Изобретено в России

Изобретено в России

«Изобретательство – это такое занятие, которое вопреки всем суровостям и жестокостям жизни спасает и наполняет душу».

И. П. Кулибин, «главный механикус России»

   Изобретатели ценились во все времена. Поэтому в их честь был создан праздник – День изобретателя и рационализатора. С 1979 года он отмечается в последнюю субботу июня. И сегодня мы расскажем о русских изобретателях-самородках: выходцах из крестьянских, рабочих, бедных купеческих семей. Они не имели порой и начального образования, но обладали природной смекалкой, творческим умом, поразительным чутьем, а самое главное – желанием быть полезными России, стремлением облегчить труд русского народа. Грустно сознавать, что многие гениальные идеи не получили развития, так как не заинтересовали ни официальные ведомства, ни российских предпринимателей, которые вложили бы средства в прогрессивные разработки.

Отец и сын Черепановы

   Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы были крепостными уральских горнозаводчиков Демидовых. В 1810-х годах Ефим Алексеевич создал в Нижнем Тагиле машиностроительный завод, оснащенный полным комплексом станков. Большая часть их была изобретена и изготовлена Черепановыми: гвоздильные, винторезные, сверлильные, строгальные. Отец и сын усовершенствовали оборудование доменного, железоделательного, лесопильного, медеплавильного, мукомольного и золотодобывающего производств.

Ефим Алексеевич и Мирон Алексеевич Черепановы

   Наиболее интересна деятельность Черепановых по постройке паровых машин. А самое удивительное изобретение ожидало Россию в 1834 году. В 1833 – 1834 годах Черепановы построили первый паровоз и проложили первую чугунную рельсовую дорогу от Выйского завода до Медного рудника. По своей конструкции русский паровоз превосходил общий уровень тогдашней паровой техники, а дорога оказалась в техническом отношении совершенней зарубежных магистралей. Именно с этой дороги и с этого паровоза началась история железнодорожного транспорта в нашей стране.

Модель паровоза Черепановых. Государственный Политехнический музей (г. Москва)

   В 1830-е годы для заводских нужд были построены паровозы в Приуралье и в Карелии. Движение по первой железнодорожной магистрали – «Царской ветке» — открылось 11 ноября 1837 года. Железная дорога соединила Санкт-Петербург с Царским селом и Павловском. Лишь на 60-м году жизни отец и в 33 года сын получили вольную за изобретательскую деятельность.

Никонов Ефим Прокопьевич

   В 1718 году неграмотный крестьянин Ефим Никонов из подмосковного села Покровское, работавший плотником на корабельных верфях, подал челобитную на имя Петра I. В ней он сообщал, что «сделает к военному случаю на неприятелей угодное судно», которое «будет ходить в воде потаённо». В январе 1720 года Петр I велел направить Никонова в Санкт-Петербург. Царь лично беседовал с изобретателем, после чего приказал ему, «таясь от чужого глаза», построить действующую модель подводного судна.

Никонов Ефим Прокопьевич

   В феврале 1720 года Никонов, которому Петр I присвоил звание «мастера потаенных судов», приступил к строительству опытного судна. А в августе 1721 года была заложена первая отечественная подводная лодка. В присутствии самого царя конструкция плотника была испытана и показала приемлемые мореходные качества. Подводная лодка свободно погружалась, всплывала и маневрировала под водой. Ефиму Никонову предложили создать «потаенное судно», которое было бы крупнее и более оснащенное. Испытания большого судна не дали положительных результатов. Постройка затянулась до 1724 года. В этом же году состоялся спуск судна, но при погружении оно повредило днище и подводную лодку пришлось поднять на берег. Повторные испытания были также неудачными: подводная лодка должна была обладать большой прочностью и герметичностью. В век деревянного судостроения эта задача являлась невыполнимой. Современный исследователь, инженер-кораблестроитель Е. Е. Колосов полагает, что изобретение Никонова являлось прообразом современной подводной лодки.

Памятник испытаниям «потаенного судна», г. Сестрорецк

Волосков Терентий Иванович

   Волосков Терентий Иванович родился и жил в городе Ржеве Тверской губернии. Часовому делу научился от отца, исправлявшего часы местных жителей.

Волосков Терентий Иванович

    Терентий Иванович изобрел астрономические часы, признанные чудом механики. В часах была стрелка, которая показывала в обыкновенные годы 28 дней в феврале, а в високосный – 29. Следовательно, в них было колесо, которое делало в четыре года всего один оборот. До Великой Отечественной войны часы хранились в Ржевском краеведческом музее, но были уничтожены фашистами. Похожие часы работы Волоскова экспонируются в настоящее время в Тверском государственном историко-архитектурном и литературном музее.

Астрономические часы

   Изобретатель Волосков Т. И. был и слесарь, и токарь, и плотник, и химик. Он изобрёл высококачественные краски: кармин, белила, бакан. Они не раз удостаивались наград в России и за рубежом, применялись для печатания государственных денежных знаков, использовались художниками и фабрикантами.

Блинов Фёдор Абрамович

   Гусеничный ход – изобретение столь же великое, как и изобретение колеса, и принадлежит оно Фёдору Абрамовичу Блинову. Он, сын саратовских крепостных крестьян, с юности отличался природной смекалкой, хорошо разбирался в механике и технике. Получив вольную, работал бурлаком, кочегаром, помощником машиниста, а потом и машинистом на пароходе. Вскоре он заслужил репутацию лучшего механика Волжского пароходства.

Блинов Фёдор Абрамович

    В 1877 году Блинов решил оставить работу, чтобы всецело посвятить себя изобретательской деятельности. Вернувшись в родное село Никольское, талантливый умелец самостоятельно изготовил «вагон» на конной тяге с «бесконечными, цепообразными рельсами». Испытания прошли успешно: платформа с 2000 кирпичами и 30 людьми, запряженная всего двумя лошадьми, проехала по улицам Саратова. Постепенно изобретатель приходит к мысли использовать на «самоходном вагоне» паровой двигатель. В 1888 году Блинов построил первый образец гусеничного трактора. Затем он собственными силами и средствами усовершенствовал своё изобретение, заменив маломощную паровую машину двигателем внутреннего сгорания, работающим на нефти.

Паровой гусеничный трактор с металлическими гусеницами

   Дело Ф. А. Блинова продолжил его ученик, Яков Васильевич Мамин, ставший пионером тракторных дизель-моторов. Он вместе со своим братом Иваном Васильевичем в 1899 году открыли в Балакове собственный завод.

Яков Васильевич и Иван Васильевич Мамины

   В 1904 году братья Мамины подают в Петербург заявку на патент на дизельный двигатель внутреннего сгорания собственной конструкции, который работал на дешевой бакинской нефти. В 1908 году они получают патент на свой двигатель. На его базе Яков Васильевич построил колесный трактор «Карлик», известный впоследствии как «русский трактор». Еще один трактор «Гном» изобретатель сконструировал в 1915 году. Достоинствами машин была их простота, надежность, универсальность, экономичность и долговечность. Эти тракторы были отлично приспособлены к сложным условиям российского сельского хозяйства.

Колесные тракторы «Гном» и «Карлик»

   Яков Васильевич Мамин воспитал сыновей – талантливых конструкторов, оставивших значимый след в истории Сталинградского, Харьковского и Челябинского тракторных заводов. Судьба Ивана Мамина сложилась трагичнее: он попал под сталинские репрессии. В 1986 году он был реабилитирован посмертно. Сегодня предприятие, которое основано братьями Мамиными, называется «Волжский дизель им. Маминых», одно из крупнейших российских предприятий, выпускающее дизель-генераторы, судовые двигатели, паровинтовые установки и другие механизмы.

   Русские ученые-самоучки благодаря своему исключительному стремлению к знаниям, природному уму, пытливости, смекалки много сделали для русской и мировой науки. Не принадлежа к дворянскому сословию, эти удивительные люди: дети крепостных крестьян, рабочих, солдат, небогатого купечества – творили и изобретали во Славу Отечества, для облегчения труда людей.

«Я русский мужик, думал и делал для России».

(Ф. А. Блинов)

Источник:

Ученые и изобретатели: Из истории российской науки (до ХХ века). Журнал «Детская энциклопедия». – М.: ООО «Детская энциклопедия», 2010, № 3.

Русские инженеры. Журнал «Детская энциклопедия». – М.: ООО «Детская энциклопедия», 2017, № 2.

Артёмов В.В. Русские ученые и изобретатели. – М.: Росмэн-Пресс, 2003, 336 с.

Кто есть кто в мире: Биографический справочник. – М.: Слово; Эксмо, 2007. – 1264 с., ил.

Использованный фотоматериал:

https://vikond65.livejournal.com/121022.html?thread=1792702

https://en.wikipedia.org/wiki/File:Fyodor_Blinov.jpg

https://trainandbrain.ru/history/thornypath

https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/rubric/5962814/profile/page13.html

http://izzhizni.ru/blog/russkij_izobretatel_terentij_voloskov/2021-07-18-63914

https://carakoom.com/blog/pervye-otechestvennye-traktory-gnom-i-karlik

https://ural-n.ru/p/pamyatnik-pervomu-parovozu.html

https://66sean99.livejournal.com/94775.html

https://catherineasquithgallery.com/fony-dlja-prezentacij/7633-fon-dlja-prezentacii-na-temu-izobretenija-57-foto.html

Нет комментариев. Ваш будет первым!