"Оставаясь ребёнком в душе..." (к 115-летию со дня рождения Астрид Анны Эмили Линдгрен)

"Оставаясь ребёнком в душе..." (к 115-летию со дня рождения Астрид Анны Эмили Линдгрен)

«Мама говорит, что жизнь подобна тесту. Каждый человек получает свой кусок теста и придаёт ему форму, какую хочет. От самого человека зависит, выйдет ли из этого теста ровный и красивый, сдобренный сливками каравай или кривая и косая маленькая булочка, подгоревшая по краям. А так как кусок теста получаешь всего один-единственный раз, то, если оно один раз подгорело, сделанного уже не воротишь».

Астрид Линдгрен «Бритт Мари изливает душу»


Яркие детские воспоминания остаются с нами на всю жизнь. Возможно, если бы детство Анны Эмилии Эрикссон не было таким насыщенным, мир никогда бы не узнал о шведской писательнице Астрид Линдгрен. Порывистая непоседливая девочка останется такой навсегда благодаря книге, которая во многом является автобиографичной. Речь идет, конечно же, о книге «Пеппи Длинныйчулок».

Сама Астрид уверяла поклонников в том, что одной из причин, развивших её писательские способности, стали суровые зимы Стокгольма, отсутствие средств и болезни дочки Карин, которая все время просила маму рассказать что-нибудь смешное. Именно тогда мама с дочкой вместе придумали Пеппи Длинный чулок — девчонку с упрямыми рыжими косичками. Тем не менее, по воспоминаниям друзей детства, именно такой и была будущая великая писательница, когда беззаботно проводила дни на ферме родителей. Деревенские забавы разнообразием не отличались – прыжки в стог сена, бег наперегонки по полям и лугам, ну и, конечно, покорение деревьев и крыш домов. Никто не ругал девочку за разбитые коленки и испорченные вещи. Астрид успевала помочь родителям в их бесконечных хлопотах. «Она уже тогда была живчиком. От неё словно искры летели», — вспоминали Астрид подруги детства. Такую неугомонность и любовь к играм она сохранила до глубокой старости.

По сложившейся традиции, в те времена книга поучала, наставляла на «путь истинный» и оберегала от необдуманных поступков. Писать о детских шалостях было не принято. Напроказничавший ребёнок, по законам жанра, получал наказание, делал вывод и мгновенно перевоспитывался. Книгу о приключениях Пеппи долго отказывались печатать издательства.

Выход книги, в которой порывистый нестандартный ребёнок был описан с любовью и пониманием, был встречен с недоумением. Детям история Пеппи понравилась – никаких нравоучений и скрытых смыслов. «Не пытайтесь воспитывать своих детей так, чтобы они «соответствовали требованиям общества». Общество далеко не совершенно. Пусть лучше общество станет таким, как дети». Это высказывание Астрид Линдгрен заставило многих родителей неодобрительно поджать губы. Со временем отношение к произведению изменилось. В настоящее время это одна из самых любимых книг не только в Швеции.

Ещё одной книгой о «неправильном воспитании» детей является трилогия о Малыше и Карлсоне. Ну чему хорошему может научить ребёнка хвастливый, жадный и невоспитанный «мужчина в самом рассвете сил»? В оригинальном источнике Малыш (кстати, у него есть имя – Сванте Свантесон) избалованный родителями, капризный и требовательный ребёнок. В пяти мультипликационных фильмах, снятых в 50-70х годах киностудией «Союзмультфильм», Малыш предстаёт перед зрителями одиноким мальчиком, родители которого всегда заняты на работе. У Малыша нет друзей и даже собаку завести ему не разрешают. Идею создания книги подсказала писательнице дочка Карин. Она рассказала маме о том, что когда она остаётся одна, к ней прилетает маленький человечек, который прячется от взрослых глаз. Многие дети имеют выдуманных друзей, компенсирующих им недостаток родительского внимания. Такие приятели помогают детям преодолевать страхи, создают иллюзию защищённости. Заметьте, Карлсон появляется в те моменты, когда Малышу особенно бывает тоскливо. Да и сам Карлсон, несмотря на «самый рассвет сил» ведёт себя как безответственный шаловливый (но, согласитесь, невероятно обаятельный) ребёнок. Современная мама отвела бы дочь к психологу, а Астрид Линдгрен написала сказочную повесть. Успех Пеппи повторить не удалось. Карлсон и сегодня не очень популярен на родине. Всё-таки плюшки воровать не хорошо, да и хамить взрослым не годится. В России же сказочная повесть необыкновенно известна, правда, во многом благодаря экранизации.

Астрид Линдгрен подарила читающей общественности детективы о сыщике Калле Блюмквисте, серию книг об Эмиле и грустные повести, например «Расмус-бродяга», «Мио, мой Мио!» и «Братья Львиное Сердце». Шведы любят шутить, что если весь тираж её книг поставить в одну стопку, то она будет в 175 раз выше Эйфелевой башни. Большинство произведений экранизированы, а также стали сценариями для спектаклей. Шведский режиссёр Улле Хельбум снял 17 фильмов по её книгам. В России большинство книг, к сожалению, мало знакомы читателям. В родной Швеции Астрид Линдгрен настолько прославилась, что ей поставили памятник ещё при жизни. Она стала первой писательницей страны, удостоившейся подобной чести. Астрид Линдгрен, наверное, первый писатель, решившийся на откровенный разговор с читателем о детских проблемах, страхах, сложностях без занудства и нравоучений. Её секрет прост.

«Один-единственный ребёнок на свете может меня вдохновить: тот, которым была когда-то я сама. Чтобы писать детские книги надо помнить, каким ты был в детстве». (Астрид Линдгрен)

Источники:

Садовская, Инна. Родом из детства / И. Садовская / Story: обыкновенные судьбы необыкновенныхлюдей. — 2019 — №1-2. — С.132-134.: ил. — (Угощение)

Линдгрен, Астрид. Пеппи Длинныйчулок / А. Линдгрен; ил. Е. Двоскиной. — Москва: Пушкинская библиотека; Санкт-Петербург :  Азбука-классика, 2005. — 221, [3] с.: ил.

Линдгрен, Астрид. Три повести о Малыше и Карлсоне / А. Линдгрен; послесл. И. Исаевой]. — Новосибирск :  Детская литература, 1993. — 413, [3] с.: ил.

Линдгрен, Астрид. Все о...: Мио, мой Мио; Братья Львиное Сердце; Суперсыщик Калле Блумквист; Крошка Нильс Карллсон / А. Линдгрен; оформл. Ю. Колесниковой]. — Санкт-Петербург  :  Азбука-классика, 2007. — 815, [1] с.: ил.

Линдгрен, Астрид. Бритт Мари изливает душу: повесть / А. Линдгрен; худож. Н.А. Федорова. — Москва  :  АСТ  :  Астрель, 2009. — 189, [3] с.: ил.

Линдгрен, Астрид. Мы все из Бюллербю: повесть / А. Линдгрен; худож. И. Н. Глазов. — [Изд. испр. и доп.]. — Москва: АСТ: Астрель, 2009. — 189, [5] с.: ил.

Использованы иллюстративные материалы с сайтов:

https://www.psychologies.ru/wellbeing/astrid-lindgren-kotoraya-jivet/

https://cdn.culture.ru/images/e27ec22b-b7f9-5f3d-81bc-f0bc2ea9a403

https://arzamas.academy/mag/563-astrid

https://www.yandex.ru/images/search?lr=87&nomisspell=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%81%D0%BE%D0%BD%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B9%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%82%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%B5&source=related-query-serp&pos=0&img_url=http%3A%2F%2Fbib-celina.ru%2Fimages%2Fnews%2F2020%2F04%2F2020-04-20-01-11-26.jpg&rpt=simage

Нет комментариев. Ваш будет первым!