Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Руки мастера дивное диво творят

Руки мастера дивное диво творят

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2022 год Годом культурного наследия народов России. Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации.

Сегодня мы предлагаем совершить небольшое путешествие в мир национального русского искусства, познакомимся с великолепными творениями мастеров.

Быт, ремесло, искусство – эти три понятия тесно переплелись между собой в жизни народа. Вспомнить хотя бы русские костюмы, которыми мы любуемся в праздничные фольклорные дни – это же настоящие произведения искусства. А создавали их не художники-модельеры, а обычные крестьянки, передающие свое умение из поколения в поколение. Веками накапливалось мастерство людей, занимающихся своим ремеслом. Сколько труда, терпения и таланта нужно вложить в собственное творение, чтобы оно запомнилось людям. Многие ремесла России стали известны не только на родине, но и далеко за ее пределами.

Жизнь русских крестьян – это непрерывный труд. В крестьянском хозяйстве все делалось своими руками. Мужчины занимались работой в поле, охотой, рыбной ловлей, домашними ремеслами. Крестьянин должен был суметь и дом поставить, и мебель смастерить, и поле вспахать. Женщины занимались домашним хозяйством, огородом. Хозяйка умела и прясть, и шить, и ткать, и хлеб в печи испечь. Быть хорошими хозяевами – значит, постоянно много трудиться.

Мальчиков учили с тринадцати лет боронить поле, пахать, косить сено, приучали работать топором, сохой, управляться с лошадью. Девочки с семи лет начинали заниматься рукоделием. Каждая девочка должна была научиться доить корову, готовить еду, ухаживать за скотиной. Дети были надежными помощниками родителям. Вспомним несколько пословиц о труде:

— Без дела жить – только небо коптить.

— Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.

— Не привыкай к безделью, учись рукоделью.

— Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

Человека, в совершенстве освоившего свое дело, называли мастером. В народе говорили: «Ремесленников много, а мастеров мало». И в наше время приводят в восхищение подлинные шедевры народных умельцев.

И начнем мы наше путешествие со старинного села с веселым названием Хохлома. Первоначально слово «хохлома» означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного монголо-татарского ига, время обновления храмов и церквей. Местные леса дали приют бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам. Эта земля была бедна, и народные промыслы стали новым источником существования. Среди староверов оказалось немало художников-иконописцев. Одни из них продолжали писать скорбные лики святых, другие стали украшать обиходную деревянную точёную и резную посуду. И пошли в Подмосковье обозы с хохломской посудой: ведёрные чащи, братины, плошки, ложки. И всё не простое, не серое, а подсвеченное суриком и будто золотое, поэтому называют хохломскую посуду – деревянное золото. Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце ХIХ века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже хохлома получила Гран-при. Особенно много покупали ее торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. С началом ХХ века народные промысли пережили кризис, вызванный Мировой и Гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. В наши дни хохломская роспись развивается в двух центрах — городе Семенове, где с 1920-х годов находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», и в деревне Семино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник».

Следующая наша остановка в Подмосковье – село Гжель, где мастера создают чудо-посуду. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

Знаменитый гжельский фарфор появился в конце ХVIII века. Стоил он очень дорого и был в чести у купцов и дворян. Секретом этого тонкого производства в период зарождения владели буквально единицы. Мастера прославились выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В ХIХ веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет – синей подглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались мелкие заводы и крупные предприятия.

Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируются красота, гармония, сказка и быль. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатое фантазией и гармоничностью творчество. В производстве фарфора Гжель следует за старыми российскими традициями. Мастера каждое изделие расписывают только вручную. У гжели собственный стиль: синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает синий цвет.

Следующим местом нашего путешествия будет подмосковная деревня Жостово. Чем же прославили себя жостовские мастера? Они расписывают чайные подносы. На Руси издавна любят пить чай, и чайный поднос с самоваром или угощением всегда кстати. История жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Первым лакированным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробовых-Лукутиных, основанная в конце ХVIII века в селе Федоскине, в семи километрах от Жостова. Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах. Творцами красочных, в основном цветочных, орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, четкость рисунка.

Главная тема украшения жостовских подносов – букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск – это традиция. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к светлым. В росписи как будто оживают цветы. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Наше путешествие продолжается на север нашей страны – в Вологодскую область. Она славится своими неповторимыми кружевами. Кружева плели на этой земле давным-давно, а первая кружевная фабрика появилась в селе Ковырино в 20-х годах ХIХ века. Постепенно они входили в моду. Под руками мастериц рождались узорчатые шарфы, воротники, накидки, покрывала, косынки, платья и даже летние кружевные пальто. Вологодская невеста почти два года сидела за работой, затейливо и тщательно выплетая из тончайших ниток свадебные одежды.

Кто видел вологодские кружева, непременно удивляются разнообразию узоров, чарующей их красотой. В старых кружевах угадывались павлины, петухи, цветы и деревья. В 30-х годах «влетели» в кружевную ткань самолеты, вошли трактора, кимовские значки, гербы и даже сцены из жизни колхозной деревни.

Вологодские кружева отличаются от елецких и вятксих и построением орнамента, и техникой плетения. У каждого из них есть свое, авторское название: глазок, березка, саечка, воронья лапка, денежка, овсинка, колесико, листочек, речка, пуговка, елочка, паутик, пряничек, снежинка, морозы, медальон, банты… Сегодня центром производства настоящих вологодских кружев является вологодская кружевная фирма «Снежинка».

Россия славится своим народным творчеством, талантливыми мастерами. Сегодня мы только немного приоткрыли книгу русских ремесел, а ведь их великое множество: это и оренбургские платки, и палеховские шкатулки, и золотое шитье, и павловопасадские платки, и замечательный промысел – игрушечный. Тут и прославленная матрешка, и дымковская, каргопольская, богородская игрушки. Каждое творчество несет в себе частичку мастера, каждое из них уникально, пропитано добротой и красотой. Всё самое лучшее и светлое, накопленное веками и облеченное в поэтические формы, русский народ донес до своих потомков. Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире.

Источники:

Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.

Короткова М. В. Традиции русского народа. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 96 с., ил. – (Наше Отечество).

Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. – М.: Белый город, 2008. – 141 с, ил.

Улыбышева М. Русская изба: от лавочки до лавочки. – М.: Издательство «Настя и Никита», 2015. -24 с., ил.

Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001. – 159 с., ил.

Вологда: Проспект. – Вологда: «Вологодакнига», 1990.

https://www.culture.ru/s/god-kulturnogo-naslediya/o-gode/

Источники изображений:

https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/hohloma/

https://udmddn.ru/articles/narodnye-promysly/

https://fishki.net/2855403-50-ottenkov-sinego-istorija-gzhelyskogo-narodnogo-promysla.html

https://nevsepic.com.ua/rekomenduem/26439-chto-zhe-takoe-zhostovskaya-rospis-26foto.html

https://vplate.ru/kruzhevo/vologodskoe/

https://dzen.ru/a/Xag6lfVX0ACtqGiz

https://calipsyashci.livejournal.com/1063670.html?replyto=5519862 – заглавное изображение: Художник И. Белковский

1202
Нет комментариев. Ваш будет первым!