Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

"Охотск" и "Чукотка"

"Охотск" и "Чукотка"

Весной 1928 г. начало свою деятельность легендарное Акционерное Камчатское общество (АКО), что просто перевернуло сонную, захолустную жизнь Камчатки. Сферами его деятельности должны были стать многие отрасли народного хозяйства, но в первую очередь рыбная промышленность. В те времена основной упор в рыболовстве делался на береговую лососёвую рыбалку, и для снабжения многочисленных вновь организуемых предприятий Обществу жизненно необходим был свой транспортный флот. Его задачами должны были стать доставка с материка на полуостров рабочей силы и снаряжения, завоз продовольствия и товаров для населения, вывоз на рынки готовой продукции. 

На первых порах АКО признавало необходимым приобретение одного парохода для завоза товаров и двух шхун для развоза по берегам. Разрешение на их приобретение АКО получило в октябре 1927 г. К началу навигации 1928 г. было намечено купить две парусно-моторные шхуны «с водоизмещением, приблизительно, первой — в 500—550 тонн для обслуживания факторий восточного побережья Камчатки, и второй — тонн на 650—700 — для обслуживания побережья Охотского моря». Для приобретения судов в США откомандировывался член правления АКО В. Л. Бурыгин. Результаты своей работы он доложил 17 января 1928 г.: «Сегодня осмотрел шхуну постройки 1918 г.: деревянная, трехмачтовая, мотор 300 сил, тоннаж чистый 700 тонн, имеется 20 коек матросов, 10 администрации, небольшой магазин. Ход 8 миль, имеется парусное снаряжение, электричество, лебедки, подводная часть железным деревом, нос обшит сталью, нет радио. Просят 65 000 долларов, дешевле не отдают… Мое впечатление от этой шхуны хорошее». Правление согласилось на приобретение судна, предложив Бурыгину произвести его ремонт и освидетельствование, а также установить радиостанцию.

Но первой покупкой АКО стал теплоход «Апекс», который получил название «Охотск».

Уже знакомая нам шхуна изменила название «Чарльз Бровер» на «Чукотку».

Отправление судов на Камчатку затягивалось, и чтобы успеть к началу путины руководство АКО принимало чрезвычайные усилия. Кроме всего прочего было принято решение отправлять «Охотск» и «Чукотку» сразу в Петропавловск, а не во Владивосток, как это планировалось изначально. Транспортному отделу ставилась задача снарядить суда в рейс и обеспечить тщательную подготовку их механизмов и оборудования к долгому плаванию, «имея в виду невозможность ремонта и пополнения в Петропавловске».

До Камчатки пароходы перегоняли американские экипажи. В процессе передачи судов отмечались недостатки, о которых в ноябре 1928 г. сообщал член правления О. Х. Кантер: «Когда “Охотск” прибыл в Петропавловск, многие инструменты расходились по рукам нашей команды, а отчасти — и американской команды. На следующее плавание нам придется потратить много денег, чтобы пополнить судовой инвентарь. Это хищение стоит тысяч рублей».

На покупку парохода (будущего крабоконсервного завода «Камчатка»), «Охотска» и «Чукотки» было «переведено 213 000 долларов, сумма уже уплачена продавцам и предполагается еще перерасход до 20 000 долларов». Кроме того, за участие в покупке судов правление АКО выплатило американскому агенту 8 000 долларов комиссионного вознаграждения.

Вместимость первого судна АКО — теплохода «Охотск» — составляла 785 рег. т, его главный двигатель имел мощность 280 кВт, численность экипажа составляла 26 чел. На судне стояли вспомогательные бензиновые двигатели. Его конструктивной особенностью являлось наличие высокой надстройки, занимавшей всю кормовую половину корпуса. Она придавала «Охотску» своеобразный силуэт, благодаря которому он получил прозвище «плавучий комод».

Сочетание деревянного корпуса и двигателей, работавших на легковоспламеняющемся топливе, стало причиной часто возникавших пожаров. Один из них описывает первая в мире женщина – капитан А. И. Щетинина, работавшая на судне в начале своей флотской карьеры. «Во время стоянки у завода, где на “Охотске” только что закончили ремонт, вахтенный моторист запустил вспомогательный двигатель, обеспечивавший работу генератора, и нарушил правила безопасности. Возник пожар. После удаления людей машинное отделение закрыли, судно отбуксировали на мель у южного берега бухты и затопили, для чего потребовалось прорубить деревянную обшивку борта. Пожар прекратился. Водолазы заделали отверстие в обшивке, воду откачали, и судно снова поставили к заводу на ремонт…»

А. И. Щетинина

«Охотск» был снабжен вспомогательным парусным вооружением, порой оказывавшим существенную помощь маломощной машине и нередко выручавшим его в экстремальных ситуациях. Из воспоминаний А. И. Щетининой: «После долгого осеннего рейса мы снялись во Владивосток. Погода, как и следовало ожидать, была неспокойная. При штормовых северо-западных ветрах капитан решил идти под прикрытием Курильской гряды. Но острова нас мало прикрывали, качка была стремительной, и хода почти не было, а в довершение всех бед в один из штормовых дней вышел из строя главный двигатель. Повреждение оказалось серьезным. “Охотск”, находясь в районе пролива Крузенштерна, стал игрушкой волн. Об аварии сообщили во Владивосток и Петропавловск. Надежды на быструю помощь были очень относительны: в зимнем море не было ни одного судна, которое могло бы прийти нам на помощь… Поставили запасной парус, потом, после того как он порвался, — трюмный брезент…»

Второе судно АКО — парусно-моторная шхуна «Чукотка» — имело вместимость 569 рег. т, а его экипаж насчитывал 27 чел.

Свою трудовую деятельность первые камчатские транспортные суда начали летом 1928 года. Первым капитаном «Охотска» стал С. И. Кострубов. «Чукоткой» командовал опытный капитан-парусник В. М. Андржеевский.

Первенцы транспортного флота АКО проработали недолго. «Охотск» погиб от пожара летом 1930 г. Он загорелся у пирса петропавловского порта. Чтобы огонь не перекинулся на стоящие рядом суда и сооружения, его отбуксировали на рейд в район мыса Сигнального и затопили выстрелом с пограничного сторожевого корабля «Воровский».

«Чукотка» находившаяся на пути к острову Врангеля, 1 августа 1931 г. была раздавлена льдами Чукотского моря. Ее экипаж во главе с капитаном Г. И. Фонаревым спасли моряки другого парохода АКО «Ительмен».

Хотя первые транспорты АКО прослужили недолго, они оставили существенный след как в истории общества, так и промыслового освоения Камчатки в целом. Обзаведение этими судами позволило АКО отработать на практике новую систему снабжения пунктов охотско-камчатского побережья и решить принципиальные вопросы по комплектованию флота личным составом, его рационального использования и технического обслуживания. Помимо этого, первенцы АКО флота стали своеобразными «морскими школами», готовившими специалистов, хорошо знавших особенности работы на камчатском побережье, со временем внесших достойный вклад в развитие дальневосточной рыбной промышленности.

Источник: Гаврилов, С. В.Маленькие камчатские истории. Петропавловск-Камчатский: Камч. печ. двор, кн. изд-во, 2002. — 302 с., [16] с.: ил.

Нет комментариев. Ваш будет первым!