Северные челны. Ч.2.

Северные челны. Ч.2.

Продолжая разговор о плавательных средствах северян, стоит рассказать о судне корякских море­плавателей северо-западного побережья Охотского моря -  морской БАЙДАРЕ — АТТЭВААТ. Не кожаная на сборном карка­се, а деревянная. Байдара имела боль­шую грузоподъемность, и в условиях сурового Охотского моря, среди плаву­чих льдов она была самым приспособ­ленным видом транспорта и плаватель­ным средством для охоты на крупных ластоногих и китов. Байдары изготовливали из трех частей: носа, кормы и середи­ны. Они выдалбливались из огромных многолетних тополей отдель­но и собирались: их прочно сшивали по­лосками китового уса. Байдара была устойчивой на плаву, очень крепкой и на­дежной даже в условиях высокой вол­ны. Для прочности и хорошей остойчиво­сти, лучшего управления судном к днищу китовым усом пришивали деревянный киль.

Скамейки — банки были рассчита­ны на десять гребцов, которые, как ни странно, сидели лицом вперед. Широкая и длинная доска, наглухо прикрепленная поперек байдары, способствовала быст­рому маневру метателя гарпуна, сидяще­го впереди, а также возможности выпрыг­нуть на берег или на раненого морского зверя.

Некоторые детали байдары свиде­тельствуют о влиянии эвенов на берего­вых коряков Северной Охотии. Данные о плавательных средствах этого района приводятся в архивных до­кументах, датированных 1709-1711 года­ми. Подробное описание приводит иссле­дователь Линденау. Он, в частности, пишет: "Весла длиной в полторы сажени, полулопастных, в байдаре полагается десять: два сзади, на корме, которыми укрепляется один гребень, а восемь по обеим сторонам».

На байдаре с правой стороны oт острого носа имелся средних размеров деревянный крюк-оивалга. На него клали линь, который при охоте на кита отпуска­ли вместе с привязанным к нему гарпуном. Весла крепились к ременным уключинам по концам “банок". Байдара — аттэваат развивала сравнительно большую скорость и имела свои «спаса­тельные средства» — небольшую лодоч­ку-байдарку, обтянутую нерпичьей кожей. Среди пенжинских коряков есть ста­рожилы, которые помнят рассказы дедов об этом типе мореходных судов.

«Спаса­тельное средство» на большой байдаре-аттэваат - небольшая лодоч­ка, обтянутая нерпичьей кожей

Не можем мы не упомянуть сегодня и такое плавательное средство, как КАТАМАРАН. Необычное судно легко идет против течения, и только синяя вода звонко плещется между его двумя акулообразны­ми корпусами — сдвоенными батами.

Строенные баты-катамаран для перевозки грузов, р. Ковран, 1911 г. (по В. И. Иохельсону)

Два-три деревянных бата, соединены между собой перекладинами. На них палуба — дощатый настил. В одной из досок — округлое отверстие, на середине помос­та с двух сторон по деревянной уключи­не для весел.

Для чего отверстие, спросите вы? Для постановки второго шеста! На шест — парус: если ветер — против тече­ния — легче идти… Старожилы рассказывали, что под парусом даже в залив выходи­ли.

По реке Камчатке ительмены и кам­чадалы перевозили на катамаранах дро­ва, сено, собачьи упряжки. Позже ката­маран служил паромом для переправки лошадей. Без сдвоенных батов нельзя было наладить сложное сооружение на реках для лова лосося. Устойчивый ка­тамаран, тем не менее, после использо­вания снова разбирался.

Старожилы сел Ковран, Мильково, Усть-Камчатск рассказывали, что прежде ительмены соединяли даже по три бата. Тримаран был очень устойчив даже во время весенних и летних паводков, осен­них ветров. По-видимому, все группы ительменов использовали катамараны и тримараны, занимаясь рыболовством и, в меньшей степени, охотой на морских зверей.

Таким образом, почти у всех групп коряков восточного побережья Камчатки и у ительменов были катамараны. Катамараны спасают и сегодня там, где из-за мелководья не пройдут мотор­ная лодка, катер. Они устойчивы на воде, просты в изготовлении, о них не забыва­ют в старинных селах Камчатки.

Ещё один удивительный факт. Старожилы — коряки, потомки древ­них мореходов рас­сказывали: по рекам, озерам, лагунам, а иногда даже в прибрежной мелководной части Охотского моря предки пенжинцев плавали на ТРЕУГОЛЬНЫХ ПЛОТАХ. Они остойчивы на воде и не могли перевернуться, потому что были треуголь­ными. На них плавали в ледоход по ре­кам и по морю.

На северо-западе Камчатки, на границе обитания древних коряков, чук­чей и юкагиров, родилось искусство пла­вания на плотах треугольной формы. Преимущество такого плота налицо: любой из трех углов мог стать носом “ко­рабля", а противоположное ему бревно — кормой, что давало возможность лавиро­вать среди льдов. На плоту можно было грести как внутри его, так и снаружи, и весло по этой причине было основным орудием, хотя пользовались и шестом. Треугольный плот устойчив на плаву, прост в управлении и изготовлении.

Исследователь Владимир Ильич Иохельсон с супругой, собакой и участниками экспедиции сплавляется по реке Коркодон (ныне Среднеканский район) по пути из Гижиги в Верхнеколымск на традиционном северном плоту. 1901 г.

Древние коряки и юкагиры, конечно, были знакомы с обычным, связанным из параллельно расположенных бревен пло­том, а в более позднее время — с долб­леными из древесных стволов челнами. Но треугольный плот — одно из древней­ших плавательных средств народностей Северной Камчатки. Его возраст, по-видимому, — неолит. Выйдя к берегу моря несколько тысяч лет назад, охотники сна­чала робко, а потом все активнее осваи­вали его прибрежную часть.

Итак, сегодня мы убедились — северные челны – важная часть культурного наследия народов Камчатки, а наша с вами задача, дорогие читатели, эту культуру сохранить.

Продолжение следует!

Источники и литература по теме:

1. История и культура ительменов: историко-этнографические очерки. – Лениград: Наука. – 1990.

2. Аров В.Н. Способы добычи и обработки рыбы у коренных народов Камчатки // Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки. Историко-краеведческий сборник, Вып. 1. — Петропавловск-Камчатский, 1999. — С. 15-20.

3. Арктика — мой дом. Народы Севера земли: полярная энциклопедия школьника: книга для детей сред. и старш. шк. возраста. — М.: Северные просторы, 2001. — 285 с.: ил. — Указ. имен: с. 276–277.

Нет комментариев. Ваш будет первым!