Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Великий талант Василия Сурикова

Великий талант Василия Сурикова

Художник жив, пока жива молва о его произведениях. В 2023 году исполняется 175 лет со дня рождения русского живописца, мастера масштабных исторических полотен, академика и действительного члена Императорской Академии художеств – Василия Ивановича Сурикова.

Когда звучит имя этого замечательного художника, мы вспоминаем созданные им картины, перед нами оживают бессмертные страницы истории нашего народа, далекие события героического прошлого.

Василий Иванович Суриков родился 24 января (12 января по старому стилю) 1848 года в городе Красноярске, в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова, в прошлом – казака «большого полка», как именовались потомки сподвижников Ермака. Мать, Прасковья Фёдоровна, также принадлежала к старинному казачьему роду. С детства его окружала суровая природа, патриархальный быт, крепкие люди с сильными характерами. «Идеалы исторических типов воспитывала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье», — писал Суриков.

 В. Суриков. Автопортрет. 1879

В отцовском доме он черпал образцы для подражания – облики святых на иконах в серебряных окладах, лубочные картинки, толковавшие притчи, былины, гадания. Художественные наклонности перешли Сурикову от матери. Она замечательно плела кружева, вышивала картины гарусом и бисером. В августе 1854 года в связи с переводом отца на другую работу семья Суриковых переезжает в село Сухой Бузим. Здесь складывались его первые эстетические представления – в общении с природой, старинными книгами и вещами. Василий ходил с отцом на охоту, взнуздывал коня, носился по селу наперегонки с приятелями. Кроме физической ловкости родители замечали тягу мальчика к чтению – стихотворениям Пушкина, Лермонтова, к роману М. Загоскина «Юрий Милославский». 27 августа 1856 года Василий Суриков был определен в приходское училище Красноярска, а год спустя его перевели в первый класс уездного училища, где и состоялась встреча, во многом определившая его дальнейший жизненный путь. Учителем рисования здесь был Николай Васильевич Гребнев, получивший художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он не просто заметил интерес юного Сурикова к искусству, но и всячески способствовал развитию его дарования. Постоянные разговоры об искусстве, о великих художниках, копирование с гравюр старых мастеров, постепенно подводившего Василия Сурикова к пониманию классической формы, а также работа с натуры были своеобразной подготовкой к поступлению в Петербургскую академию художеств, ставшую уже тогда его целью и заветной мечтой.

В 1859 году в Сухом Бузиме ушел из жизни отец художника. Прасковья Фёдоровна с тремя детьми – Екатериной, Василием и Александром – возвратились в Красноярск. После смерти отца семья оказалась в трудном материальном положении.

В 1861 году Василий Суриков окончил курс уездного училища, а в 1864 году поступил на государственную службу: зачислен в штат Енисейского Общего Губернского Правления на мелкую канцелярскую должность. Но занятия рисованием он не оставлял. О том, что монотонная конторская работа казалась ему тошной, убедился красноярский губернатор П. Н. Замятин, когда, развернув поданную ему столоначальником бумагу, увидел на ней назойливую муху. После нескольких попыток согнать ее с места, он удостоверился, что перед ним искусный рисунок. Его создателя вызвали к начальству и вместо выговора дали поручение вести уроки рисования с дочерью губернатора. В декабре 1867 года Павел Николаевич Замятин обратился в Совет Императорской академии художеств с ходатайством о приеме В. И. Сурикова учеником в Академию. К прошению были приложены рисунки. В феврале следующего года Совет Академии рассмотрел прошение и дал положительный отзыв о способностях Сурикова. Красноярский городской голова, крупный золотопромышленник П. И. Кузнецов, принял на себя материальные заботы о будущем художнике и внес их вплоть до окончания им Академии художеств.

Суриков смог покинуть родной город лишь в декабре и в Петербург прибыл 19 февраля 1869 года. Его первое знакомство с Академией художеств началось с неприятности – его рисунки вызвали неудовольствие инспектора Шренцера, который равнодушно перебирая листы, констатировал: «Да вас за такие рисунки и мимо Академии пускать не следует». Успешно сдать вступительные экзамены Сурикову помешало отсутствие навыков рисование с гипсовых слепков. Но у него было «много веры в себя». Узнав о рисовальных классах в школе Общества поощрения художеств, он поступил туда и усердно принялся за работу. За короткий срок Суриков освоил трехлетний курс в классе педагога Михаила Васильевича Дьяконова. В августе 1869 года он выдержал конкурс и был принят в Академию художеств.

В. Суриков. Автопортрет. 1883-1884

Среди наук, которые ему следовало освоить, были гуманитарные и технические: русская и всеобщая история, эстетика, изящные искусства, археология, законоведение, анатомия, химия, физика, математика, строительное дело. Кроме образовательных предметов на первом месте значились предметы на звание «классного художника»: уроки рисования античных гипсов, копирование образцов классической гравюры, изучение натурной и этюдной техники. Стремление Сурикова к творческой самостоятельности и одновременно глубокий интерес к классическому наследию соединились в его работах во многом благодаря урокам Павла Петровича Чистякова – учителя, воспитавшего лучших живописцев России второй половины ХIХ века – Репина, Васнецова, Поленова, Врубеля. Василий Суриков, вспоминая своих учителей, выделял П. П. Чистякова особо – так же, как и своего первого красноярского наставника Н. В. Гребнева.

В 1870 году В. Суриковым была исполнена первая значительная живописная работа: картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». Медный всадник изображен зимним вечером, при романтическом лунном освещении и кажется особенно стремительным, как бы летящим. На голубом снегу лежат синие тени, видны золотистые отблески фонарей. Величавый силуэт Исаакиевского собора придает картине торжественность. Проезжающая вдали карета, неподвижно стоящие извозчичьи сани, немногочисленные фигуры прохожих оживляют пейзаж. При взгляде на полотно вспоминается поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»:

И, озарен луною бледной,

Простерши руку в вышине,

За ним несется Всадник Медный

На звонко-скачущим коне…

«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». 1870

От этой картины можно вести отсчет «петровской темы», занявшей в творчестве художника весьма значительное место. Петровские рисунки, переведенные в литографии, были посланы в Москву на Политехническую выставку в дни торжества по случаю 200-летнего юбилея Петра Великого. Работа эта была выполнена по заказу красноярского купца первой гильдии М. Сидорова – известного исследователя Русского Севера. М. Сидоров поставил пред художником задачу напомнить потомкам об истинно прогрессивном смысле петровских преобразований. Молодой художник сумел передать в своих произведениях главное: не царь, а народ творил суровую историю России петровской поры. Народ был жертвой этой эпохи, но он же был её главной силой.

Среди эскизов и картин, исполненных Суриковым в особенно плодотворном для него 1874 году, следует выделить «Пир Валтасара».

«Пир Валтасара». 1874

Молодой художник хорошо справился с созданием сложной многофигурной композиции на библейский сюжет. В том же году он создает свое первое произведение на сюжет из русской истории – картину «Княжий суд». Столкновение Руси языческой и христианской – это лишь самое общее из всех возможных определений идеи картины. Сцена великокняжеского судилища воссоздана им предельно правдиво.

Борьба идей, столкновение характеров продолжали оставаться для Сурикова главными и тогда, когда он работал над дипломной работой на Большую золотую медаль – «Апостол Павел объясняет догмы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста». Этой картиной он закончил обучение в Академии.

«Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста». 1875

Однако никому из четырех участников конкурса Большой золотой медали так и не присудили, а выдали дипломы на звание «классного художника» первой степени.

В 1877 году художнику предложили большую работу в Храме Спасителя: написать картины четырех Вселенских соборов на верхних стенах, примыкавших к арке хора. В работе над «Вселенскими соборами» Суриков раскрывал события, свершившиеся в первых веках новой эры и определившие основные законы христианской церкви. В июне художник переехал в Москву и остался здесь навсегда. Тогда же произошло первое сближение художника с В. Д. Поленовым, И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым. Они были увлечены тем же, чем и Суриков, — отечественной историей и русской стариной.

Картина «Утро стрелецкой казни» (1881) — первая большая самостоятельная работа В. И. Сурикова. Она отразила трагическое событие – казнь царем Петром I взбунтовавшихся против него в 1698 году стрельцов. Художник работал над картиной несколько лет. Все персонажи написаны с живых людей. Натурщиков Суриков искал повсюду. Для стрельца с черной бородой, например, позировал брат матери художника. Рыжего стрельца – центрального персонажа картины – того самого, который не снял шапку пред царем и дерзко скрестился с ним взглядом, он писал со случайно встреченного старика. А плачущая девочка – дочь самого художника. Смысловой центр произведения – в безмолвном споре Петра I с рыжебородым стрельцом. Это жестокое, бескомпромиссное столкновение нового, прогрессивного, что насильственно насаждал Петр, и старого, отжившего, которое так истово защищали стрельцы. В картинах Сурикова основное значение имеет выбор момента: когда наиболее полно раскрываются характеры изображенных людей. В картине «Утро стрелецкой казни» Василий Иванович показал не саму казнь – он вообще избегал изображать кровь, жестокие сцены — в своем полотне он хотел воплотить народную трагедию. Его восхищало мужество, стойкость, вера русских людей, не сломленная ни пытками, ни страхом смерти, хотя стрельцы и защищали уходящее, отброшенное в прошлое.

«Утро стрелецкой казни». 1881.

Создание картины «Утро стрелецкой казни» поставило молодого Сурикова на очень заметное место в русском искусстве 1880-х годов, а деньги, полученные им за нее от П. М. Третьякова, позволили и в будущем, не заботясь о хлебе насущном, создавать «свое».

Едва закончив это большое полотно, художник приступает к воплощению нового грандиозного замысла, и тоже петровской эпохи. В 1883 году закончена картина «Меншиков в Березове». Она вызывает восхищение. В русской живописи были уже созданы исторические полотна, воспроизводившие трагические события прошлого, в центре которых стояла судьба выдающейся личности. Эта тема волновала В. Г. Шварца, Н. Н. Ге, И. Е. Репина. Но ни у кого их них трагедия отдельной исторической личности не звучала так мощно, так величественно, как у Сурикова. Художник изображает царского любимца не в расцвете его блестящей карьеры, а в момент неожиданного падения. Трагедия пронизывает каждую деталь картины. Она выражена во всем – в композиции, в позах изображенных, в выражении их лиц, в холоде сибирского зимнего дня за окном.

«Меншиков в Берёзове». 1883.

Деньги, полученные за картину, дали Сурикову возможность осуществить давнишнюю мечту – поехать за границу, познакомиться с европейскими городами и музеями, с творениями великих мастеров прошлого. За границей Суриков много рисовал. Он изображал улицы Помпеи и Неаполя, Рима и Флоренции, Гренады и Севильи, писал архитектурные памятники. Там он вынашивает давний замысел картины о раскольниках ХVII века, людях, не согласившихся с реформой церковных обрядов, проведенной при царе Алексее Михайловиче. Вернувшись домой, художник приступает к работе. Героиней картины он избирает опальную боярыню Феодосию Прокопьевну Морозову, которая превратила свой дом в оплот раскольничества. Суриков запечатлел боярыню в тот момент, когда замученную пытками, закованную в тяжелые цепи, но не сломленную ее везут в санях к месту вечного заточения. Поиск натуры для главной героини занял у художника много времени, он написал много эскизов, но найти такое лицо, которое не терялось бы в толпе, никак не удавалось. Только к концу работы над картиной он нашел то, что искал. В облике боярыни Морозовой запечатлена простая сибирячка Анастасия Михайловна.

«Боярыня Морозова». 1887

«Боярыня Морозова» (1887) вызвала восторженный прием и зрителей, и критики. «Какое во всем тут богатое разнообразие характеров, чувств, настроений! – писал В. В. Стасов.– Русская история, русский ХVIIвек так и живут, так и дышат в картине. Глядишь на картину и чувствуешь себя перенесенным в тогдашнюю Москву…»

В 1887 году Василий Иванович переживает личную трагедию – смерть жены. Горе его столь глубоко, что он почти оставляет живопись и год проводит на родине, в Сибири. Забота родственников и целительная сила сибирской природы возвращают его к жизни и творчеству. Любовь к родному краю Суриков пронес через всю свою жизнь. Ему, его людям посвящены многие произведения художника.

«Взятие снежного городка». 1891

В 1891 году Суриков пишет картину «Взятие снежного городка», которая пронизана бодрым чувством радости жизни. «Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи…» — рассказывал Суриков. Затем он снова обращается к исторической теме. Итогом стали три больших полотна художника: «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899) и «Степан Разин» (1910).

Помимо исторического жанра, Суриков писал и портреты, но им принадлежит сравнительно скромное место. Если, конечно, не считать портретами те замечательные подготовительные этюды к историческим картинам, которые он писал с живых людей. Сам Суриков не считал себя портретистом. Лишь изредка он обращался к портретному изображению либо своих близких, либо людей, почему-нибудь особенно его заинтересовавших. Среди написанных им портретов есть изображение матери художника, его маленькой дочери, жены, его родных и близких, есть несколько автопортретов, карандашные зарисовки и акварельные наброски, изображающие его друзей.

Портреты матери, жены и дочери Василия Сурикова 

19 марта 1916 года Василия Ивановича Сурикова не стало. В родном городе художника – Красноярске — земляки создали музей, который вводит в атмосферу сибирского быта Суриковых. В экспозиции находятся фотографии, картины, переданные близкими родственниками. Большую лепту в формирование музейных фондов внесли Ольга Васильевна Сурикова и Петр Петрович Кончаловский. В усадьбу на Благовещенской улице приезжала Наталья Петровна Кончаловская – автор мемуарной книги «Дар бесценный», она передала на хранение работы деда и его личные вещи.

В. Суриков. Автопортрет. 1915

В наши дни корни прадеда ощущает Никита Сергеевич Михалков, вникающий в дела музея и оказывающий материальную поддержку. В Москве великому художнику воздвигнут памятник на Пречистенке лицом к лицу с Российской академией художеств. Его именем назван ведущий художественный институт, выпускники которого с гордостью говорят: «Мы – суриковцы!».

Источники:

Александров В. Н. История русского искусства. Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007. – 736 с., ил.

Популярная история русской живописи. – М.: Вече, 2002. – 512 с., ил.

Муратов А. М. Полная энциклопедия живописи. – М.: Астрель: Олимп, 2009. – 448 с., ил.

Пикулева Г. И. Василий Суриков. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2008. – 224 с., ил. – (Мастера).

Картины и художники. Журнал «Детская энциклопедия». – М.: ООО «Детская энциклопедия», 2010, № 2.

Художники. Журнал «Детская энциклопедия». – М.: ООО «Детская энциклопедия», 2006, № 11.

Долгополов И. Мастера и шедевры: В 6-ти т. Т. 4. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2008. – 480 с., ил.

https://biography.wikireading.ru/196674

Источник изображений:

https://gallerix.ru/album/Surikov

Нет комментариев. Ваш будет первым!