Памяти командора
В центре города стоит небольшой памятник. Очертания его лаконичны: утвержденная на небольшом цоколе двухметровая металлическая колонна, напоминающая орудийный ствол, завершается капителыо; абака, верхняя плита капители, увенчана цветком лотоса, в раскрытых лепестках которого покоится пушечное ядро. На четырех гранях металлического цоколя — обрамленные барельефные изображения лавровых венков с двумя скрещенными факелами. Памятник покоится на массивном основании из тесаного камня, к которому прикреплена чугунная плита с надписью «Основателю Петропавловска в 1740 г. мореплавателю Берингу».
Орудийный ствол и ядро, разделенные цветком лотоса, — символы мужества, устремленности и чистоты побуждений. Может быть, этот смысл вкладывал в свое творение неизвестный создатель памятника? Или же, как считают некоторые, «мы имеем дело с элементами чисто морской символики, и розетка цветка не что иное, как картушка компаса, поддерживающая земной шар, а четыре больших и четыре малых лепестка — это направления главных и промежуточных румбов. Несомненно лишь одно: строгий и лаконичный памятник несет дыхание эпохи, давшей России — среди многих — Петра I и Михаила Ломоносова, Феофана Прокоповича и Ивана Кирилова, Василия Татищева и Степана Крашенинникова. И блестящую плеяду землепроходцев и мореплавателей, свершивших Вторую Камчатскую экспедицию.
На заре XVIII столетия Петр I, одержимый идеей создания могучей морской державы, «прорубал» для сухопутной России не одно лишь европейское «окно». Его неустанная энергия постоянно обращалась и к восточным пределам государства, где грезились еще неведомые заокеанские земли и еще непознанные морские пути в Америку, Японию, Китай, Индию. В устремленности великого реформатора подспудно билась мысль, которую позднее еретической, но пророческой фразой выразит Ломоносов: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений Европейских в Азии и в Америке».
В жестоких битвах за выходы к манящим морским далям Балтики, Азова, Черноморья, Каспия утверждалась русская мысль о Великом Восточном океане.
Прологом к решительному прорыву в неведомые северные пространства Тихого океана явились Камчатские экспедиции Витуса Йонассена Беринга: Первая (1725- 1730) и Вторая (1732 — 1743).
Карта с маршрутами русских мореплавателей. 1773 год, гравёр Михаил Махаев
Витус Ионассен Беринг родился в г. Хорсенсе, окончил в Голландии Амстердамскую морскую школу, командовал крупными военными судами. Дважды плавал в Ост-Индию. В 1703 г. был приглашен на службу в Российский флот. Служил на Азовском, Балтийском флотах. Первая экспедиция в 1728 г. доказала, что Азия и Америка разделены проливом (впоследствии пролив будет назван Беринговым). Вторая Камчатская экспедиция формировалась по инициативе В. Й. Беринга. Правительственные и академические инструкции касались самых различных сторон изучения обширной территории, простершейся от Урала и до Тихого океана. Чтобы осознать грандиозность намеченных исследований и представить все трудности, которые пришлось преодолеть, достаточно выделить главные направления экспедиции:
1. Изучение Сибири.
2. Обследование северо-восточных берегов Азиатского материка.
3. Плавание к берегам западной Америки и Японии.
4. Отыскание Северного морского пути из Европы вокруг Азии и установлении через Тихий океан контактов России с владениями европейских государств.
5. Заведение торговых отношений с Японией.
6. Исследование Курил и Сахалина.
Несколько отрядов должны были обследовать побережье Северного Ледовитого океана в различных районах и определить, можно ли пройти северным путем от Архангельска до Камчатки. На Тихом океане намечалось: пройти от Камчатки до западных берегов Америки и исследовать их; найти пути к Японии: исследовать Курильские острова, побережье Охотского моря и Шантарский архипелаг. Помимо чисто географических задач ставились природоведческие, исторические, этнографические. Эту миссию должен был выполнить отряд Петербургской академии наук. Исключительный характер экспедиции был ясен уже современникам, считавшим ее «самой дальней и трудной и никогда прежде небывалой».
Совершенно очевидно, что поставленные задачи, сопряженные с невероятными трудностями, требовали от участников экспедиции высокого чувства долга, мужества, духовной и физической стойкости. Достаточно сказать, что двинувшиеся из Петербурга на восток огромные обозы экспедиции везли с собой лишь крайне необходимое: инструменты, приборы, парусину, такелаж, книги, карты, то есть то, что нельзя было изготовить в Сибири. А в Сибири предстояло построить семь судов различного класса: одни — годные для плавания по сибирским рекам и Ледовитому океану, другие — для океана Восточного, Тихого. Кроме того, должны быть построены десятки мелких речных судов для транспортировки тысячепудовых грузов экспедиции. Поэтому по пути необходимо было заготавливать лес, ставить железоделательные заводы, варить соль, гнать смолу, жечь уголь, плести канаты и другие снасти. И изыскивать возможности для пропитания огромного, постоянно возраставшего числа людей, привлеченных к работам экспедиции. Заботы требовали неимоверного напряжения сил. Беринг писал из Охотска: «Служители претерпевают несносную нужду, и все наги и босы находятся, к тому же без харчу живут на одном хлебе… и ныне лучшего матроса от худости и наготы признать не можно, что он матрос, а показует якобы самый вящий невольник».
Таковым было состояние его отряда, добравшегося до Охотска осенью 1737 г. и потратившего на путь от Балтики до Тихого океана без малого пять лет.
В октябре 1737 г. по приказу Беринга из Охотска на Камчатку вышел бот «Фортуна» под командой подпоручика И. Свистунова и подштурмана Е. Родичева. Им предстояло уточнить предположение Беринга о возможности укрытия в Авачинской губе заложенных на охотских стапелях кораблей экспедиции. Предвидение капитан-командора о навигационных достоинствах губы окончательно подтвердила затем рекогносцировка штурмана Ивана Фомича Елагина, беринговца, первостроителя Петропавловского порта.
Осенью 1740 г. в Авачинскую губу вошли экспедиционные пакетботы «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел» под командой В. И. Беринга и А. И. Чирикова. В рапорте в Сенат 22 апреля 1740 г. В. И. Беринг писал: «При которой губе построено камчатскими служилыми и ясашными ноземцами жилых покоев в одной связе пять, да казарм три, да три ж анбара в два апартамента… А вышереченная гавань к отстою в зимнее время морских судов весьма способна. И оная гавонь названа нами Святых апостол Петра и Павла». Ближайший помощник Беринга Алексей Ильич Чириков отметил в своем рапорте в Сенат: «Господин капитан-командор Беринг отправился от Охотска на одном пакетботе… Я следовал за ним на другом сентября 8 числа 1740 году… В здешнюю гавань прибыли мы на пакетботах октября 7 числа вышеупомянутого году, с божией помощью благополучно, которую назвал господин капитан-командор гаванью Святых апостолов Петра а Павла, как и пакетботы наши именованы»..
Пакетботы „Св. апостол Пётр“ и „Св. апостол Павел“
17 октября (по новому стилю) 1740 г. принято считать датой основания порта Св. апостолов Петра и Павла (его еще называли Санкт-Петропавловской гаванью, портом Санкт-Петропавловским, Петропавловским). Отсюда 4 июня 1741 г. пакетботы экспедиции вышли в свое историческое плавание. Пользуясь благоприятным юго-восточным ветром, корабли следовали курсом, предполагавшим выход к таинственной «Земле Гамы», мифическому острову, в существование которого верили тогда многие европейцы, он был обозначен на всех картах. Попытки Беринга найти якобы виденную в XVII в. португальцами землю привели к большой потере времени, что в дальнейшем имело трагические последствия для судьбы всей экспедиции. 20 июня пакетботы потеряли друг друга в тумане, находясь невдалеке от южного изгиба еще не открытого Алеутского архипелага. Отныне Берингу и Чирикову предстояло продолжать свой путь в одиночестве.
Более месяца плыл на восток «Святой Петр» в неведомых водах. За это время, учитывая, запасы воды сократились наполовину. Офицерский консилиум корабля решил склониться курсом ближе к северу. 16 июля с корабля увидели «высокую сопку». Это была одна из высочайших вершин Северной Америки, названная беринговцами горой Св. Ильи. А полутора сутками ранее заметили американскую землю моряки пакетбота «Св. ап. Павел», Так свершилось одно из величайших географических открытий XVIII столетия достижение русскими североамериканского континента с востока.
На обратном пути самые тяжкие испытания выпали на долю экипажа «Святого Петра». В начале августа открылся роковой западный ветер, задержавший возвращение на Камчатку. На корабле началась цинга. 24 сентября пакетбот попал в полосу жесточайшего шторма, продолжавшегося 22 дня. «Бури сильнее этой мы не могли себе представить и не считали, что способны выдержать ее, — писал натуралист Г. В. Стеллер, — каждое мгновение мы ожидали, что наше судно потерпит крушение. Невозможно было ни сидеть, ни лежать, ни стоять. Никто не мог оставаться на своем посту, и мы находились во власти Божией во всякий миг, когда небеса пожелали бы взять нас. Половина наших людей лежали больные и слабые, а вторая половина в силу необходимости старалась держаться здоровой, но совершенно обезумела от ужасающих волн и качки судна. К тому же мы не могли готовить пищу… В такой ситуации ни в ком нельзя было найти ни мужества, ни помощи».
Но и после шторма кораблю пришлось долго бороться с сильным западным ветром. Несколько раз моряки видели землю. Наконец 5 ноября открылся берег, который был принят за камчатский. Когда ошибка выяснилась, возможностей дойти до Авачинской губы уже не оставалось. Было принято решение высаживаться на берег, оказавшийся для многих беринговцев последним пристанищем. 8 декабря 1740 г. на острове, названном впоследствии его именем, умер капитан-командор Витус Йонассен Беринг. «… Его волновало только благополучие команды и не заботила собственная жизнь. Он ничего не желал более, чем нашего отплытия с этой земли. Возможно, он не нашел бы лучшего места, чтобы подготовить себя к вечности, чем это смертное ложе под открытым небом», — отмечал Стеллер.
27 августа 1742 года выжившие после островной зимовки и построившие из остова «Святого Петра» новый корабль беринговцы вернулись в порт Петропавловский. Г. Стеллер писал: «При отплытии мы поставили деревянный крест, чтобы отметить его могилу (В. Беринга), который по обычаю русских в Сибири, в то же время является знаком новой земли, ставшей владением Российской империи».
Могила В. Беринга на о. Беринга (Командорские острова)
Не менее трагическим было возвращение в Авачинскую губу экипажа «Святого Павла».
Велико значение подвига, совершенного русскими мореплавателями. В период Второй Камчатской экспедиции, в результате десятилетних работ северных отрядов на географических картах впервые появились очертания полуостровов Гыдана и Таймыр, десятков новых островов и проливов. Была заложена основа последующих исследований Арктического бассейна. На основе этих наблюдений в 1745 г. был издан Атлас Российской империи. В результате Второй Камчатской экспедиции был открыт американский берег, продвинулось исследование и освоение Курильских и Алеутских островов: они были включены в состав России. В Авачинской губе был основан самый восточный порт Российского государства. Академический отряд обследовал территорию Сибири от Тобольска до Якутска, провел многочисленные исследования по истории, географии, этнографии, археологии, палеологии, метеорологии, собрал обширный материал о природных ресурсах Сибири, быте и жизни населяющих ее пародов. Были напечатаны труды С. Крашенинникова, И. Гмелина, Г. Миллера, Я. Линденау, Г. Стеллера.
Именем В. И. Беринга названы остров, где покоится капитан-командор, море у восточных берегов Камчатки и северный пролив, разделяющий Азию и Америку. В честь Витуса Йонассена Беринга, его соратников и водружен в Петропавловске памятник, являющийся старейшим мемориальным сооружением Дальнего Востока.
В 1867 г. в Авачинскую губу зашел корвет «Варяг». Один из офицеров корабля, лейтенант К. С. Старицкий, сфотографировал памятник Берингу и переписал надпись на металлической доске, прикрепленной к ограде. Это был перечень фамилий людей, принимавших участие в учреждении памятника. Первым в списке стоял капитан 1-го ранга П. И. Рикорд. Петр Иванович Рикорд, адмирал, известный деятель русского флота, с 1817 по 1822 гг. был начальником Камчатки. В списке учредителей значатся среди прочих и морские офицеры Михаил Васильев и Глеб Шишмарев, командиры шлюпов «Открытие» и «Благонамеренный». Эти корабли прибыли в Петропавловский порт осенью 1821 г. после завершения исследований северо-восточной части Тихого океана. Шлюпы пробыли в порту недолго, готовясь к возвращению в Кронштадт.
Михаил Васильев | Глеб Шишмарев |
Обе эти даты уточняют историю появления памятника Берингу. А она была связана, вероятнее всего, с приближавшейся годовщиной смерти капитан-командора. Совершенно очевидно, что П. И. Рикорд, учитывая, что в Петропавловске собралось большое общество просвещенных и патриотически настроенных флотских офицеров, высказал мысль о создании памятника великому русскому мореплавателю. Предложение было поддержано, и поскольку единственным средством финансирования подобных дел были в ту пору добровольные пожертвования, вклады были сделаны сразу же. Литейного дела на Камчатке тогда не было, и памятник решили заказать в Петербурге после возвращения шлюпов в Кронштадт.
Пётр Иванович Рикорд
Предполагают, что памятник был изготовлен в период между 1823 и 1826 гг., доставлен в Петропавловский порт на военном транспорте «Кроткий» под командованием капитан-лейтенанта Фердинанда Врангеля, впоследствии известного мореплавателя и ученого. Сравнительно точное время установки памятника в Петропавловске помогли установить материалы плавания английского капитана Ф. Бичи. Бичи Фредерик Вильям (1796—1856) — английский капитан, в 1818—1819 гг. сопровождал Франклина и Парри в экспедицию к Северному полюсу. В 1826—1828 гг. на «Блоссоме» плавал в Беринговом море для географических исследований побережья Северной Америки от Берингова пролива. С 1854 г. контр-адмирал британского флота, с 1855 г. — президент Королевского Географического общества.
На корабле «Блоссом» он заходил в Петропавловский порт дважды: в 1826 и 1827 гг. При описании второго посещения порта Бичи упоминает о памятнике Берингу, установленном на аллее у дома губернатора (начальника). В 1831 г. в Лондоне вышла книга Ф. В. Бичи «Записки о путешествии в Тихий океан и к Берингову проливу», где впервые упоминается памятник: «… в саду губернатора находится памятник нашему соотечественнику капитану Клерку. Он находится на одной стороне широкой дорожки, покрытой гравием в конце аллеи. На другой стороне стоит памятник в честь Беринга. Первый из помянутых был сооружен в честь Беринга офицерами корабля Крузенштерна, а последний прислан из Петербурга». Годом ранее Бичи о памятнике не говорит, из чего можно заключить, что памятника еще не было.
По различным причинам памятник несколько раз переносился. Сохранилось свидетельство гидрографической экспедиции, бывшей в Петропавловске в 1907—1908 гг.: «В ограде новой церкви три памятника: первый — небольшая круглая чугунная колонна с крошечною, сильно потускневшею медною доской, надпись на которой гласит: «Основателю Петропавловска в 1740 г., мореплавателю Берингу». Его последнее дореволюционное описание сделано в 1912 г. «В церковной ограде Петропавловского собора, на левой стороне у входа на церковную паперть, на массивном серого цвета круглом камне вулканического происхождения возвышается четырехаршинной высоты чугунный памятник в виде круглого столба (2 четверти в диаметре) с чугунною бомбою наверху, положенною в цветок лотоса». Памятник, как и прежде, был обнесен прямоугольной оградой из художественного чугунного литья.
Памятник В. Берингу в ограде Собора Св. апостолов Петра и Павла
Металлическая доска с фамилиями учредителей к тому времени уже была утрачена, возможно, ее убрали за ветхостью. Вместо нее к колонне была прикреплена бронзовая табличка с надписью: «Основателю Петропавловска в 1740 г. мореплавателю Берингу».
В 1930-е гг. памятник перенесли из церковной ограды па площадку напротив кинотеатра «Полярная звезда» (место, где в настоящее время находится памятник «Освободителям Курильских островов». Вокруг памятника был разбит сквер, высажены деревья, и сквер носил имя Беринга.
Второе местоположение памятника В. Беригу — территория современного сквера Свободы
Исполком Петропавловского горсовета принял решение от 16 октября 1945 г.: «Памятник В. Берингу перенести на Советскую улицу на свободную площадь между домами 27 и 29, разбив вокруг него сквер, обнесенный оградой». При установке памятника в 1946 г. на северной стороне сквера на цементном четырехугольном постаменте была помещена пушка, поднятая в 1940 г. на острове Беринга на месте гибели пакетбота «Св. ап. Петр» научным сотрудником Камчатского краеведческого музея Николаем Ивановичем Моргалевым. «20 сентября 1940 г. я прибыл в Петропавловск вместе с пушкой, не опоздав к праздничному торжеству в честь 200-летнего юбилея порта и города, основанного Витусом Берингом. Привезенная пушка была выставлена в экспозиции Камчатского областного краеведческого музея», — писал Н. Моргалев (11, с. 171). В настоящее время пушка находится в КОГМ, на ней четко видно клеймо — «1724», которое стало возможным прочитать после реставрации в 1982 г. специалистами ВНИИР.
Расположение памятника В.Берингу на площадке ул. Советской
Первый па Дальнем Востоке отечественный мемориальный памятник располагается в центре города, на возвышенной площадке, облицованной серым камнем. С площадки открывается вид на Петропавловскую гавань, где в зиму 1740/41 г. укрывались пакетботы Второй Камчатской экспедиции.
Источники:
1. Памятники Петропавловска-Камчатского. — Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания „Новая книга“, 2007.
2. Стеллер Г-В. Описание земли Камчатки /Г.В. Стеллер. — Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания „Новая книга“, 2011.
3. Фёдорова Т.И. Встречи с историей. Северная пацифика глазами исследователя: сб. ст. — Петропаловск — Камчатский; Издательство „Камчатпресс“, 2014.
4. Фото из краеведческого архива Библиотеки №5.
Источник заглавного фото: https://risk.ru/blog/10070