Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Айны - удивительные и неповторимые!

Айны - удивительные и неповторимые!

Россия, страна удивительная! А ещё более удивительны люди, её населяющие. Мало найдётся в современном мире государств, обладающих столь же обильным национальным и культурным разнообразием. А уж стран, в коих существует столько совершенно различных во всех планах коренных народов, и вовсе не сыскать.  Сегодня предлагаем вам совершить путешествие в прошлое и познакомиться с культурой одного из древнейших народов  Дальнего Востока – загадочных айнов.

Издревле айны проживали на юге Камчатки, Сахалине, Курильских островах, в низовьях Амура, а также на Японских островах.

Территория исторического расселения айнов

Данные о первых айнах на этих территориях относятся к 13 тысячелетию до н.э., или за 12 тысяч лет до появления на островах первых японцев. Неизвестно точно, откуда явились предки айнов, уж очень нетипичен этот народ – белолицые и прямоглазые, с густыми бородой и усами у мужчин, слишком разительно они отличались от других народов Восточной Азии. Существует 2 основные теории пути миграции айнов: с Севера через Камчатку из Сибири, либо с Юга с островов Тихого океана. Однако, именно вторая версия наиболее достоверна, ведь в культурном плане у айнов обнаруживается близость с аборигенами Австралии и Полинезии (спиральный орнамент, полинезийский лук и пр.), да и сама айнская мифология ведёт их следы к Югу. 

Спиральный орнамент в оформлении одежды айнов 

История айнов до их вытеснения с Японских островов предками японцев относится к неолитической культуре Дзёмон. В это время айны жили отдельными племенами, занимались охотой и рыболовством, а также наиболее примитивными видами земледелия. До прихода японцев кузнечного дела не знали, пользуясь в основном каменными, либо костяными орудиями. Зато было очень развито гончарное дело. Именно к их культуре относится один из самых древних в мире образцов глиняной посуды, возрастом более 14 тысяч лет. На свою керамику айны с помощью обыкновенной верёвки наносили различные узоры и орнаменты, откуда и пошло название периода Дзёмон («эпоха верёвочного орнамента»). Зал собраний эпохи Дзёмон.

Начиная с 500г. до н.э. айнов начали вытеснять пришельцы монголоидного типа, предки современных японцев. Айны были воинственным, храбрым и свободолюбивым народом, но их малая численность не позволяла им успешно противостоять захватчикам. Под напором врага им пришлось массово отходить на Север, плотнее осваивая Хоккайдо, Сахалин и Курилы. Японское историческое произведение «Нихонсеки» (720г.) свидетельствует: «Айны по природе храбры и свирепы и очень хорошо стреляют. Они постоянно держат свои стрелы в волосах, любят производить грабежи и бегают так быстро, как бы летают».

Японцы сильно культурно обогатились за счёт своего северного соседа. Многие элементы самурайства (такие как харакири или Бусидо) возникли под влиянием айнской культуры, а японский синтоизм многое впитал из племенных верований айнов. Есть исследование, показывающее, что многие из самурайских родов имеют за собой айнское происхождение, как пример – клан Абэ.

Сами же айны ещё долгое время продолжали существовать относительно независимо от японцев, пока те не заняли остров Хоккайдо. Первые контакты русских с айнами относятся к началу 18 века и носили агрессивный характер – в 1711г. казаки, впервые высадившись на Курилы, пытались силой вынудить айнов принять подданство и платить ясак, но те ответили вооружённым отказом. Началось длительное противостояние казаков и айнов, закончившееся к концу века принятием в подданство России всех островов. Начинается активная японская и русская ассимиляция айнов.

Айны никогда не имели собственного государства. Им вообще были несвойственны крупные племенные объединения и единое национальное самосознание. Само слово «айну» означает просто «человек», а себя айны предпочитали называть различными племенными именами: «соя-унтара», «чувка-унтара» и т.д

Основными занятиями айнов всегда были охота и рыболовство. В качестве оружия использовался в основном лук, нередко с отравленными стрелами. 

Айнские воины

Айнский язык, как и народ, очень обособленный и мало схож с другими языками мира. Своей письменности не имел. И сейчас является практически вымершим языком, так как слишком мало айнов его знает и использует в общении. Одной из интересных особенностей народа является татуировка губ и рук, которая делалась только у женщин и исключительно женщинами. Причём процесс нанесения татуировки был многолетним и начинался ещё с раннего детского возраста. Данная татуировка обозначала семейное положение женщины: замужем или нет, а также количество детей. В настоящее время традиция практически канула в Лету, сохранившись отчасти, только в виде особенного макияжа на народные праздники.

Традиционный татуаж губ у женщин

Религия айнов основана на поклонении различным духам природы. Священными животными считаются касатка и медведь. Культ медведя вообще широко распространён у народов Сибири и Дальнего Востока, но у айнов он принимает особую форму. Изначально убийство и поедание медведя каралось у айнов смертью, но постепенно запрет ослаб. Возник Медвежий праздник, обряд умилостивления духа медведя, который просуществовал вплоть до 20 века.

Фрагмент медвежьего праздника айнов

Дело происходило так: “Новорожденного медвежонка из тайги приносили в селение, где три четыре года вся община заботилась о нем: ухаживала, кормила, выводила на прогулку. Местом его обитания была специально построенная бревенчатая клеть. Кульминацией праздника становился ритуал «убиения – отправления» медведя к горному духу-хозяину и вкушение мяса. Молодые люди, держа взрослого медведя на цепях, проводили его по селению, на реку. На главном месте, украшенном ритуальными лиственницами и стружками инау, опытный охотник из лука стрелял в животное.

Традиционное ритуальное головное украшение айнов — стружки инау - имеющие относительно человекоподобный облик палочки с завивающейся древесной стружкой

В последний раз ритуальные угощения «мос» подавали убитому зверю как жертвоприношение от мира людей миру «горных людей» — духов. У айнов этот ритуал резко отличен от подобных ему, существовавших у других народов, ибо только они вскармливали медвежонка грудью женщины-кормилицы.

Медвежье мясо вкушала вся община и гости. Все кости возвращали главе рода вместе с искупительной собакой, которую приносили в жертву горным духам. Кости медведя хозяин праздника помещал в родовой деревянный амбар. Десятилетиями в нем хранились остатки всех медведей, убитых членами данного рода на празднике и на охоте. Род восславлял медведя и всячески извинялся перед ним в следующей форме: если б его душа не была высвобождена из тела, разве она могла бы отойти вестником к богам, объяснить им, как преданы им айны и как они заслуживают их защиты? В праздничные дни соревновались в бегах на собачьих упряжках, молодежь затевала игры, национальную борьбу.” Сейчас большинство айнов в России являются православными, однако отголоски традиционной веры всё ещё сохраняются в их обиходе в виде суеверий.

На данный момент в Японии айнов 25 000, а в России — 109, что связано с репатриацией айнов, как японских граждан с Сахалина и Курил после Второй Мировой и большой ассимиляцией. Однако, они до сих пор продолжают обитать на Сахалине, Курильских островах и Хоккайдо, как исконные, самые древние жители этих мест. 

Источник заглавного изображения: https://zen.yandex.ru/media/bbus/v-gosti-k-malym-n...

Нет комментариев. Ваш будет первым!