Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

"…О, я недаром в этом мире жил!.."

"…О, я недаром в этом мире жил!.."

«…Над головой твоей, далекий правнук мой,

Я в небо пролечу, как медленная птица,

Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,

Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

…О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потемок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил».

Николай Заболоцкий «Завещание». 1947

7 мая исполняется 120 лет со дня рождения поэта-философа, переводчика Николая Алексеевича Заболоцкого. Он является ярким представителем советской русской поэзии, со всеми ее образами, актуальными проблемами и бытом. Николай Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в творческую пору жизни уже после революции. В его биографии поражает удивительная преданность поэзии, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной концепции мироздания и мужественное преодоление барьеров, которые судьба воздвигала на его жизненном и творческом пути.

Н. А. Заболоцкий вырос в семье земского агронома, служившего на сельскохозяйственных фермах близ Казани. Детство и годы учения в Уржумском реальном училище прошли в селе Сернур. Из детства Заболоцкий вынес незабываемые впечатления от вятской природы, любовь к книгам и рано осознанное призвание посвятить свою жизнь поэзии. В училище его любимыми предметами были история, химия и рисование.

В 1920 году будущий поэт приехал в Москву и стал студентом историко-филологического факультета Московского университета. В столице Николай стремился не пропустить ни одного значимого события культурной жизни: посещал театры, кафе поэтов, Политехнический музей, бывал на выступлениях Маяковского и Есенина. В 1921 году он переехал в Петроград и поступил в Педагогический институт имени А. И. Герцена на отделение русского языка и литературы. Во время учебы он с увлечением читал Блока, Мандельштама, Ахматову, Гумилева, Есенина, но скоро понял, что его путь не совпадает с путем этих поэтов. Ближе его поискам оказались русские поэты ХVIII века, классики ХIХ, а из современников – Велимир Хлебников.

В 1926 году Заболоцкого призвали в армию, но через год он был демобилизован. Поэт начинает писать для детей, печатается в журналах «Еж», «Чиж», «Пионер». Однако детские стихи и рассказы Заболоцкого не стали заметным явлением в детской литературе. С 1927 года произведения поэта публикуются в сборниках Ленинградского Союза поэтов и в «Ленинградской правде».

Первая книга стихов Николая Заболоцкого вышла в Ленинграде в 1929 году и называлась «Столбцы». В ней начинающий автор заявил себя мастером гротесковой живописи, виртуозно владеющим стихотворной техникой. Основная тема его стихотворений 1926 – 1928 годов – зарисовки городской жизни, вобравшей в себя все контрасты и противоречия того времени. 1931 – 1933 годы были для поэта временем напряженной и плодотворной работы и неустанных творческих поисков. В этот период были написаны поэмы «Торжество земледелия», «Безумный волк», первый вариант лирической поэмы «Лодейников». Поэт изучает философию, естествознание, интересуется физикой, биологией, математикой. Эти знания находят живое отражение в его стихах.

«Когда полуночная птица

летала важно между трав,

крестьян задумчивые лица

открылись, бурю испытав.

Над миром горечи и бед

звенел пастушеский кларнет,

и пел петух, и утро было,

и славословил хор коров,

и над дубравой восходило

светило, полное даров.

Слава миру, мир земле,

меч владыкам и богатым!»

«Торжество земледелия». 1933

Тема природы и ее взаимоотношений с человеком становится преобладающей в творчестве Н. Заболоцкого 1930 – 1940-х годов. Из стихии, противостоящей человеку, несущей ему страдания, природа становится полем его деятельности, источником созидательной энергии.

«Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод…»

«Я воспитан природой суровой…». 1953

В художественном мире Заболоцкого мир природы и человека слит в единое целое. Поэт не только слышит природу, вглядывается в нее, примечает мельчайшие детали, но и включается в диалог с природой, видит красоту этой жизни, иногда незаметную для окружающих.

«В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обремененная работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, не очарованных людей.

И лишь когда за темной чащей леса

Вечерний луч таинственно блеснет,

Обыденности плотная завеса

С ее красот мгновенно упадет…»

«Вечер на Оке». 1957

В 1950-е годы на передний план в стихотворениях поэта выходит человек. Другой становится тональность его поэзии. Заболоцкий видит в окружающем мире и в человеческой душе не одни светлые стороны, от его взора не укрываются трагические моменты жизни, но он преисполнен веры в то, что доброе и светлое способно одолеть любые преграды. Красота, величие, бессмертие природы – это то настоящее, что заслуживает восхищения и даже поклонения. Ко всему, что его окружает, Заболоцкий применяет высокую меру истинности. Он не верит первым обманчивым впечатлениям, напряженно вглядывается в души людей. Ставшее знаменитым стихотворение «О красоте человеческих лиц» основано на уподоблении лица архитектурному сооружению. Как и здания, лица бывают пышными и скромными, распахнутыми и закрытыми.

«Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица — подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие — как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот».

«О красоте человеческих лиц». 1955


Истинная красота видится поэту в проявлениях «движения души», в выражении богатства внутреннего мира, в открытости и искренности в проявлении чувств. Самые красивые лица, по мнению поэта, — «подобья ликующих песен». Эта мысль ярко звучит в стихотворении «Некрасивая девочка».

«…Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье, —

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

«Некрасивая девочка». 1955

Н. А. Заболоцкий – это поэт мысли, прекрасно владеющий точным и зримым образом. Неторопливый, очень весомый, важный, даже торжественный тон его стиха свидетельствует о творческом освоении традиций Ф. И. Тютчева, Г. Р. Державина, Е. А. Баратынского. «Стихотворение подобно человеку – у него есть лицо, ум и сердце. Если человек не дикарь и не глупец, его лицо всегда более или менее спокойно. Так же спокойно должно быть и лицо стихотворения. Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все игралище ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя. Фамильярничать с ним не хочу, так как уважаю его», — писал Заболоцкий писателю А. К. Крутецкому, автору книги «Мои ленинградцы».

«Любопытно, забавно и тонко:

Стих, почти непохожий на стих.

Бормотанье сверчка и ребенка

В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи

Изощренность известная есть.

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды

Нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык».

«Читая стихи». 1948

Николай Заболоцкий был замечательным мастером художественного перевода. Он приобщил русского читателя к «Витязю в тигровой шкуре» Ш. Руставели, произведениям И. Чавчавадзе, Д. Гурамишвили, С. Чиковани – многих классических и современных поэтов Грузии того времени, переводил стихи поэтов Германии и Венгрии. Ему принадлежит стихотворное переложение «Слова о полку Игореве».

В последние годы жизни Н. А. Заболоцкий написал стихотворение «Гроза идет». В нем он размышляет о вечном обновлении природы, о бессмертии человека, который также является частью природы.

«…Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнем сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе все тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца!»

«Гроза идет». 1957

Некоторые стихи Заболоцкого были положены на музыку — эти песни теперь звучат с экранов: «Очарована, околдована», «Облетают последние маки». Стихи очень ёмкие, красивые, с глубоким философским смыслом легко запоминаются и помнятся всю жизнь. И пока эти стихотворения звучат, значит, поэт живет в книгах и душах людей.

«Ощущение высокого призвания было для Заболоцкого эталоном в жизни. Он был честен, потому что был поэтом. Он никогда не лгал, потому что был поэтом. Он никогда не предавал друзей, потому что был поэтом. Все нормы его существования, его поведения, его отношения к людям определялись тем, что, будучи поэтом, он не мог быть одновременно обманщиком, предателем, льстецом, карьеристом. Прекрасно понимая, что ложь и поэзия «две вещи несовместимые», он не писать то, чего не думал», — писал о поэте Вениамин Каверин.

В наше время поэзия Н. А. Заболоцкого широко издается, она переведена на многие иностранные языки, всесторонне и серьезно изучается литературоведами. Одно из последних стихотворений «Не позволяй душе лениться» обращено будто к нам, людям ХХI века.

«Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!»

«Не позволяй душе лениться». 1958

Источники:

Русские поэты ХХ века. Собрание биографий. – Челябинск: ООО Изд-во «Урал Л.Т.Д., 2001. – 422 с.

Заболоцкий Н. А. Столбцы и поэмы. Стихотворения. – М.: Художественная литература, 1989. – 352 с.

Ростовцева И. И. Мир Заболоцкого. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Издательство МГУ, 1999. – 104 с.

Воспоминания о Заболоцком: Сборник. – М.: Советский писатель, 1984. – 464 с.

https://chitai.kraslib.ru/ubil_univ.html?str=224

Источники изображений:

https://checker-photos.ru/фото-заболоцкого-николая-алексеевич/

https://buk-va.ru/category/poeziias?sort=b.price&direction=desc&page=25

https://www.biblkimry.ru/115-лет-со-дня-рождения-николая-алексеев/

https://www.livelib.ru/author/113807/series/work-nikolaj-zabolotskij

https://s30293250379.mirtesen.ru/blog/43860198593/-Zatselovana-okoldovana-ili-kak-rozhdayutsya-velikie-stihi?utm_referrer=mirtesen.ru – заглавное изображение

https://bookprose.ru/produce/nikolaj-zabolockij-poeticheskie-perevody-komplekt-iz-3-knig/

название статьи: стихотворение «Завещание».

2124
Нет комментариев. Ваш будет первым!