Чтим память… Скульптор Вера Исаева
Великая Отечественная война до сих пор остается в сердцах россиян незаживающей раной. Для жителей города на Неве память о войне неразрывно связана с блокадой. Ее печальными символами стали 125 граммов черного хлеба, стук метронома по радио и мемориал на Пискаревке.
9 мая 1960 года на Пискаревском кладбище был открыт мемориальный комплекс. В центре – шестиметровый памятник Матери-Родины, ставший символом пережитой Ленинградом трагедии.
Мемориальный комплекс на Пискарёвском кладбище
Вера Васильевна Исаева. Скульптор-монументалист, талантливый портретист и мастер станковых композиций, автор монумента. Она не дожила до его открытия несколько дней.
Вера Исаева родилась 10 апреля 1898 года в Кронштадте. Росла в семье Главного доктора Кронштадтского морского госпиталя Василия Исаевича Исаева. Отец ее был врачом и крупнейшим русским ученым-микробиологом. В течение 15 лет он занимал пост Главного доктора Морского госпиталя Кронштадта, превратив его в образцовое лечебное учреждение и научный центр. Мама Веры – Феоктиста Михайловна посвятила себя семье.
Вера Исаева в детстве
Первые уроки рисования Вера получила, обучаясь в кронштадтской Александринской женской гимназии. Школьное образование она продолжила в Петербурге, куда семья перебралась после смерти отца. До 1916 года училась в Петровской женской, известной качественным образованием и блестящими выпускницами. Она уже точно знала, чему посвятит жизнь. В 1916 году Вера Исаева поступает в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом. Революция 1917 года вносит свои коррективы в намеченный художницей путь: в 1918 году умирает Феоктиста Михайловна; сестра Лидия, как врач, была призвана в Красную армию. Страх за жизнь Веры в голодном Петрограде заставляет взять ее с собой в качестве медсестры.
В 1920 году сестры оказываются в Кременчуге, где Вера пробует себя как портретист. Благодаря этим произведениям она поступила в Государственные художественно-промышленные мастерские Петрограда. Меньше чем через год ее без экзамена перевели на скульптурный факультет Высшего художественно-технического института. Здесь Вера попадает в мастерскую трех известных скульпторов — Александра Терентьевича Матвеева, Леонида Владимировича Шервуда и Всеволода Всеволодовича Лишева.
На протяжении всех лет учебы тяжелое материальное положение заставляло Веру Исаеву совмещать занятия с работой. Она оформляла детские книжки, писала стихи, рисовала календари. Исаева преподавала лепку, рисование и черчение в Школе ликвидации неграмотности и в Центральном карантинно-распределительном детском пункте. Вера Васильевна вспоминала, что, несмотря на непростой контингент, «работа увлекала» и была в радость. Среди трудновоспитуемых детей была масса одаренных, для которых она организовывала кружки и устраивала выставки наиболее удачных работ. 15 июня 1927 года Вера Исаева успешно защитила квалификационную работу на актуальную тему «Труд и оборона» и получила диплом по специальности «художник-скульптор». В том же году с композицией, символизировавшей единство рабочего класса, крестьянства и армии, она дебютировала в Москве на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 10-летнему юбилею Советской власти. С этого момента Исаева становится постоянной участницей многочисленных выставок, проводившихся на самых разных уровнях.
Вера Васильевна Исаева
Увлеченная творческими задачами она очень много работала: в мастерских Курсов повышения квалификации, в Художественно-репродукционной мастерской, сотрудничала с издательством «Радуга», ставшим предтечей Детгиза.
В 1935 году по приглашению знаменитого скульптора Николая Васильевича Томского работала над проектами памятников В. И. Ленину для города Могилева и С. М. Кирову для Ленинграда. С 1938 по 1941 год выполнила проекты памятников В. П. Чкалову для Оренбурга, 26-ти бакинским комиссарам для Красноводска. Но в творческие планы вновь вмешалась война – Великая Отечественная.
С первых дней войны Вера Васильевна включилась в работу бригады скульптора Н. В. Томского над агитационно-монументальными рельефами: красноармейцы, рвущиеся в бой, рабочие у станка, поверженные фашисты. Рельефы должны были символизировать готовность города к сопротивлению и поднимать дух ленинградцев.
Панно «За Родину!»
Вера Васильевна активно занималась монументальной пропагандой. Ее сатирические гипсовые фигуры высмеивали фашистов.
Вандал ХХ века. Гипс. 1941 год
Весной 1942 года Исаева в составе группы художников находилась на партизанской базе под Ленинградом. Из этой творческой командировки она привезла множество рисунков и миниатюрных этюдов в глине и пластилине. Скульптуры «Партизан» и «Партизанка» были отлиты из гипса и установлены в Саду Отдыха на Невском проспекте в 1942 году. Памятники не дожили до наших дней, их уничтожил вражеский снаряд.
У карты, 1942 Партизанка, 1942 Мальчик-партизан, 1946
В 1943 году она создаст бюст моряка-балтийца, в который вложит, как сама говорила, «все от всех моряков» — все лучшее, отважное, героическое. Это произведение, представленное на выставке 1963 года, вызвало особые чувства у кронштадтцев. В каждой семье, в каждом доме были свои герои, сражавшиеся за родную землю на Балтийском море.
Моряк-балтиец, 1944
В 1948 году был объявлен Всесоюзный конкурс на создание монумента на Пискаревском кладбище – места захоронения сотен тысяч жителей и защитников Ленинграда. Лучшим был признан проект В. Исаевой и Р. Таурита «Мать-Родина» — строгая женская фигура женщины с траурной гирляндой в руках.
Вера Исаева, всю блокаду продолжавшая работать в осажденном городе, как никто другой могла оценить масштаб этой величайшей в истории человечества трагедии. За десять лет, с 1948 по 1957 год, Исаева вместе со своим постоянным соавтором Робертом Карловичем Тауритом выполнила огромное количество эскизов, скульптурных этюдов и рисунков с натуры, пытаясь придать будущему образу предельную пластическую выразительность и эмоциональность. Скульпторы смогли добиться этой цели, создав монумент, ставший символом скорби и памяти жертв блокадного Ленинграда.
Участие в работе над мемориальным ансамблем Пискаревского кладбища потребовало от Исаевой огромного физического и душевного напряжения, но эта хрупкая женщина находила в себе силы, чтобы в то же время активно заниматься возрождением израненного войной Ленинграда, выполнять ответственные государственные заказы.
Вместе с группой молодых художников она участвовала в оформлении интерьеров Ленинградского аэропорта, зала ожидания Московского железнодорожного вокзала, фасада наземного павильона станции метро «Балтийская», выполнила скульптурный комплекс для Дворца культуры рабочих торфоразработок в поселке Назия Ленинградской области, эскизы рельефов для павильона «Северо-Запад и Ленинградская область» на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства и для Советского павильона на промышленной ярмарке в Загребе.
Барельеф Ф.Ф. Ушакова на фасаде наземного павильона станции метро «Балтийская»
Памятник изобретателю А.С. Попову
Одним из последних и наиболее знаковых произведений в ее творчестве стал скульптурный образ Максима Горького, над которым она продолжала работать до конца жизни. Тяжелая болезнь помешала ей исполнить фигуру в размере памятника. Эту задачу после смерти Исаевой, по воле автора, осуществил М.Р. Габе. Памятник «Буревестнику революции» был торжественно открыт 28 марта 1968 года в день столетия со дня его рождения. Он по праву считается одним из лучших скульптурных портретов писателя в советском искусстве.
Памятник Максиму Горькому
Женская неустроенность, огромные физические и психологические перегрузки не могли не сказаться на ее здоровье. В конце 1950-х годов она тяжело заболевает и уходит из жизни 19 апреля 1960 года. Посмертно Вера Васильевна Исаева награждена Золотой медалью и дипломом 1-й степени за эту грандиозную работу, увековечившую память всех погибших жителей непокоренного Ленинграда.
Произведения скульптора хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Музее городской скульптуры Санкт-Петербурга.
У Веры Васильевны Исаевой не было учеников и наследников. Она никогда не стремилась к званиям и наградам. Ее жизнь проходила под девизом, сформулированным ее отцом: «Жизнь мчится стремительно вперед – спешите трудиться!».
Вера Исаева у бюста своего отца В.И. Исаева.
Никто не забыт
«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Алексей Шамарин
Источники:
Черенева В. Вера Пискаревки/Черенева В. // «Родина». – 2020. — № 3. – С. 27 – 29.
https://yavarda.ru/veraisaeva.html
http://www.vidania.ru/slovar/slovar_leningrada/isaeva_vera_vasilevna.html
https://ok.ru/group/57477254807630/topic/154658841...
Фотоматериал использован из открытых источников