Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Русская кругосветка. Часть 1.

Русская кругосветка. Часть 1.

26 июля 1803 года в Кронштадтском порту царило необычное оживление. Сотни людей провожали в плавание шлюпы «Надежда» и «Нева». Казалось бы, для главной военно-морской гавани Российской империи выход в море двух кораблей – обычное дело. Корабли не очень большие, не совсем новые. Отчего же такое внимание?

Всё дело было в том, куда эти корабли отправлялись. Хотя русский флот существовал этому моменту уже более ста лет и был прославлен победами в сражениях и смелыми плаваниями. Но в этот день «Надежда» и «Нева» начинали первое в истории русского флота кругосветное путешествие.

26 июля 1803 года в Кронштадтском порту царило необычное оживление. Сотни людей провожали в плавание шлюпы «Надежда» и «Нева». Казалось бы, для главной военно-морской гавани Российской империи выход в море двух кораблей – обычное дело. Корабли не очень большие, не совсем новые. Отчего же такое внимание?

Всё дело было в том, куда эти корабли отправлялись. Хотя русский флот существовал этому моменту уже более ста лет и был прославлен победами в сражениях и смелыми плаваниями. Но в этот день «Надежда» и «Нева» начинали первое в истории русского флота кругосветное путешествие.

Фото автора Sara Loeffler: Pexels

Аляска

На Аляске в то время было много пушных животных. Мех этих животных можно было продавать в Европе с большой выгодой, и это принесло бы России большой доход. Но почти все возможные прибыли «съедала» долгая и сложная дорога. В то время самым главным морским портом на Тихом океане был город Охотск. Путь посуху от Петербурга или Москвы до Охотска проходил по очень плохим дорогам и занимал много месяцев. А чтобы попасть из Охотска в Русскую Америку, нужно было ещё переплыть море на одном из утлых судёнышек, построенных здесь же. Причём сделать это можно было только летом, потому что в остальное время море или грозило страшными штормами, или было покрыто льдом. Часто за один сезон проделать весь путь не успевали, и приходилось зимовать на Камчатке. А ведь этим путём нужно было отправлять почти всё. Канаты и гвозди, паруса и якоря для судов, ружья и патроны для охоты, и даже хлеб – всё везли за тысячу вёрст, порой по нескольку лет. Понятно, что доход от продажи мехов с трудом окупал все транспортные расходы.

Иван Федорович Крузенштерн

Решение этой проблемы предложил капитан русского военно-морского флота Иван Фёдорович Крузенштерн. Он считался одним из самых опытных русских моряков. К моменту описываемых событий ему было тридцать с небольшим лет. Однако он уже успел принять участие в войне со Швецией и пройти стажировку в шесть лет в Британском флоте. А Британский флот в то время считался лучшим в мире. И мечтал он когда-нибудь провести свой корабль вокруг света.

Крузенштерн посоветовал купцам, торговавшим с Русской Америкой, снарядить два судна, которые обойдут вокруг Америки с юга и привезут переселенцам всё необходимое. Такая доставка обошлась бы намного дешевле, чем обычный путь через Сибирь. Купцам эта идея очень понравилась. Одна беда – у них были деньги на снаряжение только одного судна. Но на одном корабле отправляться в кругосветное путешествие слишком опасно.

Александр Первый

Тогда купцы решили обратиться за помощью к императору Александру Первому. Император согласился выделить средства на второй корабль. Но поставил своё условие: экспедиция должна не только снабжением поселенцев в Русской Америке заняться, но и государственные задачи выполнить. Во-первых, провести исследования русских владений на Дальнем Востоке. А во-вторых, отвезти в Японию посольство, которое должно договориться с японским императором о торговле.

Юрий Федорович Лисянский

Общее командование экспедицией было поручено Крузенштерну. Он же командовал и «Надеждой». Капитаном «Невы» был назначен Юрий Фёдорович Лисянский — друг Крузенштерна ещё со времён учёбы в Морском кадетском корпусе. Как и Крузенштерн он тоже участвовал в войне со Швецией и стажировался в британском флоте. И тоже мечтал о кругосветном плавании.

Отто Евстафьевич Коцебу

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

Для экспедиции отобрали лучших офицеров флота. И среди них -  24-летний Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и 15-летний кадет Отто Коцебу. Могли ли они тогда знать, что когда-то сами возглавят кругосветные экспедиции? И уж точно не догадывался Беллинсгаузен, что через 17 лет он откроет Антарктиду, то есть сделает важнейшее географическое открытие. 

Николай Петрович Резанов

Матросов Крузенштерну советовали взять из Англии. Говорили, что русские матросы не годятся для такого долгого и сложного плавания. Но Крузенштерн, который имел опыт службы и на русском, и на британском флоте, посчитал, что русские матросы ничем не хуже английских. И он набрал всю команду из России. И ни разу об этом не пожалел. Кроме моряков, на борт «Надежды» поднялись участники посольства в Японию во главе с высокопоставленны царским чиновником Николаем Петровичем Резановым. Резанов был назначен послом в Японию. Посол взял с собой пять японских рыбаков — они десять лет назад потерпели крушение у русских берегов и с тех пор жили в России. Резанов считал, что возвращение японцев на родину послужит залогом того, что Россия хочет жить с Японией в мире.

Взяли в экспедицию и трёх учёных: астронома Иоганна Горнера и естествоиспытателей Вильгельма Тилезиуса и Григория Лангсдорфа. Горнер должен был вести астрономические наблюдения, чтобы определить точные координаты судов, а Тилезиус и Лангсдорф – изучать природу посещаемых экспедицией стран.

Иоганн Горнер
Вильгельм Тилезиус

Григорий Лангсдорф

Фотоаппаратов в то время не было, и учёным приходилось быть хорошими рисовальщиками. Гравюры, которые вы здесь увидите, сделаны именно по рисункам Лангсдорфа и Тилезиуса.

Надо сказать, что «Надежда» совсем не была рассчитана на перевозку пассажиров. Поэтому жить всем участникам плавания пришлось в большой тесноте. Каюты были так малы, что в них помещались только кровати. Однако никто не жаловался. Все понимали, что если хочешь участвовать в кругосветном плавании, то придётся потерпеть.

 И вот «Надежда» в море! Зная, как ждут на Камчатке и в Русской Америке каждый гвоздь и каждый топор, капитаны забили почти все трюмы товарами, в которых там больше всего нуждались. Для запасов провизии и питьевой воды осталось совсем немного места. Поэтому корабли экспедиции должны были делать частые остановки для пополнения этих запасов. Дания, Англия, Канарские острова…

Вскоре экспедиция вошла в тропические моря, воды которых ещё никогда не бороздили корабли под Андреевским флагом. В изумлении смотрели русские моряки, впервые оказавшиеся так далеко от родных берегов, на летучих рыб. А летучие рыбы выпрыгивали из воды и в море, которое светилось по ночам. Причина этого свечения была в то время неизвестна науке. Натуралист Лангсдорф набрал такой светящейся воды и посмотрел на неё в микроскоп. Он обнаружил, что светится не сама вода, а мельчайшие не видимые невооружённым глазом морские животные. И сделал таким образом важное научное открытие.

Вскоре корабли подошли к экватору. По морскому обычаю, при переходе через эту невидимую линию, отделяющую южное полушарие от северного, устраивался праздник. Одного весёлого матроса нарядили древним богом морей Нептуном. Нептун произносил грозные речи, махал трезубцем и обливал всех морской водой из ведра. 

Рио-де-Жанейро

В декабре 1803 года «Надежда» и «Нева» бросили якоря возле берегов Бразилии. Здесь пришлось задержаться подольше — оказалось, что одна из мачт «Невы» треснула, и её надо было заменить новой. На это ушло полтора месяца. Крузенштерн очень торопился — ведь экспедиции предстояло обогнуть южную оконечность Южной Америки – мыс Горн. А сделать это можно было только в декабре, январе или феврале – когда в южном полушарии лето. В остальное время там свирепствуют страшные бури. Зато Тилезиус и Лангсдорф были рады долгой стоянке – ведь природа Бразилии была в то время почти не изучена, и они могли собрать богатые коллекции. И вот, наконец, корабли готовы к отплытию. На всех парусах поспешили они дальше. Мыс Горн встретил моряков сильнейшим штормом. Тихий океан как будто не хотел пускать к себе русские корабли. Но моряк не испугались бури, и вскоре оба шлюпа благополучно обогнули негостеприимный мыс. Однако через несколько дней очередной шторм разлучил «Надежду» и «Неву». На этот случай Крузенштерн заранее назначил местом встречи остров Нуку-Хива – один из многочисленных островов Тихого океана. Моряки рассчитывали запастись там провиантом и чистой пресной водой.

 В те времена многие европейцы, приплывшие на своих кораблях к островам Тихого океана, хотели, чтобы местные жители снабжали их продовольствием даром. И в случае отказа они обстреливали острова из пушек. Крузенштерн же решил запасаться свежими продуктами мирным путём. Он предложил островитянам обменивать кокосовые орехи, бананы и плоды хлебного дерева на железные предметы. У жителей Нуку-Хивы не было железа, поэтому они охотно обменивали фрукты на топоры и даже на обломки железных обручей от старых бочек. Удалось запастись и пресной водой.

Через несколько дней к Нуку-Гиве подошла «Нева». На ней тоже успешно пополнили запасы продовольствия и воды. Тем временем офицеры и учёные с «Надежды» занялись исследованием острова. Они составили его подробную карту и изучили обычаи местных жителей.

Но пора было торопиться на север, чтобы успеть на Дальний Восток и в Русскую Америку до начала осенних штормов. Корабли экспедиции сделали ещё одну короткую остановку на Гавайских островах, а потом им пришлось разделиться. «Надежда» отправилась на Камчатку, а «Нева» на Аляску.

Продолжение следует.

1616
Нет комментариев. Ваш будет первым!