Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Солнечный мир Лопе де Вега

Солнечный мир Лопе де Вега

Светлая, жизнерадостная эпоха Возрождения, пора надежд, благих порывов и веры в силы человеческого разума подарила мировой литературе величайшего мастера испанского драматического искусства — Лопе де Вега, имя которого стало символом испанского театра. Его пьесы знали все. За открытия в драматическом искусстве его называли Колумбом поэтических Индий, а за светлый, жизнерадостный талант – Солнечным или Золотым Лопе.

Лопе де Вега родился 25 ноября 1562 года в Мадриде. Его отец, выходец из крестьянской семьи, был довольно состоятельным человеком, имевшим в Мадриде собственное золотошвейное заведение. Он дал сыну хорошее образование и дворянство, купив по обычаю тех времен патент на дворянское звание. 

Лопе де Вега учился в университете, некоторое время слушал лекции в Королевской академии математических наук. Писать начал с одиннадцати лет. С детства он изучал иностранные языки, проявляя блестящие способности. Этот одаренный поэт с именем, известным всей стране, служил секретарем при знатных особах Испании.

Лопе де Вега принял участие в походе испанского флота «непобедимой Армады» к берегам Англии в 1588 году и во время похода, подражая Ариосто, написал поэму под названием «Красота Анжелики».

Лопе де Вега заметил, что пьесы, написанные по строгим правилам классицизма, не нравятся зрителям. Пышные фразы героев воспринимаются холодно, яркие страсти кажутся чрезмерными. Лопе де Вега хотел писать для простых людей:

«…правила народ

У нас не чтит, скорей – наоборот».

В романе «Дон Кихот» Мигель де Сервантес называл его «величайшим писателем». Говоря о пьесах Лопе де Вега, он писал: «Сколько в них блеска, изящества, сколько превосходных стихов, мудрых рассуждений и глубокомысленных изречений; одним словом, язык и слог их столь возвышен, что комедии эти славятся на весь мир». 

Театр Лопе де Вега 

В чем же причина? В отступлении от правила трёх единств — единства времени, места, действия.

Основатели театра эпохи классицизма требовали от авторов единства впечатления, для трагедии – трагического, а для комедии – смешного. Лопе де Вега считал, что в жизни не бывает все трагично или все смешно. По его мнению, в театре должно быть «смешение трагического с забавным», «смесь возвышенного и смешного»:

«Ведь и природа тем для нас прекрасна,

Что крайности являет ежечасно».

Драматург разработал свою теорию сценической интриги. По его мнению, интрига – это нерв пьесы, которая связывает пьесу воедино и держит зрителя в плену сцены. С самого начала, едва лишь на подмостках появились первые актеры и сказали первые слова, интрига уже должна подобно нити Ариадны, вести зрителя по лабиринту сюжета пьесы.

О Лопе де Вега ходила легенда, что за всю жизнь он не зачеркнул ни одной строки в своих сочинениях и не исправлял своих стихов из принципа, придерживаясь якобы взгляда, что поэзия есть сфера вдохновения, а не труда. Поэт сам опровергает эту легенду. Один из героев его пьесы «Овечий источник» – крестьянин Менго, балагур и весельчак, а при случае и поэт, остроумно осуждает тех, кто «сочиняет быстро», без труда, кто

«…свои стихи

В тетрадь швыряет мимоходом,

Надеясь скрыть под липким медом

Обилье всякой чепухи». 

Кабинет Лопе де Вега 

По количеству написанных пьес для театра, пожалуй, никто еще не превзошел этого самого известного испанского драматурга. По его словам, он написал более восьмисот пьес, но до нашего времени сохранились лишь четыреста двадцать шесть. Все они в стихах, в сумме составляющих 21 316 000 строк. Работа ни над одной из пьес не заняла у своего создателя более трех дней, а часто он писал пьесу за сутки. Нередко во время работы за спиной автора стояли актеры, которые выхватывали листы с еще не просохшими чернилами и бежали репетировать.

Свои творческие принципы Лопе де Вега сформулировал в поэме «Новое искусство писать комедии в наше время». Об искусстве сочинять комедии Лопе де Вега сказал однажды так: «Когда мне нужно писать комедию, я запираю все правила на тройной замок и выгоняю из своего кабинета Плавта и Теренция, чтобы не слышать их вопли…»

Лопе де Вега подробно говорит об интриге пьесы и ничего о формах раскрытия характера, об идеях, жизненных проблемах. Для него казалось очень важным разъяснить, что:

«Акт первый предназначен для завязки,

Второй же – для различных осложнений,

Чтоб до средины третьего никто

Из зрителей финала не предвидел.

Поддерживать полезно любопытство

Намеками на то, что быть финал

Совсем иным, чем ожидаем, может».

Всё это действительно важно, хотя и совсем не обязательно.

Лопе де Вега не любил риторических украшений в своих произведениях, он считал, что язык персонажей должен быть простым и выразительным:

«…чтоб был язык комедий

Чист, ясен, легок и не отличался

От языка обычного нисколько…

Цитаты из Писанья неуместны,

И не нужны нарядные слова».

Все пьесы Лопе де Вега искрятся весельем и влюбленностью в жизнь. Театр его – светлый, жизнеутверждающий. Драматург любил людей энергичных и побеждающих. Нет ни одной пьесы, где не было бы одного‑двух положительных героев, которым от души не симпатизировал бы автор. Поэтому драматический конфликт в его пьесах строится на темах любви, чести и подвига, которые больше всего волновали людей:

«Нет превосходней тем, чем темы чести;

Они волнуют всех без исключенья.

За ними темы доблести идут, –

Ведь доблестью любуются повсюду».

Комедия, по мнению Лопе де Вега, – это «зеркало жизни». Она полна острот, в ней «с легкой шуткой… переплетается мысль».

Если говорить о главном свойстве творчества Лопе де Вега, об основном его качестве человека и поэта, то следует прежде всего сказать о его оптимизме. Он был человеком, который не знал усталости, уныния, человеком, деятельным, энергичным. Лопе де Вега – это вечный юноша, его молодость, здоровье, оптимизм и радость жизни неиссякаемы.

В создании любовных комедий Лопе де Вега не имел себе равных среди испанских драматургов. Один из его героев говорит: «Прегрешения, вызванные любовью, достойны прощения». В комедии «Собака на сене» любовь преодолевает все препятствия, ломает сословные рамки, побеждает эгоизм и наполняет жизнь героев высшим смыслом. 

В этом произведении появляется образ ловкого и остроумного слуги, держащего в руках основные нити интриги. Разумеется, он не был новым в истории драматургии, но у Лопе де Вега вышел таким ярким и находчивым, что перед ними меркнут все его предшественники. Слуги в пьесах Лопе де Вега не только комичны, но ещё и ироничны и умны. Они оценивают все события с точки зрения здравого смысла, шуткой, пословицей, анекдотом, приземляя высокие порывы своих ослеплённых чувствами господ. Именно слуги часто решают участь героев, устраивают их счастье.

Известно, что сюжет трагедии о Ромео и Джульетте не принадлежит Шекспиру, более того, он стал не вторым и не третьим автором, посчитавшим этот сюжет достойным своего пера. Одна из первых версий истории о Ромео и Джульетте принадлежит итальянскому писателю Луиджи Да Порто. Сюжет оказался настолько интересным, что в течение XVI века его многократно интерпретировали по всей Европе. Лопе де Вега на основе новеллы Да Порто создал собственную версию истории любви Розело и Джулии в пьесе «Los Castelvinos y Monteses», завершив ее счастливой развязкой. Лишь потом за перо взялся Шекспир, создав одну из своих знаменитых трагедий. 

Лопе де Вега был дружен с Мигелем де Сервантесом, автором знаменитого романа «Дон Кихот». Один прославился тем, что сконцентрировал все свои знания и чувства в одной гениальной книге, другой — тем, что создал множество произведений самых разных жанров. Сервантесу удалось все нравственные проблемы, волновавшие душу испанца, возвести в статус категорий, понятных для человека любого времени и любой страны, а Лопе де Вега стал истинным голосом своего народа. Нет ни одной темы, ни одной мысли, ни одного события, которых бы он не коснулся в своём творчестве. 

Мигель де Сервантес 

Лопе де Вега родился в Мадриде и прожил двадцать два года в доме № 11 по улице, ныне носящей его имя, а рядом находится улица Лопе де Веги, где в монастыре был погребен Мигель де Сервантес.

Слава Лопе де Вега была тесно связана с его легендарной работоспособностью. Перо драматурга не поспевало за полётом мысли. Написать за два дня три тысячи строф комедии было для Лопе детской забавой, в то время как самый ловкий и самый быстрый переписчик запросил бы вдвое больше времени для того, чтобы просто переписать текст. Его пьесы поражали ещё и богатством лексики, и мастерством применения различных выразительных средств, что и делало Лопе «чудом природы». Ни один автор в мире не использовал столь обширный набор слов, как Лопе. Если кто-нибудь составит словарь языка Лопе, как был составлен словарь языка Шекспира, то в этом труде для всех нас будет немало сюрпризов. Произведения великого драматурга неплохо оплачивались, поэтому он был достаточно состоятельным человеком, что среди писателей встречается крайне редко. 

Памятник Лопе де Вега в Мадриде 

Лопе де Вега творил до конца своей жизни. За несколько дней до смерти он написал прекрасную поэму «Золотой век», в которой прославил свой народ, его историю, описывая легким, изящным стихом и нравы современности, и героические предания старины. Он создал богатейшую галерею художественных образов – ярких, незабываемых, прошедших испытание временем и навсегда оставшихся живыми.

Источники :

1.  Артамонов,  С.  Д.  История  зарубежной  литературы  XVII  –  XVIII вв.  /  С.  Д.  Артамонов.  –  Москва  :  Просвещение, 1978.  –  443,  [2]  с.

2.  Фочкин,  Олег.  Лопе  де  Вега  –  поэт  и  донжуан  /  Олег  Фочкин  //  Читаем  вместе  :  навигатор  в  мире  книг.  –  2012.  –  №  11.  –  С.  46–47.  –  (Из  истории  знаменитых  книг). 

Источники  изображений  : 

https://www.google.com/search?q=%D0%BB%D0%BE%D0%BF...

Нет комментариев. Ваш будет первым!