Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Да здравствует Дюма!

Да здравствует Дюма!

  В июле 2022 года исполняется 220 лет со дня рождения Александра Дюма, выдающегося французского писателя, драматурга и журналиста, одного из самых читаемых французских авторов, книги которого переведены более чем на 100 языков мира.Творчество Александра Дюма – выдающееся явление французской и мировой литературы. Оно и поныне остается живым наследием культуры Франции, а его книги входят в круг любимого чтения миллионов читателей во всем мире.

Вилле-Котре, маленький городок близ Парижа. Здесь 24 июля 1802 года в семье генерала Тома-Александра Дюма и Мари-Луизы родился сын Александр. При Наполеоне генерал Дюма, убежденный республиканец, впал в немилость и вынужден был уйти в отставку. Он умер в 1806 году, не оставив семье достаточных средств для существования, и маленький Александр нередко добывал себе еду браконьерством. Проучившись несколько лет в местной школе, юный Дюма начинает трудовую жизнь в качестве писца у нотариуса. Его козырем был прекрасный почерк. В 1822 году он переселяется в Париж, где при содействии друзей отца ему удаётся получить скромную должность в канцелярии герцога Орлеанского, будущего французского короля Луи Филиппа. В Париже он знакомится с белошвейкой Катрин Лор Лабе, которая в 1824 году родила ему сына, ставшего впоследствии известным писателем, автором романа и драмы «Дама с камелиями». Это был третий в роду Александр – Александр Дюма-сын.

Служба тяготила Дюма, ему хотелось, как можно скорее обрести независимость. После трех лет упорного труда и усиленного чтения он начинает свой писательский путь небольшим сборником рассказов «Современные новеллы». Успех приходит в 1829 году, когда молодому человеку удалось поставить в «Комеди Франсез» свою первую драму «Генрих III и его двор». Это национально-историческая драма, в которой Дюма развенчивает культ монархической власти.

В июле 1830 года во Франции произошла революция. Дюма всецело посвящает себя литературно-публицистической деятельности, пишет драмы и комедии, исторические очерки, критические статьи, проявляет живой интерес к народно-революционному движению во Франции. В эти годы он начинает работу над циклом романов, которые должны были отразить огромный путь исторического развития Франции от ХV до середины ХIХ века. Первым стал роман «Изабелла Баварская», повествующий о событиях Столетней войны, затем последовал «Асканио».

Александр Дюма в молодости

Годы 1840 – 1848 – период наиболее интенсивного труда Александра Дюма, когда им были созданы произведения, получившие широкую известность во многих странах мира. Поражает разнообразие жанров, в которых он работал: роман исторический и нравоописательный, новеллы фантастические и реалистические, драмы и комедии, путевые очерки и газетные статьи. В это время Дюма проявляет интерес к России. В 1840 году он пишет исторический роман «Записки учителя фехтования, или восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге» («Учитель фехтования»), посвященный восстанию декабристов и одному из его участников – И. В. Анненкову. В России этот роман официально был запрещен царской цензурой и впервые был издан на русском языке только в 1925 году.

В эти годы появляются один за другим его наиболее популярные романы. Самый знаменитый из них – «Три мушкетера» (1844 г.), первая книга трилогии о временах царствования Людовика ХIII, последующего регентства и начала царствования Людовика ХIV. Герои трилогии – четыре ярких типажа, олицетворяющих кипучую энергию – д’Артаньян; аристократическую меланхолию – Атос; силу, лишенную тщеславия – Портос; галантность, изысканность – Арамис. Весь интерес повествования сосредоточен у Дюма на поступках бесстрашных мушкетеров. Холодному высокомерию вельмож в романе противопоставлены великодушие и доблесть этих подлинных героев.

Вторая часть трилогии – «Двадцать лет спустя» (1845) – не уступает «Трем мушкетерам» как образцовый авантюрно-исторический роман с увлекательно, стремительно развивающей интригой. Дюма уделяет больше внимания подлинным историческим событиям – Фронде во Франции и гражданской войне в Англии. Третья часть, «Виконт де Бражелон, или десять лет спустя» (1850) повествует о разрыве молодого Людовика ХIV с Марией Манчини, его любви к Луизе де Лавальер, смерти кардинала Мазарини и опале министра финансов Фуке. Работая над трилогией, Дюма использовал исторические документы и мемуары. Романы представляют собой историю жизни д’Артаньяна, прошедшего долгий и трудный путь от простого гвардейца до маршала Франции, оставаясь при этом верным дружбе юности и человеком чести.

Второй по популярности роман Дюма – «Граф Монте-Кристо» (1844) посвящен эпохе, современником которой он был – начало Реставрации до Июльской революции. Это увлекательная романтическая история о благородном мстителе, неумолимо направляющем руку судьбы.

Роман «Королева Марго» (1845) открывает знаменитую трилогию об эпохе Генриха III и Генриха ХIV Наварского, которую продолжают романы «Графиня де Монсоро» (1846) и «Сорок пять» (1848). Их сюжетную основу составляет история борьбы Генриха Наварского за французский престол. С первых же глав романа «Королева Марго» читатель захвачен рассказом о жизни и приключениях Генриха. Франция ХVI столетия. Век отваги и подлости, век, когда решалась судьба этого великого государства. Быть ли ему единым и могущественным или разодранным в клочья феодальной междоусобицей? Еще правят надменные Валуа. Звезда удачи короля Генриха Наварского только начала восходить на политическом небосклоне. Придворная жизнь – это сплошные заговоры и тайны. С замечательным мастерством автор изображает дворцовые интриги, праздную жизнь дворянской знати, развращенность нравов, хитрую тактику Гизов, которым удалось склонить на свою сторону парижских ремесленников и торговцев. В романе большое место занимает история трагической любви рыцаря де Бюсси и Дианы Монсоро. В заключительном романе трилогии Дюма рисует впечатляющую картину обреченности дома Валуа и на этом фоне – жалкую фигуру Генриха III, которого ничто уже не сможет спасти.

В 1847 году Александр Дюма основал «Исторический театр», спектакли которого пользовались у парижской публики большим успехом. Зарабатывая написанием пьес и романов огромные суммы, писатель без счёта тратил их на разные прихоти и затеи, помощь нуждающимся литераторам, путешествия. Буржуазно-демократическая революция 1848 года подорвала материальное положение жившего на широкую ногу Дюма.

Посетить Россию было заветным желанием писателя. Лишь после смерти Николая I, в 1858 году он смог в качестве личного гостя совершить путешествие в Россию, сыгравшее значительную роль в его жизни. Петербург встретил Александра Дюма с искренним радушием. Он был поражен архитектурным ансамблем Невского проспекта, посетил казематы Петропавловской крепости. После Петербурга Дюма направился в Москву, предпринял путешествие по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани, через Кизляр и Баку добрался до Кавказа и лишь в марте 1859 года вернулся во Францию. Его привело в восторг русское хлебосольство. Он увез с собою множество рецептов новых блюд, которые ему удалось отведать в России и на Кавказе. В результате поездки Дюма написал обширный цикл очерков, познакомив французских читателей со многими сторонами русской истории и русского быта. Он рассказывал о литературе и искусстве, подкрепляя эти рассказы переводами стихов Пушкина, Вяземского, Рылеева, Некрасова, Бестужева-Марлинского.

Весной 1870 года Дюма уехал на юг Франции, где должен был подготовить к изданию ряд книг, но франко-прусская война, в которой Франция терпела поражение за поражением, и Седанская катастрофа произвели тяжелое впечатление на писателя, его здоровье ухудшилось. Его похоронили в Невиль-де-Полле, потом перезахоронили в Вилле-Котре, а в 2002 прах величайшего писателя Франции перенесли в Пантеон Латинского квартала.

В чем же секрет этого писателя? Александр Дюма умел создавать увлекательные, полные динамики сюжеты. Книги его волнуют воображение и заставляют читателя с неослабевающим интересом следить за ходом событий, в которых историческая правда соединяется порою с изрядной долей вымысла. Герои Дюма покоряют жизнелюбием, неистощимой энергией, молодым задором, душевным благородством, находчивостью и отвагой.

Александр Дюма был человеком, обладавшим не только невероятным талантом и творческим гением, но и удивительно трудолюбивым нравом. За свою жизнь он подарил миру свыше полутысячи томов. Его вклад в мировую литературу — воистину достоин восхищения.

«В наш век никто не пользовался такой популярностью, как Александр Дюма; его успех — больше чем успех — это триумф. Его слава гремит подобно трубным звукам фанфар. Александр Дюма — имя не только французское, но и европейское; более того — это имя мировое». (Виктор Гюго)

Источники:

Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч. 2. ХIХ – ХХ века. – М.: Аванта+, 2002. – 656 с., ил.

Ломов В. М. 100 великих зарубежных писателей. – М.: Вече, 2014. – 432 с. – (Серия «100 великих»)

https://kino-expert.info/people/aleksandr-dyuma-otets.html

http://www.c-cafe.ru/days/bio/6/044.php

Источники изображений:

https://libcat.ru/knigi/domovodstvo/kulinariya/150598-aleksandr-dyuma-bolshoj-kulinarnyj-slovar.html

https://rgnp.ru/biografia-aleksandra-duma-biografi...

https://allya.ru/biografiya/aleksandr-dyuma

https://musaget.ru/aleksandr-dyuma-frantsuzskiy-pushkin/

https://rus.team/people/aleksandr-dyuma: заглавное фото 

1426
Нет комментариев. Ваш будет первым!