Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Идеальный шторм Ивана Айвазовского

Идеальный шторм Ивана Айвазовского

  Море всегда имело притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не попытался бы изобразить его. Одни писали эпизодические этюды, не связанные с основным их направлением, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах. Среди художников русской школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической живописи. Он прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого им моря, питавшего его искусство яркими образами.

205 лет назад, 29 июля 1817 года, в древнем городе Феодосия родился художник-маринист, баталист Иван Айвазовский. Священник армянской церкви сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Выходец из южной Польши Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад – Константин Гайвазовский. Этой фамилией станет подписывать свои первые картины и его сын. Только в 1840 году он изменил ее написание на более восприимчивое – Айвазовский.

А. Тыранов. Портрет И. Айвазовского. 1841 г.

Семья Айвазовских была небогата. Отец одно время успешно занимался торговлей, но обрушившаяся на город в 1812 году чума, разорила семью. Свободно владея несколькими языками – армянским, русским, польским, венгерским, турецким, греческим, Константин Айвазовский помогал горожанам составлять судебные документы и жалобы и одновременно исполнял должность старосты на феодосийском базаре. Его жена была искусной вышивальщицей, и ее ремесло не раз выручало семью в особенно трудные времена.

Ранние годы Айвазовского протекали у моря, так же, как детство большинства ребят в южных приморских городах. Ощущение безбрежных просторов моря, степного раздолья и яркого южного неба над ним навсегда запечатлелось в памяти. С детства Ивана Константиновича увлекали подвиги народных героев. Рассказы о подвигах боевых кораблей и русских флотоводцев глубоко врезались в память впечатлительного ребенка. Его талант проявился очень рано. На случайных листах бумаги он копировал портреты, военные сцены, а когда не хватало бумаги, то самым удобным местом для рисования оказывались беленые стены дома. На них было легко рисовать углем фигуры солдат, парусники с надутыми парусами, чаек над скалами, морские волны, набегающие на берег. За подобным занятием его застал городской архитектор Яков Кох, знакомый отца, который дал первые уроки по перспективе. О талантливом ребенке, который не только рисует, но и виртуозно играет на скрипке, узнал градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев и решительным образом изменил судьбу мальчика. В руках юного художника впервые оказались настоящие акварельные краски, кисти и хорошая бумага, подаренные ему Казначеевым. А в 1830 году градоначальник, переведенный на службу таврическим губернатором в Симферополь, взял с собой Айвазовского, определив его в гимназию. После ее окончания, 22 июля 1833 года он был зачислен в петербургскую Академию художеств. Начинался новый этап жизни. Это было время занятий, расписанных по часам, время, наполненное истинным творчеством и радостью ежедневных открытий. Он учился в пейзажной мастерской профессора М. Н. Воробьева, одаренного пейзажиста и талантливого педагога.

Склонность Айвазовского к изображению моря проявились очень рано. В 1835 году картина Айвазовского «Этюд воздуха над морем», написанная им для академической выставки, была приобретена для Зимнего дворца. Художник получил за нее от Академии художеств серебряную медаль.

«Вид на взморье в окрестностях Петербурга (Этюд воздуха над морем)», 1835 г. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

А в 1837 году на академической выставке он показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Академии художеств. Как лучший выпускник 1837 года Айвазовский получил за свои успехи большую золотую медаль, дававшую право на шесть лет уехать за границу и совершенствовать там живописное мастерство. Однако молодой художник решил отложить свою поездку в Италию и вернулся в Феодосию, где продолжил заниматься живописью. Он с упоением начал работать над пейзажами, главной темой которых оставалось море. В 1837 году Айвазовский написал картину «У маяка». Художник очень верно уловил и правдиво передал быстрое движение облаков по небу, их многослойность и глубину ночной синевы, видимую сквозь их разрывы.

«Берег моря ночью. У маяка». 1837 г.

Айвазовский посещает военные корабли, начинает интересоваться морской баталистикой и отправляется в свой первый морской поход, во время которого участвует в операциях русских войск в районе турецкого города Субаши. После этого похода он пишет картину «Высадка русских войск при Субаши».

«Десант Н. Н. Раевского у Субаши». 1839 г.

В 1839 году Айвазовский принял участие как художник в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту военного корабля он знакомится с прославленными русскими флотоводцами: М. П. Лазаревым и героями будущей обороны Севастополя – В. А Корниловым, П. С. Нахимовым, В. Н. Истоминым. С ними он сохранил дружественные отношения на протяжении всей жизни. Смелость и отвага, проявленные Айвазовским в боевой обстановке, вызвали к художнику симпатии моряков и соответствующий отклик в Петербурге. За время двухлетнего пребывания в Крыму художник написал ряд картин, среди которых были прекрасно исполненные полотна «Лунная ночь в Гурзуфе», «Морской берег».

«Морской берег». 1840 г.

За границу Айвазовский поехал в 1840 году сложившимся мастером-маринистом. Он посещает различные города и все время пишет картины. Судьба была щедра к Айвазовскому на интересные встречи, знакомства и дружбу. В Италии он встретился с Н. В. Гоголем и гениальным художником А. А. Ивановым. Написанная в Риме картина «Хаос» была куплена музеем Ватикана.

«Хаос» 1841 г.

Айвазовский совершает большое путешествие вокруг Европы, во время которого устраивает выставки в Венеции, Париже, Лондоне и Амстердаме.

В 1844 году Иван Константинович вернулся в Петербург. За выдающиеся успехи в живописи ему было присуждено звание академика. Несмотря на признание, художник не стал задерживаться в столице и уехал в свой родной город Феодосию. Там он построил себе дом, мастерскую и открыл художественную школу. Летние месяцы он проводил в Феодосии, а почти каждую зиму уезжал в Петербург, где устраивал выставки своих картин. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира. Живопись Айвазовского 40-50-х годов отмечена сильным воздействием романтических традиций Брюллова. Наиболее ярко это отразилось в ранних батальных картинах – «Чесменский бой» и «Наваринский бой», написанные им в 1848 году и посвященные выдающимся морским сражениям. В них автор обратился к истории войн России с Турцией на Черном море.

«Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года». 1848 г.

Картина «Девятый вал» обозначила пик известности Айвазовского. Это самое прославленное его произведение. Художник изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный «девятый вал, готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт. Художник нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Полотно написана яркими красками, и колорит его включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового, лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим, и фиолетовым в воде. Эта картина – гимн человеческому мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.

«Девятый вал». 1850 г.

Пятидесятые годы – годы Крымской войны. Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения о всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины, изображающие Синопский бой ночью и днем. Картины, посвященные Синопскому бою, сам Нахимов признал верными. Много раз в дальнейшем возвращался Айвазовский к изображению морских сражений. Его батальные картины стали летописью подвигов русского военно-морского флота.

«Синопский бой 18 ноября 1853 г. Ночь после боя». 1853 г.

Наибольшее количество пейзажей в богатейшем творческом наследии художника связано с изображением Черного моря и крымской природы. В счастливые моменты творческого подъема создается целая серия «бурь»: «Сигнал бури», «Приближение бури», «Буря на море ночью», «Море». Они чередуются с изображением спокойного элегического моря – «Утро», «Морской вид», «Вид Крыма», «Гурзуф ночью».

«Буря» 1868 г.

«Утро». 1851 г.

Всю свою жизнь живописец занимался благотворительностью и большую часть денег, полученных от продажи картин, тратил на приобретение произведений искусства для основания им в Феодосии картинной галереи и открытого по его инициативе Археологического музея. Для него Айвазовский написал «Ледяные горы». Этим полотном он отметил 50-летие открытия Антарктиды русскими кораблями под командованием Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева.

«Ледяные горы». 1870 г.

В 1873 году Айвазовский создал значительное произведение «Радуга». В сюжете этой картины – буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. Картина «Радуга» была новой, более высокой ступенью в творчестве художника.

«Радуга». 1873 г.

В 1881 году Айвазовский написал одно из основных произведений, полное величия и силы, — «Черное море». Множественные впечатления от наблюдений морской стихии, ее жизни, движения легли в основу пейзажа. В нем художник обобщил и свои знания, и свою любовь к Черному морю.

«Черное море». 1881 г.

В последний период жизни Айвазовский все чаще обращается к религиозным композициям. Возникли циклы картин «Хождение по водам», «Христос на берегу Галилейского озера», «Переход евреев через Черное море». Художник создал грандиозное полотно «Сотворение мира».

«Хождение по водам». 1890-е г.

В конце жизни Айвазовский начал заниматься портретной живописью. Он изображал только близких и родных ему людей. Знакомство с Пушкином очень сильно повлияло на его творчество. Он многие годы соразмерял пейзажные образы с высокой пушкинской поэзией, всегда жившей в душе художника. Не менее десяти раз написал Айвазовский поэта. Совместно с И. Е. Репиным работал над известной картиной «Прощание Пушкина с Черным морем». Мысль о картине возникла в связи с 50-летием смерти А. С. Пушкина.

«Прощание Пушкина с Черным морем». 1897 г.

Айвазовский был немолод, но также, как и в ранней юности, продолжал неустанно трудиться. Без творчества, ежедневной работы он не мыслил жизни. Одна из лучших его работ «Среди волн» написана, когда художнику было восемьдесят лет.

Иван Константинович Айвазовский скончался буквально с кистью в руках, скоропостижно, в ночь на 19 апреля 1900 года. Накануне днем художник работал над картиной «Взрыв турецкого корабля».

«Среди волн». 1898 г.

«Взрыв турецкого корабля» 1900 г., неоконченная картина.

Вся жизнь Айвазовского была посвящена искусству. Он прожил долгую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь. Влюбленный в морскую стихию живописец и по сей день остается популярнейшим и любимейшим многими художником.

И. К. Айвазовский. Автопортрет. 1892 г.

«Море – моя жизнь. Проживи я еще триста лет – всегда нашел бы в море нечто новое».

И. К. Айвазовский

Источники:

Всё обо всех. Т. 3: Научно-популярное издание. – М.: Филол. об-во «СЛОВО», Компания «Ключ-С», АСТ, 1997. -448 с.

Мамонтова Н. Н. Иван Айвазовский. – М.: АРТ-РОДНИК, 2008. – 71 с., ил. – (Золотая галерея русской живописи»).

Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский. – М.: Издательство «Искусство», 1971. – 99с., ил.

Сергеев А. А. Русские живописцы. – М.: ООО «Белый город», 2009. – 47 с., ил.

Громова Н. Ш. Художники. – М.: Эксмо, 2015. – 64 с., ил.

Сергеев А. А. Айвазовский. Фантастические приключения. – М.: ООО «Белый город», 2003. – 62 с., ил.

Источники изображений:

https://gallerix.ru/album/aivazovsky

https://forum.na-svyazi.ru/?showtopic=2799904&st=360

https://artchive.ru/publications/1792~Shtrikhi_k_portretu_10_veselykh_i_grustnykh_istorij_ob_Ajvazovskomhttps://zen.yandex.ru/media/id/5e3bfc9cdbce524af1354190/aivazovskii-skvoz-veka-5ebe4aa7d515ee06ba644067

1448
Нет комментариев. Ваш будет первым!