Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Живописец счастья – Борис Кустодиев

Живописец счастья – Борис Кустодиев

"… Я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность. Уж очень люблю, видно, жить!"

Б. Кустодиев (из письма В. В. Лужскому, октябрь 1913 г.)

7 марта 2023 года исполняется 145 лет со дня рождения талантливого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева.

Жизнь художника была во многом примечательной и необычной. Ему были отпущены судьбой радости и страдания, превосходные друзья, большой талант и тяжелая болезнь, работа с самыми выдающимися деятелями культуры своего времени, живой, активный, жизнелюбивый характер и неподвижность. Это была жизнь-подвиг, подвиг во имя искусства. Среди русских живописцев Б. Кустодиев был художником счастья. Всё, созданное им, пронизано радостью бытия. Это бодрое, улыбчивое и свежее искусство. Он постоянно и привычно носил в себе острое чувство красоты мира и ощущал себя живущим посреди этой красоты. Он был влюблен в женщину и солнце, искусство и цветы, детскую улыбку и прогулку на закате, речку и переулок…

Автопортрет для галереи Уффици. 1912

Борис Михайлович родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отец его, Михаил Лукич, преподавал в астраханской семинарии теорию словесности, историю литературы и логику. Семья жила бедно, и отцу приходилось подрабатывать в духовном училище преподаванием русского и церковно-славянского языков, давал уроки в Мариинской женской гимназии и в реальном училище. Педагогическая репутация у него была высока. Михаил Лукич умер, когда Борису не было и двух лет. Все заботы о четырех детях легли на плечи двадцативосьмилетней матери, Екатерины Прохоровны. Пенсии не хватало, мать подрабатывала вышиванием, игрой на рояле на домашних вечеринках у купцов и чиновников. И все же, несмотря на нужду, обстановка дома была полна уюта. Было много цветов. Часто звучали музыка и песни.

Пора юности Бориса пришлась на конец ХIХ века. Это было время расцвета Астрахани – крупнейшего на юге России центра торговли и добычи рыбы. В зрелые годы Кустодиев с нежностью вспоминал еще мир детских впечатлений: сеновал, голубятню, сарай, сидя на крыше которого, можно было наблюдать за жизнью города, свадьбы, церковные праздники. А театр! Пятилетним увидел Борис оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» и с той поры стал «завзятым театралом».

В 1887 году в Астрахани состоялась ХV передвижная выставка картин Товарищества передвижных художественных выставок. На подростка выставка произвела огромное впечатление, особенно картина В. Сурикова «Боярыня Морозова», репинские портреты М. И. Глинки и В. М. Гаршина и монументальное полотно В. Д. Поленова «Христос и грешница». Это была подлинная встреча с большим искусством, запомнившаяся навсегда.

Осенью 1893 года юноша по совету старшей сестры начинает заниматься живописью с учителем рисования Мариинской женской гимназии П. А. Власовым. Этот человек помог Кустодиеву осознать его истинное призвание. В 1896 году, когда Борис окончил духовную академию, учитель подсказал ему подать документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В Московском училище Кустодиеву было отказано в приеме, тогда он отправился в Петербург – сдавать экзамены в Высшее художественное училище при Академии художеств.

Серьёзные занятия живописью и недюжинные способности довольно быстро стали приносить плоды. Юношу заметили, его талант стали поощрять наградами и денежными премиями. В конце февраля 1898 года приказом по Высшему художественному училищу Бориса Кустодиева переводят в мастерскую к самому знаменитому из преподавателей Академии художеств профессору И. Е. Репину. Особенно высоко Репин ценил своего ученика как портретиста.

Автопортрет у окна. 1899

Кустодиев-портретист сложился как-то внезапно и сразу. Еще вчера он выполнял учебные задания, немногим выделяясь среди однокашников, но вот на выставке появляются портреты художников И. Я. Билибина, В. В. Матэ, писателя Д. Л. Молдовцева. Вскоре маститый профессор предлагает своему юному ученику соавторство в большой заказной картине «Торжественное заседание Государственного совета» — близилось столетие этого учреждения. В этой монументальной работе ему предстояло написать треть портретов.

Портрет В. В. Матэ. 1902

Портрет И. Я. Билибина. 1901

 В январе 1901 года в залах Академии художеств открылась выставка картин объединения «Мир искусства», на которой были представлены работы В. А. Серова, К. А. Коровина, М. А. Врубеля. Кустодиеву ближе всего оказалось полотно А. П. Рябушкина «Русские женщины ХVII столетия в церкви»: «Сколько в картине света, радости, какой чудесный колорит! Право, настоящее искусство и должно быть таким – нести зрителю свет и радость».

В поисках материала к выпускной картине он едет в Костромскую губернию, в село Семеновское. Больше всего в Семеновском его восхищает базар – обыкновенный сельский базар: «…Я как обалделый… только стоял да смотрел, желая обладать сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть и запомнить, и передать. Положительно глаза разбежались. Столько интересного, что и годами не перепишешь!». Так зародился замысел картины «На базаре», которую Кустодиев решил представить на конкурсную программу, завершающую академическое образование.

В поместье Высоково в Костромской губернии он познакомился со своей будущей женой Юлией Евстафьевной Прошинской. Встреча этих людей, которым предстояла долгая, полная суровых испытаний совместная жизнь, была столь же безоблачно-солнечной, как и вся юность Кустодиева. Свадьба состоялась в январе 1903 года. В этом же году Борис Михайлович получает золотую медаль, звание художника и право на поездку за границу, он становится отцом. В Париже Кустодиев напряженно работает над портретом скульптора Аронсона, пишет несколько женских портретов, этюды маслом и акварелью с видами Версаля, Булонского леса, собора Парижской богоматери. Молодые посетили города Испании, Германии и Италии, где Кустодиев жадно впитывал все краски европейской жизни, познакомился со многими известными европейскими художниками, посетил европейские музеи и галереи. В этой поездке он нарисовал картину «Утро» — портрет жены, купающей в большом тазу сынишку. «А солнце-то в картине у меня – самое большое действующее лицо», — пишет Кустодиев художнику Матэ.

«Утро». 1904

Летом 1904 года семья художника возвращается на Родину, в Костромскую губернию. Вихрь впечатлений от заграницы постепенно улегся. Борис Михайлович с каким-то новым чувством бродил с ружьем по рощам и лугам, острее воспринимая красоту родного края. Тогда появились серии картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».

«Праздник в деревне. Эскиз к картине 1908 года». 1907

Трагические события войны с Японией не могли пройти мимо художника. Наступает 1905 год. Обстановка в стране накаляется. На события в стране откликнулись художники И. Я. Билибин, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, В. А. Серов… Вместе с Евгением Лансере и Мстиславом Добужинским Кустодиев создает триптих «Москва». Он написал к нему часть под названием «Вступление»: над улицами и кварталами, над баррикадой и ее защитниками, над злобно ощетиненными солдатскими штыками несется плотоядно устремленный всем корпусом скелет с жадно оскаленным ртом, как будто настигающий жертву и оставляющий за собой языки пламени и клубы дыма. «Вступление» составило центральную часть триптиха, посвященного московскому восстанию. Несколько работ посвятил художник и противоположному лагерю. Это картины «Митинг на Путиловском заводе», «Манифестация», «Первомайская демонстрация у Путиловского завода».

«Вступление. 1905 год. Москва». 1905

С 1905 года Борис Михайлович сознательно связал свой дальнейший путь в искусстве с народной жизнью в Поволжье. В глуши Кинешемского уезда он построил дом-мастерскую, которую сам любовно называл «Терем», и в течение последующего десятилетия летние и осенние месяцы проводил там в общении с крестьянами и милой его сердцу природой, писал этюды.

Летом 1907 года Кустодиев едет в Италию, где на Венецианской выставке экспонируются его портреты. После поездки художник сделал выводы, что надо творить свое, русское; не только рассказывать о России, но создать картину национальную по духу и стилю, отражающую строй мышления и представления народа о красоте. Это становится его творческой программой.

На картине «Ярмарка», написанной в 1906 году, запечатлена торговая площадь большого села в праздничный день, а на картине 1908 года с тем же названием мы видим ярмарку в другом, оригинальном ракурсе: из глубины одного из базарных прилавков. Прихотливо, то задерживаясь на какой-нибудь броский товар, то плавно и неторопливо, движется пестрая толпа. Баба в нерешительности держит в руках броско расписанный короб, за ней насмешливо наблюдает муж с ребенком на руках. Чинно плывут две молодухи, чувствуя на себе пристальные взгляды окружающих. И целая гора лаптей солнечно желтеет на возу, простираясь даже за край холста. Еще праздничнее и «звонче» по краскам картина «На ярмарке», выполненная в 1910 году. Тут нарядны не только плывущие в толпе на фоне зазывной пестроты тканей и шалей молодки, но даже возвышающаяся над торгом церковь со своей игрой красных кирпичных стен и белых наличников на них.

«Ярмарка», 1906

«Ярмарка», 1908

«На ярмарке», 1910

Кустодиев в это время не оставляет и жанр портрета. В 1908 году он во время работы в Успенском соборе познакомился с монахинями ближнего Староладожского монастыря и увлеченно принялся писать их. Им была написана картина «Монахиня», на которой изображена игуменья Олимпиада. Полотно было приобретено комиссией Академии художеств для своего музея.

В разгар творческих поисков Бориса Михайловича настигает тяжелая болезнь. У него заподозрили костный туберкулез и отправили в Швейцарию на лечение. Главным его лекарством была работа. Друзья художника всячески его поддерживали. Ф. Ф. Нотгафт – коллекционер и знаток искусств, а впоследствии видный музейный деятель – просил написать для него картину и выбор темы предоставил Борису Кустодиеву.

Художник пишет картину «Купчихи». Эта картина открыла большую серию образов купчих, купцов, купеческого быта в творчестве художника. На переднем плане полотна – группа из четырех купчих, нарядных молодых женщин, пышнотелых, белокожих, румяных, полных горделивого достоинства. Фоном послужила типичная русская церковь. По бокам, словно кулисы в театре, изображены края зданий с вывесками, слева стоят корзины с яблоками, выставленными на продажу, и рекламный золотящий крендель на кронштейне. На одной вывеске – пирамида заморских овощей и фруктов, увенчанная ананасом, на другой – надпись «Табакъ» и изображение восточной красавицы с пальмой и звездным небом. На картине изображен теплый день. Передано это через цвета, обилие жёлтых, золотистых и сине-голубых красок, через их прозрачную яркость и теплоту.

Ставшая знаменитой «Купчиха», написанная в 1915 году, — это русская красавица Елена Прекрасная, знающая силу своей красоты, стоящая высоко над рекой, как стройная белоствольная берёзка, она – олицетворение покоя и достоинства.

«Купчихи», 1912

«Купчиха», 1915

Еще одна грань творчества Кустодиева – создание театральных декораций. В 1911 году, находясь на лечении, художник получил заказ от московского театра Незлобина нарисовать эскизы декораций и костюмов для пьесы А. Н. Островского «Горячее сердце». В начале 1914 года от дирекции МХТа поступило официальное предложение писать эскизы для пьесы М. Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина», которые вызывали общее восхищение:«Каждый эскиз представлял собой глубокий, содержательный, совершенно законченный портрет, а не только внешний материал для портного».

А между тем болезнь Кустодиева прогрессировала. В марте 1916 года ему пришлось решиться на операцию. Врачи не разрешали ему работать, но Борис Михайлович уговорил близких принести ему карандаши и бумагу и тайком рисовал, так как чувствовал, что без живописи он умрет. Палату превратили в мастерскую. Коляску, к которой он был теперь прикован, подкатывали к окну, и Кустодиев писал то, что видел за окном.

Именно в этот тяжелейший для мастера год появляется одна из самых жизнерадостных его картин – «Масленица». Это своеобразный триптих, объединенный центральной частью – панорамным видом сказочного по красоте зимнего русского города с деревьями в инее, вертикалями колоколен разного цвета и столбами морозного дыма над домами. Хочется постоять возле картины и помолчать. Какие могут быть слова, когда художник наполнил холст такой живой, такой обжигающей и необъятной радостью. Картина захлёстывает, она вмиг уносит вас в этот разудалый праздник, в котором всё ликует и звенит.

«Масленица», 1916

«Масленица», 1919

Болезнь не сломила мастера. Наоборот, именно в эти годы создаются наиболее темпераментные, пылкие и полные жизни работы. Чем тяжелее было ему самому, тем позитивнее становились его картины. Февральскую революцию он принял с радостью. Забастовки, манифестации и демонстрации, шумные потоки людей на улицах – всё отразилось в его рисунках, акварелях, эскизах оформления площадей, многометровых полотнах. Другие художники только осмысливали революцию как событие, а у Кустодиева уже стоял на мольберте его грандиозный «Большевик». Это полотно грандиозно не по размерам, а по существу, потому что Борису Михайловичу единственному в русской живописи удалось с такой ошеломляющей силой передать на холсте мощь, размах и неудержимость революции. В картине использована чистая аллегория: рабочий-большевик сделан гигантом, который шагает с красным знаменем над большим, озаренным восходящим солнцем городом и увлекает за собой по его улицам несметные толпы рабочих, солдат, матросов.

«Большевик», 1920

Последний период жизни Кустодиева поражает плодотворностью. Но полотна его не несут никакого следа ущербности. Сильная, яркая жизнь бьет через край. Солнечны, радостны его картины. Они светлы, добры, искрятся юмором. Он по-прежнему дружит с художниками, актёрами, режиссёрами, учёными. Оформляет спектакли не только для питерских театров, но и для московских.

Редкие выезды из дома оставляли огромный след в творчестве Бориса Михайловича. Каждодневным источником впечатлений были люди, которые охотно его навещали. Среди верных его друзей был Фёдор Иванович Шаляпин. Художник попросил певца позировать ему.

Удивительные это были сеансы! Шаляпин, казалось, заполнял собою всю квартиру – своим смехом, голосом, рассказами о своей жизни, о Мамонтове, Серове, Коровине. И вот на полотне человек-гигант на фоне русского города. На втором плане видна афиша, объявляющая о гастролях певца. Сам он важен и представителен в роскошной картинно распахнутой шубе, с перстнем на руке и тростью. Когда работа над портретом была закончена, Шаляпин в каком-то внезапном порыве огромными своими руками бережно обнял художника и произнёс негромко: «Уж если я когда-нибудь видел человека высокого духа, так это вы…».

Портрет Ф. И. Шаляпина. 1921

Несмотря на свою болезнь, Кустодиев находился в расцвете творческих сил. Каждый новый замысел, каждая новая художественная идея зажигали его. В нем жила постоянная молодая готовность учиться, открывать для себя все новые области искусства.

В 1920-е годы с особенным блеском развертывается дарование Кустодиева в области книжной иллюстрации. Еще в разгар Гражданской войны он выполнил десятки рисунков к пушкинским «Руслан и Людмила», «Дубровскому», «Сказке о царе Салтане…», «Сказке о Золотом петушке». Борис Михайлович создал рисунки к произведениям А. Серафимовича, Л. Толстого, Н. Лескова, Ф. Достоевского, Н. Некрасова, М. Горького, М. Лермонтова и многим другим. Кустодиев был одним из тех, кто положил начало иллюстрированию советской детской книги. Его рисунки привлекают весёлостью, экспрессией, неистощимой выдумкой.

Иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Встречи с духовно близкими людьми, воспоминания детства, юности, просто жизнь за окном поддерживали в мастере огонь творчества. Человеку даже в самом отчаянном положение свойственно питать надежду. Больной художник возлагал её на предстоящую операцию в берлинской клинике. Однако путешествие не состоялось. Борис Михайлович простудился и тихо угасал от воспаления легких. 26 мая 1927 года талантливого художника не стало.

Самый жизнерадостный среди русских живописцев, Кустодиев носил в себе острое чувство красоты мира. Он стал художником, чтобы объясниться в своей любви к жизни и напоминать нам о счастье.

Источники:

Турков А. М. Кустодиев. – М.: Искусство, 1986. – 160 с., ил., портр. – (Жизнь в искусстве).

Долгополов И. Мастера и шедевры: В 6 т. Т. 5 – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2008. – 480 с., ил.

Популярная история русской живописи. – М.: Вече, 2002. – 512 с., ил.

Александров В. И. История русского искусства. Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2004. – 736 с., ил.

Источники изображений:

https://www.liveinternet.ru/users/4709286/post297500818

https://n-efremenko.livejournal.com/126873.html

https://www.museumpushkin-lib.ru/home/hudozhnik-schastya-k-140-letiyu-b-m-kustodieva/

https://www.liveinternet.ru/users/5124893/post3779...

https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-6384/index.php заглавное изображение Б. Кустодиев «Автопортрет. На охоте». 1905

https://arzbiblio.ru/index.php/2009-10-07-06-13-00... — название статьи

1381
Нет комментариев. Ваш будет первым!