Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Петр Кривоногов – художник Победы.

Петр Кривоногов – художник Победы.

За всеми памятными датами

Нам видится главнейшая одна:

Тот день, когда весною сорок пятого

Закончилась та страшная война.

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю человечества. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное, о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не даст померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против гитлеровских захватчиков.

Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. «Всё для фронта, всё для Победы!» — эти слова, провозглашенные 3 июля 1941 года И. В. Сталиным, стали девизом жизни людей в военные годы. Всё было подчинено единственной цели – победе в Великой Отечественной войне.

Сегодня наш рассказ посвящен лауреату Государственной премии, заслуженному деятелю искусств РСФСР, участнику Великой Отечественной войны, художнику Петру Александровичу Кривоногову. Он был одним из выдающихся мастеров батальной живописи.

Пётр Александрович Кривоногов

Петр Александрович родился в 1910 году в Удмуртии, в глухой деревне Киясово, в семье крестьянина Александра Кривоногова. Семья сильно бедствовала, жила впроголодь и 12-летнего мальчика вынуждены были отдать в батраки. Батрачество оставило в его душе болезненные воспоминания, и только стремление к рисованию, любовь к природе сглаживали всё печальное и жестокое, что пришлось ему испытать в раннем детстве. Когда Петру исполнилось четырнадцать лет, он пешком отправился в Москву искать правды и лучшей доли. Прошагал много. Но близ приволжского города Кинешмы беспризорного мальчугана задержали и определили в детский интернат. Жизнь в детском доме и учёба в семилетке имели большое значение в его жизни. Здесь он подготовил себя для поступления на рабфак искусств Ленинградской академии художеств. Петр Александрович считал Кинешму своей второй родиной, которую полюбил, которой посвятил немало своих произведений. Здесь он окончил среднюю школу и особенно преуспел в рисовании. Серьёзную роль в жизни будущего художника сыграл учитель рисования Сергей Николаевич Коковин, который поддержал любовь мальчика к изобразительному искусству. Учитель и ученик засиживались вместе после уроков, спорили, что и как будет лучше на рисунке. Учитель чувствовал впечатлительность талантливого подростка, успешно развивал в нем художественную технику. Именно он заметил пристрастие Петра к батальной тематике и руководил его увлечённой работой над иллюстрациями к повести А. Серафимовича «Железный поток», а впоследствии посоветовал получить художественное образование.

В 1930 году Пётр Кривоногов по путёвке Кинешемского отдела народного образования направляется в Ленинград, в Академию художеств. После окончания подготовительного рабфака, его зачисляют в мастерскую русского и советского живописца К. Ф. Юона. В те годы юношу увлекала героика и романтика Гражданской войны. Его дипломной работой стала картина «Поход Таманской армии в Гражданскую войну» по знаменитой книге А. Серафимовича.

Дипломная работа Петра Кривоногова  «Поход Таманской армии в Гражданскую войну»

Писал он под сильным влиянием картин о Первой конной армии, созданных М. Б. Грековым, основоположником советской батальной школы. Его картины определили творчество молодого художника. После окончания академии Петра Кривоногова призывают в Красную Армию. Службу он проходит в качестве рядового бойца в кавалерийской части под штабным командованием генерала Л. М. Доватора. Отсюда, наверное, и знание художником военного быта, и поражающая правдивость его будущих полотен.

Накануне Великой Отечественной войны П. А. Кривоногова взяли в студию имени выдающегося мастера русской советской живописи Митрофана Грекова. Представляла она студию военных художников – так что Пётр оказался в кругу сподвижников и единомышленников. В конце 1939 – начале 1940 года Кривоногов участвовал в Финской войне. В художественной студии он работает над эскизами диорамы «Прорыв линии Маннергейма», которые пишет не на литературном материале, а на личных впечатлениях, на доподлинных натурных рисунках и живописных эскизах. Художник старается воссоздать суровую, жестокую правду войны, подвиг советского солдата, который во всём последующим творчестве становится главным героем его произведений.

В Великую Отечественную войну Пётр Александрович делает рисунки для «Окон ТАСС», а в начале 1942 года направляется в армию генерала К. К. Рокоссовского, который напутствовал художников: «Надо, чтобы студийцы, ученики Грекова, с той же ясностью и глубиной, как это делал и он, показывали нашу народную армию. Тысячи её героев, творящих историю!..»

Каждая картина, каждый этюд, репортажный рисунок, написанные П. А. Кривоноговым, исполненные остро, ясно, выразительно, теперь стали историей Великой Отечественной войны, историей нашей страны в самую страшную, трагическую и легендарную её пору. Работу художника трудно переоценить. На выставке в Центральном доме Советской Армии, открытой 7 ноября 1942 года, Пётр Александрович представлял картины «В Волоколамске» — о казни советских патриотов гитлеровцами, «Зверство в Речицах» и «Рейд генерала Доватора под Москвой».

«Зверства в Речицах» (1942)

«В Волоколамске» (1942)

«Рейд генерала Доватора под Москвой» (1942)

В феврале 1944 года художник становится свидетелем одной из самых значительных операций Красной армии – Корсунь-Шевченковской – на Украине. Здесь была разбита и уничтожена крупная группировка фашистских войск. И в своей композиции «Корсунь-Шевченковское побоище» автор весьма впечатляюще показывает разбросанные на многие километры по заснеженному полю трупы врагов, груды искорёженного, разбитого, обгоревшего металла – то, что осталось от фашистских танков, самолётов, орудий, машин. Это было истинное побоище.

«Корсунь-Шевченковское побоище» (1944)

Известный художник В. Н. Яковлев писал о творчестве Петра Кривоногова: «Его картины написаны талантливо, широко, умно. Он великолепно и полноценно пользуется всеми изобразительными средствами, но, помимо живописной прелести, его картины задевают душу зрителя ещё и потому, что кистью художника водит ненависть к врагу и взволнованная любовь к родной Красной армии, к великой Родине-Матери».

Во время Великой Отечественной войны появляются многочисленные рисунки и графические работы П. А. Кривоногова, выполненные в боевых частях Красной армии. Пётр Александрович прошёл страшный и героический путь в действующих войсках – от Волоколамска до Берлина, создавая зарисовки и картины. За годы войны карандашом, углем, сангиной, акварелью Петр Александрович сделал более 300 рисунков. В них – летопись войны, сама история, много портретов простых солдат – рядовых победы. Но мечту о таком произведении, в котором ярко зазвучал бы гимн победы советского народа над фашизмом, он вынашивал долго. Ещё весной 1945 года, когда наши войска готовились к штурму Берлина, художник написал письмо в политуправление фронта: «Мне нужно быть в Берлине. Я должен двигаться с той частью, которая будет штурмовать столицу Германии. Хочу написать картину, которая рассказала бы о победном окончании войны».

Его просьбу удовлетворили. Пётр Кривоногов встретил победу в Берлине. Так вспоминал он этот день: «Рейхстаг ещё горит. На нём видны следы упорных боёв наших войск. Колонны выщерблены осколками и пулями. Широкая лестница завалена телами убитых, вывороченными каменными плитами, обломками штукатурки. Всюду – на ступеньках лестницы, на цоколях колонн, на высоких каменных парапетах – наши бойцы, запылённые, закопчённые пороховым дымом долгих боёв. Взметнулись в воздух руки бойцов с винтовками и автоматами, стальными касками и пилотками. Кое-где видны красные флажки. Все головы подняты, все глаза устремлены в одну точку, вверх, туда, где под куполом полощется на весеннем ветру красное знамя Победы. Под сводами здания раскатывается могучее русское «Ура!».

«Капитуляция фашистских войск в Берлине» (1946)

«Штурм Рейхстага» (1966)

«Я задумал создание картины, в которой должен звучать гимн Победы над фашистской армией… Я стремился с беспощадной правдой показать разбитого в собственном логове зверя, а в наших солдатах-победителях мне хотелось передать радость конца войны, скромных её тружеников, которые прошли великий путь от Волги до Берлина».

Истинным величественно-торжественным апофеозом творчества П. А. Кривоногова стала картина «Победа», созданная в 1948 году, его главное творение, знаменитое и выдающееся произведение в отечественном батальном искусстве. Картина стала своеобразным символом великой Победы над фашизмом. Её репродукции раньше можно было встретить в школьных учебниках, в художественных альбомах, наборах открыток, военно-мемуарных книгах. За эту картину П. А. Кривоногов был удостоен Государственной премии СССР.

«Победа» (1948)

И в послевоенное время большинство картин живописца посвящено прошедшей войне – её героическим и героико-трагическим страницам. Художник продолжал работать над изобразительной эпопеей о Великой Отечественной. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. В 1949 году он создаёт полотна «На Курской дуге» и «Советская конница в боях под Москвой».

«На Курской дуге» (1949)

«Советская конница в боях под Москвой» (1949)

«Поединок» (1964)

В 1951 году Пётр Кривоногов пишет грандиозную монументальную композицию «Защитники Брестской крепости». Это был реквием подвигу советских солдат, ставшему бессмертной легендой первого года войны. Картина обрела огромную популярность. Художник будет ещё не раз возвращаться к теме Брестской крепости, добавляя новые сюжеты, новое образное прочтение легендарного события. Многие сражения запечатлела кисть художника-баталиста Петра Александровича Кривоногова. Война по-новому определила смысл и назначение профессии художник-фронтовик.

«Защитники Брестской крепости» (1951)

«Комиссар крепости» (1967)

«Последний защитник Брестской крепости»

Прославленные картины Петра Кривоногова не только посвящены героической истории, но сами по себе история. Хотя они о прошлом нашей страны и нашего народа, они не ушли в бытие. Духовно-нравственное, патриотическое, возвышенно-национальное значение творчества П. А. Кривоногова возросло многократно и сейчас более важно, чем когда-либо. Его искусство периода Великой Отечественной войны несёт в себе жизненную правду истории и поэтому никогда не утратит своей волнующей силы, своего гражданского и патриотического воздействия. Имя художника навсегда вошло в героическую летопись Великой Отечественной войны. Его жизненный путь, его искусство учит юное поколение беззаветному служению Родине, которой он отдал всю свою жизнь.

Памятник П. А. Кривоногову. Киясово. 


Источники:

Популярная история русской живописи. – М.: Вече, 2002. – 512 с., илл.

Советская живопись 1917 – 1973. – М.: Советский художник. – 1976. – 197 с., илл.

На страже Родины. Альбом. – М.: Советский художник, 1977.

https://vk.com/wall-199734097_522

https://ok.ru/group52063707267231/topic/154095982190751

https://tramvaiiskusstv.ru/plakat/spisok-khudozhnikov/item/272-krivonogov-petr-aleksandrovich-1911-1967.html

источники изображений:

https://yavarda.ru/krivonogov.html

https://m.ok.ru/govoryatp/topic/131075847389292

https://autotravel.ru/otklik.php/11264

https://dzen.ru/a/YBwfLrQm93bA4Nu2

заглавное изображение: П. Кривоногов. Автопортрет.

2064
Нет комментариев. Ваш будет первым!