Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Кадет – это звучит гордо!

Кадет – это звучит гордо!

«Быть человеком – значит быть патриотом» — такой принцип жизни был главным для всех лучших людей России в прошлом и настоящем. Родина – понятие не просто географическое, но и социально-историческое, духовное. Служение Отечеству – самое возвышенное и благородное дело. Профессия воина, защитника всегда считалась почетной на Руси.

Усилиями лучших представителей офицерского корпуса России была создана собственная, богатая традициями национальная школа воинского воспитания, не утратившая своей значимости и по сегодняшний день. Русский полководец П. А. Румянцев-Задунайский считал воинскую дисциплину «душою службы». До сих пор остаются актуальными слова А. В. Суворова: «Всякий воин должен быть бодр, смел, мужественен и на себя надёжен».

И сегодня перед нами стоит задача – передать будущим поколениям завещанное нам на вечные времена духовное наследие воинских патриотических традиций.

«Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти – вот верный способ для привития народу сильной привязанности к Родине: ничто уже тогда сих первых впечатлений, сих ранних понятий не в состоянии изгладить. Они крепнут с летами и творят храбрых для бою ратников, мужей доблестных для совета…» — проникновенно сказал о главной задаче военно-патриотического воспитания юношества поэт-декабрист К. Ф. Рылеев, выпускник кадетского корпуса.

Именно возрождение кадетских корпусов, воспитанники которых на протяжении почти 300-летней истории составляли славу и гордость России, можно считать одной из наиболее востребованных сегодня традиций педагогики. Интерес молодежи к кадетскому образованию на современном этапе с каждым годом возрастает. Кадетские корпуса и суворовские училища становятся для юношей школой самоопределения, сознательного выбора будущей профессии.

«Святое кадетское братство

Содружество юных сердец –

России и честь и богатство,

Опора её и венец.

Горячее сердце кадета

Навеки с родимой землёй!

Мы племенем доблестным этим

Гордимся! И чтим всей душой!»

М. Бреднёва «Святое кадетское братство»

Обаяние кадетского мундира покоряет нас уже несколько веков. Само слово «кадет» переводится с французского как «младший». Так назывались еще в рыцарские времена младшие члены дворянских фамилий, готовящиеся будучи пажами, к высшему воинскому званию. Кадетские корпуса как учебно-воспитательные заведения ведут начало с 1653 года из Пруссии.

История кадетских корпусов в России имеет глубокие корни, которые уходят в ХVIII век. В 2022 году исполнилось 290 лет кадетскому образованию в нашей стране. Еще император Петр I понимал, что успешный исход большинства сухопутных и морских баталий во многом зависит от подготовки кадров для армии и флота, от четко организованной образовательной системы. Петр Великий создал первые отечественные учебные заведения: Школу математических и навигационных наук (1701), Морскую академию (1715), горные школы на Урале (1721), Инженерную (1719) и Артиллерийскую (1721) школы. Кадетские корпуса впоследствии были образованы именно на базе этих школ и продолжили традиции по формированию квалифицированного офицерского состава для армии и флота, по воспитанию высоконравственного, духовно чистого, патриотического поколения молодежи. В исконно русском понимании слово «кадет» — это не чин и не звание, а состояние души, взращенной на лучших традициях героической истории нашего Отечества.

Кадетский корпус – начальное военно-учебное заведение России с программой среднего учебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере. Раньше по окончании полного курса воспитанники принимались не только в военные училища, но и высшие школы без экзаменов.

Первым шагом на пути к основанию кадетских корпусов стал указ императрицы Анны Иоанновны «Об устройстве Корпуса Кадет» от 29 июля 1731 года: «Учредить корпус кадет, состоящий из 200 человек шляхетских детей от тринадцати до осьмнадцати лет, как Российских, так и Эстляндских и Лифляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к военному искусству потребным наукам».

Первыми воспитанниками «Корпуса Кадет» были дети крупных государственных сановников. Сама Анна Иоанновна лично определила в кадеты двенадцать пажей. И уже в течение трёх месяцев в штат корпуса были зачислены 360 кадетов, прошедших собеседование и медицинскую комиссию.

17 февраля 1732 года Указом императрицы Анны Иоанновны был создан 1-й Шляхетный (Дворянский) кадетский корпус. Именно эта дата является моментом официального утверждения кадетского образования в России. Главным директором учебного заведения стал инициатор учебного заведения – граф Бурхард Кристоф Миних, действительный тайный советник, барон, генерал-фельдмаршал. В 1767 году корпус был переименован в Императорский сухопутный шляхетский кадетский корпус.

Генерал-фельдмаршал Миних Бурхард Кристоф

Офицеры и кадеты Шляхетского кадетского корпуса 1730 – 1740 гг., кадеты Сухопутного кадетского корпуса 1767 – 1786 гг.

В дальнейшем каждый вновь открывавшийся корпус имел определенное назначение, свои неповторимые черты, свой воспитательный опыт. Так, на базе упраздненных артиллерийской и навигацкой школ был основан Морской шляхетский кадетский корпус. Указ о его создании подписала императрица Елизавета Петровна 15 декабря 1752 года. Должность первого директора Морского корпуса первые восемь лет исполнял капитан первого ранга (впоследствии вице-адмирал) Алексей Иванович Нагаев. Он не только принимал деятельное участие в создании корпуса, но и занимался исследованиями по гидрографии и картографии, трудился над историей отечественного флота, собирая списки флагманов, кораблей и писем Петра Великого. По поручению Адмиралтейств-коллегии создал «Лоцию, или Морской путеводитель». Именем вице-адмирала названа бухта на севере Охотского моря. Не случайно, что при таком умелом руководстве за первые десять лет работы Морского кадетского корпуса было выпущено 227 квалифицированных офицеров для русского флота, многие из которых потом стали известными флотоводцами.

Вице-адмирал А. И. Нагаев

Морской кадетский корпус

Интересный и актуальный проект по преобразованию Соединенной артиллерийской и инженерной московской дворянской школы в кадетский корпус представил императрице Екатерине II генерал, герой Семилетней войны А. Н. Вильбоа. Основой этого плана явились идеи графа П. И. Шувалова, начальника артиллерийской оружейной канцелярии. После корректировки проекта императрица 25 декабря 1762 года утвердила указ о создании Артиллерийского и Инженерного шляхетского кадетского корпуса. В 1912 году, спустя 250 лет со дня образования, Инженерная школа получила почетное наименование «Второй кадетский Императора Петра Великого корпус».

Кавалерийский корпус начал свою историю как Шкловское благородное училище, которое в 1824 году переехало в Москву, где стало именоваться Первым московским Императрицы Екатерины II кадетским корпусом. Второй московский кадетский корпус был основан в 1849 году, а в 1896 году получил название «Второй московский Императора Николая I кадетский корпус».

Большое внимание в этих учебных заведениях уделялось не только разумному распорядку дня, но и в особенности воспитанию кадетов. Офицеры-воспитатели должны были внушить молодым людям «правила нравственности, субординации, запрещать неприличные благородным детям игры и вселять в них охоту к знаниям…»

В 1863 году кадетские корпуса были упразднены, а взамен них учреждены военные гимназии. Но уже 22 июля 1882 года военные гимназии снова переименованы в кадетские корпуса. О важной роли, отводимой этим военно-учебным заведениям, свидетельствует рост их численности. Если к концу царствования Александра I в России существовало 3 кадетских корпуса, то в 1883 году – уже 18 заведений, а к 1917 году – 28 сухопутных корпусов, а также Морской наследника цесаревича и Пажеский Его Императорского Величества корпус. Число учащихся в них юношей превышало десять тысяч. Кадетские корпуса были не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Симбирске, Орле, Полтаве, Омске, Ярославле, Киеве, Полоцке, Ташкенте, Тифлисе. Особое положение занимал Донецкий кадетский корпус, предназначенный для обучения детей казаков.

2-й Московский кадетский корпус. 1899 г.

На рубеже ХIХ – ХХ веков кадеты составляли значительную часть российской молодёжи. В основном это были потомственные и личные дворяне (более 80 процентов состава воспитанников кадетских корпусов), дети офицеров, георгиевских кавалеров, погибших на полях сражений.

Принцип преимущественного приема сирот и детей заслуженных офицеров сохранялся неизменным на протяжении всего существования кадетских корпусов. Только в 1906 году правила приема стали допускать возможность обучения в корпусах за собственный счет сыновей лиц всех сословий. Срок обучения составлял семь лет. В первом классе (младшей роте) срок обучения зависел от исходного уровня домашнего образования и составлял от одного до трёх лет.

Младшие кадеты (возраст 9 – 12 лет) изучали историю, географию, арифметику, рисование, закон Божий, литературу, языки: русский, латинский, немецкий, французский, а в Морском корпусе еще английский и шведский. Основой гуманитарной подготовки будущих офицеров было изучение русского языка. В «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений», принятом в 1848 году, прямо указывалось, что «из предметов учения родной язык есть для русского юноши предмет самый важный. Если другие науки он должен знать удовлетворительно, то язык русский он должен знать в совершенстве; это язык, которым он думает; этим языком думали его отцы; им же должны думать и его дети».

В программу обучения старших классах входили дисциплины высшей специальной школы: алгебра и геометрия, физика, геральдика, риторика, юриспруденция, философия, статистика, логика. В Морском корпусе изучали навигацию, астрономию, такелажное дело, методику ведения вахтенного журнала, теорию кораблестроения, в Инженерном – гражданскую архитектуру, механику, гидравлику, химию, искусство создания фейерверков, инженерное дело.

Кроме гуманитарных, математических, естественных и политических наук кадеты познавали и военную науку – тактику, артиллерию, фортификацию, топографию, черчение, воинские уставы. Организация жизни кадетов в корпусе – деление на роты с командирами во главе, ношение формы, обращение друг к другу по званию, военная дисциплина, постоянное общение с офицерами-воспитателями – играла большую роль в подготовке к воинской службе. Строевые упражнения, гимнастика, плавание, фехтование, верховая езда формировали у кадетов настоящую офицерскую выправку, а занятия танцами, пением, музыкой, основами этикета воспитывали в них чувство прекрасного.

В распорядке дня кадетов специально были выделены часы для самостоятельных занятий. Большую часть этого времени они посвящали дополнительному образованию: моделированию, изучению языков, урокам живописи, посещению театров. И хотя стандарты военного образования всегда были очень высоки и профессиональные знания ценились прежде всего, из стен кадетских корпусов выходили преимуществу люди высокой культуры и широкого кругозора, самостоятельно мыслящие, неравнодушные к судьбе России. Неслучайно Николай Семёнович Лесков, русский писатель, воспитанник Морского кадетского корпуса, посвятил всем кадетам такие строки из повести «Кадетский монастырь»: «Были люди высокие, люди такого ума, сердца, честности и характеров, что лучше, кажется, и искать незачем». Важнейшим достоинством личности кадетов являлась скромность. Выставлять себя, хвалиться своими победами всегда считалось в офицерской среде неприличным и постыдным.

Нижегородские кадеты при посещении Ипатьевского монастыря. 1913 г.

Кадетское образование строилось на монастырских традициях, поэтому кадетские корпуса называли еще «кадетским монастырями». Дисциплина и послушание царили в этих закрытых учебных заведениях. Строгий режим, подчеркнутый аскетизм в быту, ограниченный выбор развлечений способствовали воспитанию в юношах аккуратности, бережливости, заранее настраивая кадетов на восприятие скромной, трудной жизни армейского офицера, готового сражаться «за государство, Царю врученное, за род свой, за Православную Веру и Церковь».

Портрет великого князя Константина Константиновича. Художник: О. Э. Браз. 1912 г.

Проникновенные по своему патриотическому звучанию строки принадлежат перу «отцу всех кадетов», генерал-инспектора военно-учебных заведений России великого князя Константина Константиновича Романова:

«Хоть мальчик ты, но сердцем сознавая

Родство с великой воинской семьей,

Гордися ей принадлежать душой.

Ты не один: орлиная вы стая.

Настанет день, и, крылья расправляя,

Счастливые пожертвовать собой,

Вы ринетесь отважно в смертный бой.

Завидна смерть за честь родного края!

Но подвиги и славные дела

Свершать лишь тем, в ком доблесть расцвела:

Ей нужны труд и знанье, и усилья.

Пускай твои растут и крепнут крылья,

Чтоб мог и ты, святым огнем горя,

Стать головой за Русь и за Царя».

К. К. Романов «Кадету». 1909 г.

В кадетских корпусах сформировалась своеобразная духовная атмосфера. Сама среда и обстановка воспитывали жертвенность, готовность своей грудью прикрыть товарища в бою. Не пустыми словами в жизни кадетов были: «Береги брата-кадета, не подставляй товарища под удар», «Сам погибай, а товарища выручай». Кадеты жили одной семьей и стояли друг за друга горой. Кадетское братство основывалось на чувстве абсолютного равенства. Честь, товарищество, любовь к Родине – на этих трех китах держалась духовная жизнь кадетов.

«Жизнь Родине, честь – никому!» — в этих гордых и мужественных словах кадетского девиза отражен самый высокий смысл понятия «честь мундира»: верность присяге и воинскому долгу, гордость за доблестных предков и ответственность перед потомками, достоинство личности офицера и солдата. Без таких прекрасных духовных устремлений не было бы героев, готовых посвятить свою жизнь служению Отечеству. Именами лучших из них создавалась российская слава. Из мальчишек-кадетов выходили великие люди, такие, о которых слагают стихи и песни.

Целая плеяда блистательных боевых офицеров, адмиралов, генералов и маршалов, путешественников, первооткрывателей, художников, композиторов, писателей и поэтов – питомцев кадетских корпусов – навеки вписала лучшие страницы в историю России.

Это герои Отечественной войны 1812 года: генералиссимус А. В. Суворов, фельдмаршал М. И. Кутузов, генерал-лейтенант Я. П. Кульнев, генералы П. П. Коновицын, Д. С. Дохтуров. Это и адмиралы П. С. Нахимов, М. П. Лазарев, Ф. Ф. Ушаков, Ф. Ф. Беллинсгаузен, И. Ф. Крузенштерн, который с 1827 по 1842 года руководил Морским кадетским корпусом. Это декабристы – К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол. Генералы – А. А. Брусилов и Д. М. Карбышев; мореплаватели – В. М. Головнин и Е. В. Путятин…

Это писатели – А. А. Бестужев, В. И. Даль, Ф. М. Достоевский, А. И. Куприн, Н. С. Лесков, В. Ф. Одоевский, А. Н. Радищев; поэты – Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Е. А. Баратынский; художники – А. П. Боголюбов, В. В. Верещагин, П. А. Федотов. Это и учёные – изобретатель летательных аппаратов А. Ф. Можайский, географ и геолог П. А. Кропоткин, летчик-испытатель П. Н. Нестеров…

Выпускник кадетского корпуса мог выбирать дальнейшую судьбу из нескольких вариантов: служба в армии, учеба в юнкерском училище, гражданская служба в статском чине 14-го класса. Целые семейные династии становились выпускниками корпусов: Римские-Корсаковы, Тухачевские, Карбышевы. Династия Римских-Корсаковых прочно вошла в историю Морского корпуса: его директорами в разное время были четыре выходца из этой семьи. Одним из лучших корпусных директоров стал Воин Андреевич Римский-Корсаков, старший брат композитора Николая Андреевича.

Морской корпус также закончил Владимир Иванович Даль. Многие черты и эпизоды из жизни в кадетском корпусе отражены писателем в повести «Мичман Поцелуев». Тридцать четыре слова из кадетского жаргона В. И. Даль включил в свой «Толковый словарь живого великорусского языка». Яркие впечатления от учебы в кадетском корпусе оставили на страницах своих произведений А. И. Куприн «На переломе» и Н. С. Лесков «Кадетский монастырь», «Приведение в Инженерном замке (Из кадетских воспоминаний)». В этих книгах – целый мир, полный кадетских обычаев и традиций, торжественных церемоний и ребяческих шалостей, а также о чувстве великой гордости за свой кадетский мундир и погоны.

Суворовские и нахимовские училища заимствовали лучшие традиции кадетских корпусов. Первые суворовские училища появились в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Учились в них дети погибших офицеров. Некоторые из «сынов полка» сами участвовали в боевых действиях, уже имея ордена и медали «За храбрость».

Сталинградское СВУ. 1943 г.

Воспитанники Ставропольского СВУ. 1943 г.

Нахимовцы. Ленинград. 1946 г.

У истоков возрождения кадетских классов стояли бывшие суворовцы. 11 июня 1996 года Правительством Российской Федерации утверждено «Положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах». 9 апреля 1997 года Президентом Российской Федерации было подписано распоряжение «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ».

Кадеты – просвещенная элита российского общества с ХVIII по ХХIвек. Они взяли из истории России все самое лучшее, самое возвышенное. С самого начала и Сухопутный, и Морской корпуса задумывались как элитные учреждения с высоким уровнем образования, воспитания, с особым кодексом чести.

Сегодняшние кадеты – это завтрашние защитники нашего Отечества, это будущие ученые, военные, юристы и экономисты, врачи и учителя. Это им предстоит строить Россию в ХХI веке. И мы верим, что честь, целеустремленность, сила воли и выдержка, терпение, добро и справедливость – качества настоящего кадета – помогут им сделать будущее России великим и прекрасным!

Источники:

На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы. – М.: Изд-во Русь РКБ, 1998. – 254 с., ил.

Торжественно клянусь. Журнал «Детская энциклопедия». – М.: ООО «Детская энциклопедия», 2007. -№ 9.

Шевченко П. Детство, отданное кадетству/Шевченко П.//Родина. – 2018. — № 4. – с. 102 – 105.

https://cyberleninka.ru/article/n/rodnoy-yazyk-est-dlya-russkogo-yunoshi-predmet-samyy-vazhnyy

https://biblioteka-poeta.ru/kadetu/k-r-romanov-k-k

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=87644

Источники изображений:

https://spbkk.mil.ru/more/Novosti/item/267289/ — заглавное изображение

https://www.kremlin-izmailovo.com/o-kremle/novosti/prazdnovanie-dnya-vmf-v-muzee-istorii-rossiyskogo-flota-v-crk-kreml-v-izmaylovo

https://vadimus58.livejournal.com/32317.html?amp=1

https://dzen.ru/media/russiainphoto/deti-voiny-snimki-iunogo-sovetskogo-pokoleniia-vtoroi-poloviny-40-godov-5f8ff76abe60787eb98462be

https://pandiaonline.ru/text/81/437/3805.php

http://gladiator-tula.ru/novosti/81-forma-kadeta-2020

https://pastvu.com/p/286648

https://mikhael-mark.livejournal.com/1184527.html

https://pobedarf.ru/2021/02/11/stolichnyh-kadet-obedinit-forum-na-katke/

https://kmkk.mil.ru/more/Novosti/item/126296/

http://rusgeneral.ru/general_m5.html

https://dzen.ru/media/id/5f86fd185df67a25c1cb8b3b/konstantin-konstantinovich-romanov--ne-tolko-general-no-i-poet-5fec3840e08bb3522ff53a5f

https://eponym.ru/Search/Object/1017

1266
Нет комментариев. Ваш будет первым!