Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Неподражаемый и страстный Чарльз Диккенс

Неподражаемый и страстный Чарльз Диккенс

Темная сцена освещена лишь скудным светом фонаря, похожего на те, что с трудом пронизывают мглу на мрачных улицах Лондона. За небольшим столом едва различима фигура немолодого мужчины. Проходит мгновение, и его грубая брань разрывает тишину зала. В ответ слышится душераздирающий женский визг. Ссора набирает обороты до тех пор, пока женский голос внезапно не прерывается… В зале, среди публики, наблюдается необыкновенное волнение. Громкие всхлипывания перемежаются с истерическими возгласами. Кто-то падает в обморок. Наконец мужчина придвигается ближе к свету фонаря и с трудом, опираясь дрожащими руками на стол, встает...

Что же это было? Мастерски сыгранная сцена убийства из романа Чарлза Диккенса «Приключения Оливера Твиста». До невероятности правдоподобная. В главной роли — мистера Сайкса — сам знаменитый автор романа. Это он вот уже год изводит публику убийством Нэнси. Играет так, что зрители до последней минуты верят: на их глазах совершается жестокое преступление.

Этой сценой мистер Диккенс закончил свое последнее публичное выступление. Его голова словно стянута железным обручем из-за высокого кровяного давления, пульс стучит в висках так, что теряется ощущение реальности. Лечащий доктор встревожен. Он предупреждает мистера Диккенса, что тот сам может умереть прямо на глазах у своей аудитории.

Но тут, словно очнувшись от гипноза, публика разразилась криками и аплодисментами. Люди кричали и аплодировали до тех пор, пока писатель не заплакал…

Чарльз Диккенс знаменит сегодня, как при жизни. Автор пятнадцати романов, пяти новелл, бесчисленных историй и эссе помогал в карьере другим писателям и занимался социальными проблемами. Чарльз преуспел в реализме, рассказывая о лондонской жизни, но не избегал сказочной составляющей. Среди его гротескных и комических персонажей значатся Урия Хип, в честь которого названа английская рок-группа, Скрудж, чье имя взяли для известного мультгероя, Ловкий плут из «Оливера Твиста» и, конечно же, Дэвид Копперфильд из одноименного романа.

Чарльз Джон Хаффем Диккенс родился 7 февраля в 1812 году в английском Портсмуте. Сын Джона Диккенса, военно-морского служащего с большой любовью к литературе, он переехал с семьей в Лондон, когда ему было 10 лет. Родители были очень бедными, и мальчику пришлось рано устроиться на тяжелую работу. В итоге отца посадили в тюрьму за долги, а Чарльз стал свободным политическим журналистом, создающим скетчи. Он впервые завоевал славу в 1836 году с «Очерками Боза». В этом же году писатель представил роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» о людях, путешествующих по Англии. Впервые «Записки Пиквикского клуба» вышли тиражом всего 400 экземпляров. Но уже вскоре их издавали — по частям и целыми томами — тиражом 40 тысяч экземпляров.

Диккенс создал мир, вроде бы, знакомый каждому англичанину, но феерическим образом его приукрасил, заставив публику хохотать от души. Шляпы Пиквика, сигары Пиквика — именем главного героя романа сразу же стали называть множество вещей. Диккенс стал неподражаем. Он понял: публику нужно не информировать, а развлекать, заставляя попеременно то плакать, то смеяться.

В начале своей карьеры Чарльз Диккенс работал в газете The Morning Chronicle, а позже писал для американского журнала Harper’s Bazaar. Он три года был редактором Bentley’s Miscellany, одновременно работая над романом «Оливер Твист». История, впервые опубликованная в 1838 году, стала первым викторианским романом, где главным персонажем был ребенок.

В течение 1830-40-х годов жизнь Чарльза была довольно интенсивной. Успех «Пиквиков» он повторил с романом «Жизнь и приключения Николаса Никльби», выходившим в 20 частях в течение двух лет. Затем были эксперименты с более короткими выпусками в еженедельном издании «Часы мистера Хамфри», куда вошли «Лавка древностей» и «Барнеби Радж». Его сочинения в эти плодовитые годы были необычайно разнообразными. Чего только стоит повесть «Рождественская песнь в прозе» в пяти частях, где главным героем стал мрачный скряга Скрудж. 

«Рождественская песнь» имела такой успех у публики, что одно издательство напечатало ее пиратским образом. Чарлз подал в суд, выиграл дело, но судебные издержки оказались многим больше, чем он ожидал. Больше писатель никогда не станет защищать в суде свои авторские права. Кончилось все тем, что боязнь нищеты довела его до нервной лихорадки. Он вновь, даже не посоветовавшись с женой, собрался в дорогу, решив временно переехать в Европу.

В Европе писатель-реалист создает свой великий роман под названием «Дэвид Копперфильд». В нем он даже использовал образ своих родителей, которые стали мистером и миссис Микобер. Если дословно перевести оригинальное название романа, получится что-то вроде «История жизни, приключений, переживаний, наблюдений Дэвида Коппер­филда — младшего из бландерстонского Грачевника, которую он ни за что и никогда не хотел публиковать». Таким образом, разница между тем, что человек сам хочет поведать миру, и тем, что он хочет как будто бы утаить, очень важна и находится в самом центре этого романа.

Обложка первого издания первой части романа 

Чарльза Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим», Лондон, 1849 год.

Роман был описан как «праздник» из больших социальных проблем. Это автобиографичная история Чарльза, преимущественно о его детстве, работе на фабрике и первом опыте в журналистике. По этой причине она всегда был одним из самых популярных произведений и «любимым ребенком» Диккенса. Произведение послужило принятию реформы по поводу использования детского труда. Он описывал эксплуатацию детей, физическое и эмоциональное насилие.

Публика ничего и не подозревала о событиях в личной жизни писателя, пока он не опубликовал в своем еженедельнике «Домашнее чтение» письмо, получившее название «гневного». В нем он обвинял свою жену Кэтрин в нерадивости и неприспособленности к семейной жизни, хотя она родила десятерых детей.

Кэтрин Диккенс

Эллен Тернан

Диккенс не лгал — его чувства к женщинам всегда отличались особой либо негативной, либо позитивной интенсивностью. Все их поступки, которые они совершали с того момента, как он награждал их негативным «образом», лишь подтверждали в его сознании собственную правоту. Так было с матерью, а теперь — с Кэтрин. Значительная часть письма была посвящена Джорджине, младшей сестре жены. Признавался он и в существовании женщины, к которой «испытывает сильное чувство». Своей публичной исповедью, ставшей после долгой привычки хранить свои душевные секреты, экстремальной по своей форме и содержанию, он словно выиграл еще одну «битву с жизнью». Завоевал право порвать с прошлым. Почти все друзья отвернулись от писателя, встав на сторону Кэтрин. Этого он не простил им до конца своей жизни. Тогда же сочинил еще одно письмо, чтобы опровергнуть поднявшуюся бурю сплетен и слухов. Кэтрин Хогарт после скандала ушла от Чарльза. После развода романист женился на юной актрисе Эллен Тернан. Хотя их отношения продлились до смерти Чарльза, она считалась любовницей, поэтому связь не афишировали. Их роману посвящен фильм «Невидимая женщина» Рэйфа Файнса.

Большинство газет и журналов отказались опубликовать произведения. Тогда же Диккенсу пришла в голову мысль выступить с публичным чтением своих романов. Это был способ заработать деньги и вместе с тем проверить отношение к себе читателей, людей, которые еще ни разу его не предавали.

Говорят, что он помнил все свои романы наизусть, волшебным образом преображался в их героев. Между автором и сидящими в зале происходил контакт сродни мистическому. Ходили слухи, что Диккенс вводил публику в состояние транса. Популярность снова вернулась к нему. Однако, волнения и эмоциональное напряжение на сцене, драматизм и накал страстей в личной жизни, подорвали его здоровье. Он все время жил, словно в вагоне поезда, перемещаясь из редакции в свой дом, из дома — к Эллен, оттуда — за границу, постоянно курсируя между городами, где выходил на сцену.

Писатель умер от инсульта 9 июня в 1870 году. Чарлза Диккенса похоронили в Вестминстерском аббатстве. Хотя в своем завещании он просил о другом. Однако публичный человек такого масштаба и после смерти вынужден подчиняться желаниям общества. Ни Кэтрин Диккенс, ни Эллен Тернан не присутствовали на скромной, но торжественной церемонии. Зато тысячи англичан пришли поклониться своему любимому автору, погребенному под тяжелой мрачной плитой в стенах знаменитого аббатства.

Произведения писателя сегодня представляют интерес не только для читателей, но и для режиссеров, являясь хорошим материалом для театра и кинематографа. Экранизации романов Чарльза Диккенса начались еще в 1910-х годах. История «Дэвида Копперфильда» была экранизирована 4 раза еще в начале 20 века. В 1999 году вышел мини-сериал, где главного героя сыграл Дэниел Рэдклифф после этой роли, сыгравший Гарри Поттера.

Кадр из английского сериала «Девид Копперфильд» (1999г.).Реж. Саймон Кертис

Также была ирландская версия произведения, выпущенная в виде телефильма в 2000 году. Известный иллюзионист, вдохновляясь произведениями писателя, взял себе псевдоним Дэвид Копперфильд. Помимо многочисленных экранизаций «Дэвида Копперфильда» известными кинолентами стали «Рождественская история» Роберта Земекиса с Джимом Керри и Гари Олдманом, «Оливер Твист» Романа Полански, «Большие надежды» Альфонсо Куарона по одноименному роману 1860 года, «Новая рождественская сказка» с Биллом Мюрреем, «Тайна Эдвина Друда», созданная на основе последнего незавершенного романа писателя. Также существует множество мини-сериалов, короткометражек и мультфильмов.

Кадр из мультфильма «Рождественская история» (2009г.). Реж. Роберт Земекис

Гениальность произведений Чарльза Диккенса всегда была связана со страданиями, ошибками и жаждой автора искоренить социальное зло. Критики считают писателя самым творческим, фантастическим и актуальным из великих романистов викторианской эпохи, а, возможно, и всех времен. Лев Толстой и Джордж Оруэлл высоко оценили его реализм, прозаическую беглость и сатирическую карикатуру, а также его страстную пропаганду от имени детей и бедных. Французский писатель Жюль Верн назвал Диккенса своим любимым писателем, а Винсент ван Гог был вдохновлен романами Чарльза при написании нескольких своих картин. Федор Достоевский однажды сказал:

«Мы понимаем Диккенса в России, я уверен, почти так же хорошо, как и в Англии. возможно, мы любим его не меньше, чем его соотечественники, настолько оригинален Диккенс!».

Источники:

  1. ВокругСвета.ру.- URL: https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3372/
  2. Гринь, О. Чарльз Диккенс: история самого известного романиста, рассказывающего о детях / О. Гринь.-URL:https://stoneforest.ru/look/culture/books/charlz-dikkens/
  3. Диккенс, Чарльз // Википедия.- URL:https://ru.wikipedia.org/harlz-dikkens/

Нет комментариев. Ваш будет первым!