Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

"Звезда разрозненной плеяды..."

"Звезда разрозненной плеяды..."

  Девятнадцатый век часто называют «золотым веком» поэзии. Это время Пушкина и Жуковского, Баратынского и Лермонтова, Некрасова и Тютчева и многих других прекрасных поэтов. Особое место среди них занимает Петр Андреевич Вяземский, которому литературное сообщество отмечает 230 лет со дня рождения. Князь Петр Андреевич Вяземский был поэтом, мемуаристом, литературным критиком, государственным деятелем, участником Бородинского сражения. Мало кому бывает отпущена столь долгая и насыщенная жизнь, какая была у Вяземского; он был знаком с самыми замечательными своими современниками – от Николая Михайловича Карамзина до Льва Николаевича Толстого. Он прожил 86 лет – очень долгую жизнь по меркам ХVIII и ХIХ веков.

Петр Андреевич Вяземский родился 23 июля 1792 года в Москве. Его отец, князь Андрей Иванович принадлежал к числу самых старинных, знатных и богатых фамилий России. Дом Вяземских в Москве и знаменитое подмосковное имение Остафьево видели многих выдающихся людей той эпохи. Отец будущего писателя окружил себя личностями незаурядными. Писатели, поэты, дипломаты, любители наук и искусств встречали в доме Вяземских самый радушный прием. Князь Андрей Иванович придерживался особой системы воспитания. Вначале после нескольких лет домашнего образования будущий писатель был отдан в Петербургский закрытый пансион, а затем стал слушателем курса лекций лучших профессоров Московского университета.

П. Вяземский в молодости. Ж.-Л. Вуаль. «Андрей Иванович Вяземский. 1774 год» – отец поэта

Когда Петру исполнилось пятнадцать лет, ушел из жизни его отец. Он оказался единственным наследником огромного состояния и старинного имения. Довольно скоро юноша стал известным баловнем и любимцем Москвы, чему способствовали его природные остроумие, открытый веселый нрав, подкупающее добродушие и утонченная светскость, воспитанная отцом.

Мировоззрение молодого человека окончательно сформировалось в атмосфере дружеского общения с писателями старшего поколения – Василием Андреевичем Жуковским, Константином Николаевичем Батюшковым – и со многими поэтами-сверстниками. Дружба с братьями Тургеневыми, знакомство и сближение с Александром Бестужевым, Кондратием Рылеевым, Вильгельмом Кюхельбекером содействовали развитию свободолюбивых настроений начинающего поэта.

Петр Андреевич Вяземский. Неизвестный художник, с оригинала И. Е. Вивьена, 1817 

Впервые Вяземский выступил в печати в 1808 году: в журнале «Вестник Европы» были опубликованы стихотворения «Послание Жуковскому в деревню» и «Эпиграмма». В этих стихах отражен еще иронический взгляд на жизнь и современное поэту общество. Эпиграммы, сатирические песенки, веселые куплеты и дружеские послания – характерные жанры для раннего Вяземского.

Итак, мой милый друг, оставя скучный свет

И в поле уклонясь от шума и сует,

В деревне ты живёшь, спокойный друг природы,

Среди кудрявых рощ, под сению свободы!

И жизнь твоя течёт, как светлый ручеёк,

Бегущий по лугам, как лёгкий ветерок,

Играющий в полях с душистыми цветами

Или в тени древес пастушки с волосами.

Беспечность твой удел! Стократ она милей

И пышности владык и блеску богачей!..

«Послание Жуковскому в деревню», 1808

1812 год. При походе Наполеона на Москву Петр Андреевич вступил в военное ополчение, участвовал в Бородинской битве. Князь Вяземский был храбрым офицером. Во время сражения он под ожесточенным артиллерийским огнем неприятеля вынес из боя генерал-майора Алексея Николаевича Бахметева. И еще не раз в этот день адъютант Милорадовича поручик князь Вяземский рисковал своей жизнью. За свои заслуги и храбрость, проявленные в бою, он был награжден боевой офицерской наградой – Орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом.

Екатерина Бычкова. Корнет Петр Вяземский

Вернувшись с войны, Вяземский жил в Остафьеве, по-прежнему принимал друзей, но все пристальнее присматривался к тому, что происходило в двух российских столицах – новой и старой – Петербурге и Москве, все серьезнее интересовался политической жизнью Европы.

Уже в эту пору он становится знаменит своими стихотворными остротами, язвительными сатирами и эпиграммами.

Зачем Фемиды лик ваятели, пииты

С весами и мечом привыкли представлять?

Дан меч ей, чтоб разить невинность без защиты,

Весы, чтоб точный вес червонцев узнавать.

Эпиграмма «Зачем Фемиды лик ваятели, пииты...»

Но постепенно Вяземский осознает ограниченность этих жанров. Его стали заботить мысли о творческой оригинальности. Стихотворения «Весеннее утро», «Вечер на Волге», «Первый снег»» свидетельствуют о незаурядных способностях Вяземского в конкретных зарисовках природы. Эти стихи принесли ему славу лирического поэта.

По зыбким, белым облакам

Горят пылающие розы;

Денницы утренние слезы

Блестят, как жемчуг, по лугам,

И с пышной липы и березы

Душистый веет фимиам!..

…Приди ко мне! Нас в рощах ждет

Под сень таинственного свода

Теперь и нега, и свобода!

Птиц ожил хор и шепот вод,

И для любви сама природа

От сна, о Дафна, восстает!

«Весеннее утро», 1815 

Так снежной скатертью печальной

Покрыты и объяты сном

И озеро с волной зерцальной,

И луг с цветным своим ковром.

Природа в узах власти гневной,

С смертельной белизной в лице,

Спит заколдованной царевной

В своем серебряном дворце.

«Царскосельский сад зимою», 1861

Все хорошо знают песню «Тройка мчится, тройка скачет», но немногие могут назвать автора слов. А написал ее Петр Вяземский. Песня со временем стала народной.

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плачет,

И хохочет, и визжит.

«Еще тройка», 1834

В 1820-е годы в поэзии Вяземского появляются гневные ноты. Он становится активным членом радикально настроенного общества «Арзамас», что определило вольнолюбивый характер его лирики.

Вскоре к обществу присоединился лицеист А. Пушкин. Они познакомились, когда Пушкину шел семнадцатый год, а Вяземскому – двадцать четвертый. Дружба завязалась сразу и связала поэтов на два десятка лет. Они обменивались десятками писем и стихов, советовались и спорили о самых важных делах. Они были очень разными – и тем самым словно дополняли друг друга.

Ю. Иванов. «В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский». Открытка. 1984 год

Судьба свои дары явить желала в нем,

В счастливом баловне соединив ошибкой

Богатство, знатный род с возвышенным умом

И простодушие с язвительной улыбкой.

А. Пушкин «К портрету Вяземского»

В «Арзамасе» говорили и спорили не только о литературе. Будущие декабристы М. Ф. Орлов и Н. И. Тургенев старались предать обществу политическое направление. Отсталость России, необходимость ее преобразования все глубже осознавались некоторыми из этих молодых людей. Вяземский был среди них. В это же время он решает поступить на службу. Открывшаяся перед ним дипломатическая служба в Польше, представлялась удачей, прекрасной возможностью принять деятельное участие в подготовке грядущих преобразований. Вскоре, в Варшаве, началась разработка проекта конституции для России, в которой он принял активное участие. Приехав ненадолго в Петербург, Вяземский принял участие в составлении поданной царю записки об освобождении крестьян. Но в просьбе было отказано.

В стихотворении «Негодование» звучит протест против «сильных мира сего» и призыв к свободе.

…Он загорится, день, день торжества и казни,

День радостных надежд, день горестной боязни!

Раздастся песнь побед, вам, истины жрецы,

Вам, други чести и свободы!

Вам плач надгробный! вам, отступники природы!

Вам, притеснители! вам, низкие льстецы!

Но мне ли медлить? Грязную их братью

Карающим стихом я ныне поражу;

На их главу клеймо презренья положу

И обреку проклятью…

П. Вяземский «Негодование»

Такого стихотворения вместе с перехваченными письмами было для властей достаточно – ему было запрещено возвращаться в Варшаву, где осталась его семья. Он тут же подал в отставку. Но отставка одновременно означала и опалу, и полицейский надзор. Разочарование в государственной службе еще больше сблизило Вяземского с декабристами. Но он не признавал тайных методов борьбы – за любые цели и убеждения. Петра Вяземского не было 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге, но трагедия заговорщиков, со многими из которых он был связан тесной дружбой, потрясла поэта. Он предвидел эту неудачу.

С. Диц «Портрет П. Вяземского», 1838

Все больше времени и сил Петр Андреевич отдает литературе – не только стихам, но и критике. Под его пером критика становится демократичной, широко доступной, прямо обращенной к читателю. В конце 1820-х годов он совместно с Николаем Алексеевичем Полевым начал издавать журнал «Московский телеграф». Вяземский прекрасно понимал, какое значение имеет Москва в деле распространения печатного слова и просвещения. В марте 1830 года поэт переехал в Петербург и начал сотрудничать в «Литературной газете». Поэзия и критика – это немало, но Вяземский понимает, что пришла пора осмыслить историю русской литературы, последовательно изложить, написать ее. Этот труд историографа многогранен. Он пишет большие статьи о жизни и творчестве А. Сумарокова и В. Озерова, перечитывает Радищева и приходит к выводу, что «Путешествие из Петербурга в Москву» — книга, переросшая свое время, что истинные величие и значение ее станут видны и понятны даже не в девятнадцатом, а в двадцатом веке! Он собирает уцелевшие бумаги Фонвизина, его письма и дневники, воспоминания о нем и создает литературный архив, который становится частью его огромного и бесценного Остафьевского архива. В 1830 году написана книга о Фонвизине – первая в России литературная биография, подробно документированная и подкрепленная подробным разбором творчества первого истинно русского драматурга.

Григорий Мясоедов. Портрет Петра Вяземского. 1899. Тульский областной художественный музей, Тула

Десятки и даже сотни стихотворений Петра Андреевича опубликованы в журналах и альманах, но в книгу они так и не собраны. Ни одной книги стихов нет у этого знаменитого поэта. Вяземский почти равнодушен к успеху. Он полон замыслов и планов. Тем резче перелом его судьбы, означенный зимою 1837 года — гибелью Пушкина.

Долго жить – многих терять. Вяземский пережил сверстников, друзей, даже детей своих. Но утрата Пушкина была тяжелее всего — Пушкина, о котором он заботился, которого мирил с правительством и защищал в литературной борьбе. А теперь словно что-то умерло в нем. Осталась лишь память. Хранителем этой памяти чувствовал себя Вяземский до конца своих дней.

Последние десятилетия своей жизни Петр Андреевич Вяземский провел за границей. Умер он в Баден-Бадене в 1878 году. За несколько лет до смерти Вяземский написал стихотворение, исполненное глубокого философского смысла.

Жизнь наша в старости — изношенный халат:

И совестно носить его, и жаль оставить;

Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;

Нельзя нас починить и заново исправить.

Как мы состарились, состарился и он;

В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,

Чернилами он весь расписан, окроплен,

Но эти пятна нам узоров всех дороже;

…Еще люблю подчас жизнь старую свою

С ее ущербами и грустным поворотом,

И, как боец свой плащ, простреленный в бою,

Я холю свой халат с любовью и почетом.

П. Вяземский «Жизнь наша в старости изношенный халат…»

Петр Андреевич Вяземский

Творческое наследие П. А. Вяземского велико и неравноценно. Но лучшее из написанного им почти за семьдесят лет по праву принадлежит русской классической поэзии, ее «золотому веку».

Источники:

Вяземский П. А. Лирика. – М.: Детская литература, 1979. – 207 с., ил. – (Поэтическая библиотека школьника).

Экштут С. Он взял бы Пушкина в разведку/Экштут С.//Родина. – 2022. — № 7. –с. 34 – 40.

https://publicadomain.ru/viazemskiy_petr_andreevic...

Источники изображений:

https://telegra.ph/Doklad-po-teme-Vyazemskij-Petr-Andreevich-09-13

https://prilepin.livejournal.com/1107906.html

https://zen.yandex.ru/media/rusmir_media/podvig-jizni-kniazia-viazemskogo-5ebd725664b1bb4c89457764

https://knigkindom.ru/books/istoricheskaya-proza/page-206-83624-vyacheslav-bondarenko-vyazemskii.html

https://pitzmann.ru/vyazemsky-gallery.htm

https://coollib.net/b/429612/read

https://stuki-druki.com/authors/vyazemskiy-petr-an... Штуки-дрюки ©

https://rus.team/people/vyazemskij-pjotr-andreevich: Портрет на заставке: К. Х. Рейхель. «Портрет князя П. А. Вяземского». 1817. Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург.

Название статьи: Е. А. Баратынский, из сборника «Сумерки»

1508
Нет комментариев. Ваш будет первым!