Владимир Высоцкий: «Время подвиги эти не стёрло…»

Владимир Высоцкий: «Время подвиги эти не стёрло…»

«Это был невероятно талантливый человек, невероятно одаренный, совершенно замечательный стихотворец. Рифмы его абсолютно феноменальны.»

И. Бродский

Владимир Высоцкий… Это имя и сегодня знакомо каждому русскому человеку. Он вошёл в нашу жизнь в «магнитофонную эпоху». Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышались повсюду.

25 января 2023 года Владимиру Семёновичу Высоцкому исполнилось бы 85 лет. Он торопился жить: игра в театре, съемки в кино, концерты, поездки за рубеж. Жизнь его неслась стремительно и оборвалась в 42 года.

Есть поэты, творчество которых никого не оставляет равнодушным. Их читают и перечитывают, любят и отвергают, понимают и не понимают. О таких поэтах много пишут, спорят, стараются навести на них «хрестоматийный глянец». Но все усилия подвести творчество поэта к однозначным оценкам оканчиваются неудачей, так как об их творчестве нельзя сказать «хорошо» или «плохо». Оно не зависит от времени и пространства, оно принадлежит всем и каждому. Таким сложным, интересным и необъяснимым остаётся для нас творчество Владимира Высоцкого. Он еще при жизни был поистине легендарен. Он пел на всю страну, и его песня приобретала силу набата и сокрушительность взрыва. Песни Высоцкого – доходчивые и простые – близки и понятны всем.

Три темы заняли наибольшее место в гражданской позиции поэта: Великая Отечественная война, массовые необоснованные репрессии и тупость бюрократизма, удушающего экономику и культуру страны. Во всех трех на первый план вышли проблемы нравственности, что и придало творчеству Высоцкого такое звучание, которое вызвало поистине всенародный отклик признательности.

Владимир Семенович Высоцкий написал более 600 песен и около 200 стихов: «дворовые», военные, о дружбе, о любви, о мужестве, о чести и бесчестии, юмористические, песни-диалоги. Он относился к поколению людей, которое теперь называют «дети войны». Он, его друзья, его родные пережили войну, глубоко чувствовали и понимали это время, военные потери, военное братство.

И тема нашей статьи – военный цикл стихов В. Высоцкого. Для него война – это время, которое ярче всего проявляет характеры людей и их жизненную позицию. Фронтовики были искренне убеждены, что автор воевал: не может так писать человек, сам не хлебнувший лиха на войне.

«Песни Высоцкого о войне – песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных и добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину».

Роберт Рождественский

В произведениях Высоцкого о Великой Отечественной войне звучит тема беспримерного подвига советского воина. Вершиной военного цикла является песня «Мы вращаем Землю».

«От границы мы Землю вертели назад —

Было дело сначала.

Но обратно её закрутил наш комбат,

Оттолкнувшись ногой от Урала.

Наконец-то нам дали приказ наступать,

Отбирать наши пяди и крохи,

Но мы помним, как солнце отправилось вспять

И едва не зашло на востоке…

…Ось земную мы сдвинули без рычага,

Изменив направленье удара…

…Кто-то там, впереди, навалился на дот —

И Земля на мгновенье застыла…

…Но на запад, на запад ползёт батальон,

Чтобы солнце взошло на востоке.

Животом — по грязи, дышим смрадом болот,

Но глаза закрываем на запах.

Нынче по небу солнце нормально идёт,

Потому что мы рвёмся на запад».

В стихотворении показан яркий поэтический образ подвига советского солдата в Великой Отечественной войне, когда было сделано поистине невозможное: казалось, все рухнуло, пропало, и скоро солнце действительно скроется на востоке, и наступит непроглядная тьма. Множество государств сдавалось на милость победителя. Но наш комбат остановил вращение Земли и закрутил планету обратно, пока не дошел до Берлина.

В военном деле давно заметили, что одна армия способна наголову разгромить другую, превосходящую по численности, с превосходством в воздухе, с лучшей военной техникой, лучше вооруженную и снабженную всем необходимым, с более опытными генералами, офицерами и солдатами. Но всё решает один фактор – боевой и моральный дух человека. Поэтическое чутье подсказало Высоцкому, что именно этот фактор должен быть ключевым в осмыслении и изображении Великой Отечественной войны.

«Вцепились они в высоту, как в свое.

Огонь минометный, шквальный...

Но снова мы лезли, хрипя, на нее -

За вспышкой ракеты сигнальной.

Ползли к высоте в огневой полосе,

Бежали и снова ложились,

Как будто на этой высотке

Дороги и судьбы скрестились…

Все наши деревни, леса, города

В одну высоту эту слились -

В одну высоту, на которой тогда

все судьбы с путями скрестились».

«Высота», версия.

Высота, на которую бойцы идут в атаку, как образ Родины, которую надо отвоевать у врага, даже если придется штурмовать семь раз! Для Высоцкого воинский подвиг – это всегда подвиг самоотверженного ратного труда. Именно в этом он видит закономерность победы нравственного начала в войне. Его образы подкупают прежде всего своей зримостью, конкретностью фронтовых будней.

Песня «Черные бушлаты», посвящена реальным событиям – Евпаторийскому десанту. «Черная смерть» — звали их в паническом страхе фашисты. Тральщик «Взрыватель» прикрывал высадку десанта и в ходе боя сел на мель. Его экипаж до последнего продолжил сражаться, пока не погиб. Из всего десанта выжили только 40 человек, которые смогли прорваться к партизанам.

«За нашей спиною остались паденья, закаты…

Ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлёт!

Мне хочется верить, что чёрные наши бушлаты

Дадут мне возможность сегодня увидеть восход.

Сегодня на людях сказали: «Умрите геройски!»

Среди песен Высоцкого есть песня «Спасите наши души», написанная в 1967 году, которую называл одной из своих любимых. Она относится к циклу военных песен и речь в ней идёт о подводной лодке, получившей задание торпедировать собой вражескую верфь.

«Уходим под воду

В нейтральной воде.

Мы можем по году

Плевать на погоду,

А если накроют —

Локаторы взвоют

О нашей беде.

Спасите наши души!

Мы бредим от удушья.

Спасите наши души!

Спешите к нам!

Услышьте нас на суше —

Наш SOS всё глуше, глуше.

И ужас режет души

Напополам… И рвутся аорты,

Но наверх — не сметь!

Там слева по борту,

Там справа по борту,

Там прямо по ходу

Мешает проходу

Рогатая смерть!»

Нравственность и гуманизм. Эти два понятия пронизывают песни Владимира Высоцкого, в том числе и о войне. Они побуждают его исполнить еще одну заповедь подлинного поэта – призвать «милость к падшим», к попавшим в беду.

«Всего лишь час дают на артобстрел —

Всего лишь час пехоте передышки,

Всего лишь час до самых главных дел:

Кому — до ордена, ну, а кому — до «вышки».

За этот час не пишем ни строки —

Молись богам войны артиллеристам!

Ведь мы ж не просто так — мы штрафники,

Нам не писать: «…считайте коммунистом».

«Штрафные батальоны»

Штрафные батальоны создавались во время Великой Отечественной войны из людей, осужденных за различные уголовные преступления. Часто туда попадали люди, за так называемые политические преступления – «враги народа». Чаще всего «штрафников» использовали для разведки боем, после которой мало кто возвращался. За доблесть в боях с большинства была снята судимость, а многие награждены медалями и орденами. Они доказали, что могут защищать свою Родину ничуть не хуже, а даже лучше других.

«…У штрафников один закон, один конец —

Коли-руби фашистского бродягу,

И если не поймаешь в грудь свинец —

Медаль на грудь поймаешь за отвагу…

…Считает враг: морально мы слабы —

За ним и лес, и города сожжёны.

Вы лучше лес рубите на гробы —

В прорыв идут штрафные батальоны!»

На войне, как и в жизни, нельзя прощать ни трусость, ни подлость, ни предательство. Но когда человек оказывается в беде – на войне ли, в жизни ли, — ему надо помочь, выразить сочувствие.

«…И во веки веков, и во все времена

Трус, предатель — всегда презираем,

Враг есть враг, и война

всё равно есть война,

И темница тесна,

и свобода одна —

И всегда на неё уповаем…

…Чистоту, простоту мы у древних берём,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остаётся добром —

В прошлом, будущем и настоящем!»

«Баллада о времени».

Песня «Братские могилы» очень точно повествует о сохраняемой народом памяти об ушедших на войну, о не вернувшихся домой воинах. Песня была написана для спектакля «Павшие и живые», а прозвучала в кинофильме «Я родом из детства». Высоцкому нравилось, когда ее исполнял Марк Бернес. Слова про Вечный огонь и горящее сердце солдата звучат очень образно и символично. Вечный огонь должен вечно напоминать об ушедшем в прошлое великом горе – войне! Напоминать о потерях нашего народа, о потере в войне известных и неизвестных защитниках Родины. Напоминать о победе над фашизмом.

«На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче – гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты…

… У братских могил нет заплаканных вдов,

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?»

Летом 1969 года Владимиром Высоцким была написана песня «Он не вернулся из боя» для кинофильма «Сыновья уходят в бой»:

«Почему всё не так? Вроде всё — как всегда:

То же небо – опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода...

Только он не вернулся из боя…»

Это песня памяти о погибших товарищах, о тех, с кем вместе воевали, шли в атаку на врага, жили рядом, спорили, дружили...

Последние два куплета песни о том, что ушедшие от нас, наши павшие навсегда остаются с нами, как часовые в памяти, и кажется: не оставят нас даже в беде:

«… Наши мёртвые нас не оставят в беде,

Наши павшие – как часовые.

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло – для обоих...

Всё теперь – одному, только кажется мне –

Это я не вернулся из боя.»

«Наши павшие – как часовые» — эти строки вспоминаются, когда идёт «Бессмертный полк» людей, считающих героями ушедших от нас воевавших близких, родных и знакомых людей.

Всенародная любовь к Высоцкому не прошла. Она стала еще крепче с годами. Необыкновенный талант этого человека сделал его «своим» для миллионов людей. Он ушел от нас в 1980 году. С тех пор успели вырасти новые поколения молодёжи, но и для них Владимир Семенович остается кумиром, потому что говорит на их языке, об их проблемах — понятно и доходчиво.

После Великой Отечественной был Афганистан, потом – Чечня, сейчас – Украина… Песни Владимира Высоцкого не потеряли своей актуальности и значимости и в наше время. Как будто бы совсем недавно написана эта песня…

«Сегодня не слышно биенье сердец –

Оно для аллей и беседок.

Я падаю, грудью хватая свинец,

Подумать успев напоследок:

«На этот раз мне не вернуться,

Я ухожу – придёт другой».

Мы не успели оглянуться,

А сыновья уходят в бой...»

Идут годы, десятилетия, но поэзия Высоцкого не стареет.

«Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, — есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…»

Роберт Рождественский

Источники:

Высоцкий В. С. Четыре четверти пути: Сборник. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 286 с., ил., портр.

Высоцкий В. С. Нерв: Стихи. – М.: Современник, 1992. – 208 с.

Бестужев-Лада И. В. Открывая Высоцкого… — М.: Знание, 1988. – 64 с.

Солдатенков П. Я. Владимир Высоцкий. – М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1999. – 480 с., ил. – («Человек-легенда»).

Раззаков Ф. И. Владимир Высоцкий: «Я, конечно, вернусь…». – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 672 с., ил.

https://proza.ru/2020/05/31/1432

источники изображений:

https://kinohit.mirtesen.ru/blog/43297076367/111-redkih-fotografiy-V.-S.-Vyisotskogo?desktop=1

https://drasler.ru/vysockij-foto-s-borodoj-podborka/ — заглавное изображение

название статьи: В. Высоцкий «Баллада о времени»

Нет комментариев. Ваш будет первым!