпизод из «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», изложенной А. Н. Афанасьевым по тексту, восходящему к лубочному изданию ХVIII века. Стремясь открыть зрителю красоту и возвышенность мира народной фантазии, передать народные представления о красоте и счастье, Васнецов использовал символическое значение образов народной поэзии.

Работа над воплощением сюжетов русских народных сказок не прекращалась и в 1900 – 1926 годах: «Кащей бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Царевна-лягушка». Очень любил художник свою последнюю большую работу – трогательную картину-иллюстрацию к «Сказке о спящей царевне». Над этой картиной он работал вплоть до самой смерти.

«Спящая царевна» 1926

Обращение Васнецова к фольклору, поиски идеала национальной красоты неизбежно должны были привести художника к различным видам искусства. В 1880 году в мамонтовском содружестве родилась идея строительства в Абрамцеве церкви Во Имя Спаса Нерукотворного. Эта идея была с воодушевлением подхвачена Васнецовым. В поисках архитектурных форм будущего сооружения участники кружка побывали в древнерусских городах, они делали зарисовки, собирали предметы крестьянского быта и архитектурного декора крестьянских изб. В. М. Васнецов вместе с В. Д. Поленовым стал одним из авторов архитектурного проекта. Художник написал для иконостаса абрамцевской церкви образаﹶ́ Богоматери и Сергия Радонежского. Образцом для церкви в Абрамцеве послужили новгородские и псковские храмы ХII века. Незаурядные архитектурные способности проявились и в создании проекта фасада Третьяковской галереи и собственного дома с мастерской в Москве, в Троицком переулке.

На домашней сцене Мамонтовых в Москве постоянно ставились спектакли. В зимние каникулы 1881 – 1882 годов решили поставить «Снегурочку» по пьесе А. Н. Островского. Декорации и костюмы было поручено сделать Васнецову. Постановка была очень удачной. В 1885 – 1886 годах уже в Оперном театре Мамонтова в Москве поставили оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» — также в оформлении Виктора Михайловича. Сохранились прекрасные акварельные эскизы декораций и костюмов для этой постановки. Это были подлинные, словно из жизни взятые костюмы Берендея, его бояр, воинов и крестьян.

«Снегурочка» 1899

Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» 1885

Живой мир сказки создан был в изображении резных и расписных палат царя Берендея. Эта постановка «Снегурочки» открыла новую эру развития русского театрально-декоративного искусства, вышедшего в начале ХХ века на первое место в мире. Васнецов был разносторонне одаренной натурой. Он показал себя превосходным монументалистом-декоратором. В 1885 году он создал замечательный фриз «Каменный век» для Государственного исторического музея в Москве.

В 1880 году Васнецов приступает к росписям в киевском Владимирском соборе, над которыми работает более десяти лет. Для поисков необходимых материалов и изучения древнехристианского искусства, он отправился за границу. Возвратившись на родину, Виктор Михайлович на несколько лет поселился в Киеве. Он изучал фрески, мозаики старых русских храмов, альбомы византийских росписей. Среди церковных росписей художника наибольший интерес представляют образы древнерусских князей, причисленных к лику святых.

Эскиз-варианты для росписи Владимирского собора в Киеве: 

«Святой князь Александр Невский», «Летописец Нестор», «Княгиня Ольга».

Одной из значительных исторических картин Васнецова является полотно «Царь Иван Васильевич Грозный». Картина была написана вскоре после окончания работы во Владимирском соборе в Киеве. По словам художника, образ Ивана Грозного завладел им ещё в 1878 году, когда он переехал в Москву. Царь у Васнецова умный и коварный, грозный и мудрый. Величественная осанка, гордый разворот головы, суровый взгляд, лицо аскета, богатые одежды – всё говорит о том, что на полотне изображен вершитель истории и судеб человеческих. Художник опирался в своей характеристике царя на суждения о нем современников и на психологический портрет Ивана Грозного, созданного историком В. О. Ключевским. Картина «Иван Грозный» — крупное произведение Васнецова, монументальное по значимости и выразительности художественного образа.

«Царь Иван Васильевич Грозный» 1897

В 1882 году живописец обращается к сказочным и былинным образам богатырей – вечных символов народного духа, силы и ума. Так появляется картина «Витязь на распутье». Картина полна сказочности и таинственности, серьезного эпического величия, глубокого содержания. Главный герой поставлен перед выбором того пути, который суждено будет пройти от начала и до конца. Выбор жизненной дороги воина как бы символизирует избрание жизненных путей целого народа. Суровые испытания предстоят тем, кто пойдет честной, прямой, но трудной дорогой.

«Витязь на распутье» 1882

Выдающимся произведением Виктора Михайловича Васнецова является картина «Богатыри», замысел которой жил в сознании художника четверть века. Первый набросок относится к началу 1870-х годов, окончание – к 1898 году. В этой картине живописец воссоздал величественные, цельные характеры любимых на Руси богатырей – заступников народных, оберегающих границы своей Родины: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Живопись картины крепка и выразительна своей суровой простотой, краски соответствуют идейному замыслу. Не только композиция, но и каждая ее деталь продумана, прочувствована. Богатыри на выезде, богато и красиво одеты, их кони разубраны. А сколько в каждой детали красоты и вкуса, какое мастерство народных умельцев показывает автор, изображая отделку оружия, сбруи коня или украшения одежды. Отлично зная красочное народное декоративное искусство, он сумел показать в своих произведениях всю его красоту, богатство и разнообразие форм, национальное своеобразие. Картина Васнецова – это выражение мощи, высоких душевных качеств и патриотизма русского народа. «Богатыри» были блестящим завершением периода расцвета творчества художника.

«Богатыри» 1881 — 1898

Весной 1899 года в Петербургской академии художеств была организована персональная выставка В. М. Васнецова. На ней было представлено тридцать восемь живописных произведений. В последние годы ХIХ века имя Васнецова было окружено большим почетом и уважением. О художнике писали в отечественной и зарубежной прессе, он был избран членом нескольких академий, у него появились ученики и последователи.

Значение творчества В. М. Васнецова для русской культуры огромно. Ему в большей мере принадлежит заслуга пробуждения в среде русских художников интереса к народному и древнерусскому творчеству. Он одним из первых поднял на большую высоту русскую театрально-декорационную живопись. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Творческое наследие Васнецова – это неисчерпаемый родник мыслей, чувств, благородных и волнующих традиций. Изображая прошлое, художник черпает в нем уверенность в грядущем, зовет к этому светлому и радостному свой народ. Искусство Васнецова живо и сейчас. Основанное на подлинно народных представлениях о красоте и правде, оно пользуется неизменной любовью и признательностью своих зрителей.

Источники:

Мир на холсте. Энциклопедия живописи для детей. – М.: Белый город, 2011. – 296 с., ил.

Популярная история русской живописи. – М.: Вече, 2002. – 512 с., ил.

Громова Н. Ш. Художники. – М.: Эксмо, 2015. – 64 с., ил.

Долгополов И. Мастера и шедевры: В 6 т. Т. 4. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008. – 480 с., ил.

Кудрявцева Л. С. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы: Повесть. – М.: Детская литература, 1991. – 111 с., фотоил.

Иовлева Л. И.В. Васнецов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. – М.: «Изобразительное искусство», 1984. – 48 с., репродукции.

https://dzen.ru/a/YoFGxzhLJWxh-6hV

https://muzei.club/posle-poboishha-igorya-svyatoslavicha-s-polovczami

Источники изображений:

https://gallerix.ru/storeroom/2001718828/

https://s-s-v.com/velikie-russkie-hudozhniki/165-v-m-vasnecov-gusljar-russkoj-zhivopisi.html

https://vatikam.com/portfolios/14218?locale=ru

https://artchive.ru/viktorvasnetsov/works/p:5

https://radiant-kristal.livejournal.com/

https://obitel-minsk.ru/lutschije/2021/11/viktor-v... — заглавное изображение — В. Васнецов. Автопортрет

название статьи: В. М. Васнецов «Я всегда только Русью и жил…»

1822
Нет комментариев. Ваш будет первым!